Top.Mail.Ru
Preview

Управление

Расширенный поиск
Том 7, № 4 (2019)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

5-15 686
Аннотация

В статье проанализированы цель, задачи и основные направления осуществления информационно-методической поддержки эколого-технологической модернизации экономики России и перехода к наилучшим доступным технологиям в ключевых отраслях хозяйства. Показано, что эколого-технологическая модернизация отвечает национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации и направлена на формирование высокопроизводительной, экспортно ориентированной, ресурсоэффективной промышленности, развивающейся на основе современных технологий.

Рассмотрено новое направление развития промышленной политики России – экологическая промышленная политика. Представлен опыт разработки и реализации инструментов информационно-методической поддержки, в том числе информационных семинаров, деловых игр и программ повышения квалификации кадров. Проанализирована роль экспертного сообщества в области наилучших доступных технологий в реализации экологической промышленной политики. Подчеркнуто, что задачи информирования заинтересованных сторон, повышения квалификации кадров, создания экспертного сообщества наилучших доступных технологий, обсуждения проектов нормативных правовых актов, оценки затрат на модернизацию и обоснования последовательного совершенствования требований к технологиям, их экологической и ресурсной эффективности, должны решаться в тесной взаимосвязи друг с другом. Продемонстрировано, что исследовательские проекты, выполняемые в рамках информационно-методической поддержки модернизации экономики, позволяют получить и систематизировать информацию, необходимую для эколого-экономического обоснования новых требований к ресурсной и экологической эффективности производства. Определены направления совершенствования инструментов общественного диалога, информационной работы, программ повышения квалификации кадров, подходов к обсуждению проектов нормативных актов с регуляторами, регулируемым сообществом, а также с заинтересованными сторонами на национальном и региональном уровнях.

16-23 807
Аннотация

В статье раскрыты особенности подготовки специалистов по государственным закупкам в странах с различным типом экономики и формами государственной власти с точки зрения системы обучения, применяемых педагогических форм, методов и средств. Проанализированы учебные программы подготовки иностранных образовательных учреждений, отличающиеся достаточной вариативностью и адаптивностью в соответствии с потребностями обучающихся, интенсивностью использования различных форм обучения: очной (аудиторной), дистанционной (в режиме видео-конференц-связи при проведении вебинаров), а также через пересылку учебного материала и контроль успеваемости через электронную почту. Учтено содержание иных учебно-методических документов и официальных публикаций в средствах массовой информации, а также результаты переписки (через общение в чатах и по электронной почте) с представителями учебных курсов и ведущих учебных центров, ответы на информационные запросы в органы государственной власти, ответственные за функционирование контрактной системы.

По итогам анализа выделены следующие ключевые позиции, позволяющие выделить принципиальные различия в подготовке специалистов по государственным закупкам в государствах Запада и Востока: степень государственного участия в регулировании системы подготовки и степень выраженности воспитательной функции при формировании необходимого уровня правосознания специалистов в сфере закупок. Установлено, что в США и Великобритании обучением специалистов по государственным закупкам занимаются частные лицензированные организации, конкурирующие между собой в сфере предоставления желающим такого рода образовательных услуг. В Китае по причине наличия проблем в сфере борьбы с коррупционными проявлениями в действиях государственных заказчиков самое пристальное внимание уделяют вопросам формирования необходимых качеств личности должностных лиц, способствующих минимизации рисков совершения ими правонарушений в контрактных правоотношениях.

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

24-31 869
Аннотация

В статье приведена характеристика структуры перевозок транспортного логистического комплекса и его динамика. Анализ современного состояния рынка транспортно-экспедиционного обслуживания позволяет выделить существенные изменения рынка в сторону совершенствования технологий и модернизации логистических схем. В современном мире транспорт, связь, интернет-технологии, системы управления взаимоотношениями с клиентами и экспедиционная инфраструктура являются частью человеческой жизни, элементом международного взаимодействия на всех уровнях – глобальном, региональном и межстрановом. Структура рынка транспортно-экспедиционного обслуживания представляет собой сложный механизм причинно-следственных связей, которые обеспечивают плотность рынка в условиях макроэкономической среды. В систему транспортно-экспедиционного обслуживания входит ряд подсистем, взаимодействующих между собой: отраслевая, рыночная, организационная, ассортиментная, производственно-технологическая, территориальная, институциональная, социальная и другие.

Современная Россия обладает мощным, многоотраслевым транспортным комплексом: на ее территории функционируют основные виды транспорта. Между тем Россия не является лидером мирового рынка транспортно-логистических услуг, уступая позиции по доле стран в мировом грузообороте США, Китаю и европейским странам. Структура перевозки грузов во всем транспортно-экспедиционном комплексе России достаточно неоднородна. Выделен факт того, что в структуре перевозимых грузов наблюдается тенденция роста объемов перевозки низкодоходных грузов на фоне стабильного уровня объемов перевозки высокодоходных. По складским помещениям Россия также не является лидером. В области транспортно-экспедиционного обслуживания Россия уступает всем европейским странам, но современное развитие цифровых технологий поможет России выйти на мировой уровень.

32-43 733
Аннотация

В настоящее время Банк России проводит радикальные преобразования в системе администрирования банковского надзора и регулирования. Можно наблюдать взаимодействие денежно-кредитной политики и макропруденциальной политики. Цель мегарегулятора – традиционная защита капитала инвесторов, акционеров, клиентов. Основными проблемами российской экономики являются дефицит инвестиций и собственных оборотных средств у некредитных организаций и сложности получения плацдарма кредитования. Основная цель реформирования банковской системы – создать дополнительные источники инвестиций для некредитных организаций. Ужесточение надзорных требований хотя и нивелирует совокупные банковские риски, но снижает деловую активность и маневренность банковской системы. Кривая инвестиционного спроса российской экономики является пологой, что характеризует низкую доходность инвестиционных вложений и слабую зависимость от политики процентных ставок. В связи с этим предложено рассматривать инвестиции компании как основной критерий конкурентоспособности и главный аргумент в принятии решений о предоставлении кредитной линии.

В статье показана целесообразность выделения инвестиционного критерия в монетарном правиле, обоснована актуальность пропорционального регулирования – распределения нормативных показателей банковского надзора по ярусам банковской системы, которые формируются исходя из функциональной и региональной специфики. Разработан механизм обеспечения ценовой стабильности на основе кластеризации финансовых организаций. Предложено использовать инвестиционные критерии в качестве обоснования перевода обслуживания некредитной организации в другой банковский кластер. Проанализированы возможные тенденции и последствия основных планируемых преобразований банковской системы с учетом банковских ярусов и распределение по ярусам полномочий и функций.

В результате мер превентивного надзора и кластеризации банков возможно ожидать: региональную сегментацию рынка; улучшение эффективности систем внутреннего контроля на основе распределения функций контроля по банковским ярусам упрощение управления рисками и приведение в соответствие с профилем деятельности компаний и уровнем операций банка. В работе доказано, что целенаправленное сегментирование кредитного рынка позволяет снизить кредитные риски для банков, а также связать характеристики рынка с бизнес-моделями каждого кластера.

44-53 806
Аннотация

В статье проанализирована проблема оценки и обоснования эффективности затрат на создание различных элементов инновационной экосистемы территорий, в частности, регионов. Большинство субъектов Российской Федерации ведут работу по формированию инновационных экосистем в контексте стратегического управления экономикой. Однако при этом возникает вопрос о бюджетной и экономической эффективности затрат. Целью статьи является разработка методического подхода и основных направлений определения эффективности формирования инновационных экосистем.

Показано, что некорректно оценивать эффективность только по непосредственному бюджетному эффекту. На основе экспертных интервью определены и классифицированы основные эффекты от развития инновационной экосистемы региона, что позволило уточнить конкретные направления влияния инновационной экосистемы на ряд экономических показателей, включая валовой региональный продукт. Предложены формулы для расчета важнейших эффектов от развития инновационных экосистем в стоимостном выражении. Отмечено влияние инновационных экосистем на достижение публичных целей социально-экономического развития территорий. На основе данных о развитии инновационной экосистемы с ядром в виде регионального опорного университета и реализации студенческих предпринимательских проектов определены ключевые эффекты, возникающие благодаря затратам из различных источников.

Показано, что дополнительные затраты на развитие инновационных экосистем могут быть вполне оправданны при условии реализации полноценной воронки проектов. Уделено внимание проблеме более полных и точных оценок долгосрочных эффектов развития инновационной экосистемы для пространственной значимости, миграционной привлекательности, развития человеческого капитала территории. Сделаны выводы о значительном влиянии затрат на формирование инновационной экосистемы на развитие территории (как существующем, так и потенциальном).

54-59 1058
Аннотация

Любое взаимодействие между двумя и более субъектами всегда сопряжено с различными факторами: экономическими, социальными, культурными, политическими и другими. Изучение истории понятия «сервис» невозможно в разрыве от изучения понятия торговли. В статье эти два понятия рассмотрены в неразрывной связи для более точного отражения важности сервиса, как при совершении мелких торговых сделок, так и для работы лидеров транспортной отрасли.

Важнейшим периодом для изучения истории понятия «сервис», как ключевого аспекта торговли, является торгово-экономический прорыв в развитии международных торговых отношений, который относится к XIII в. XX в. стал действительно значимым для клиентского сервиса. Созданные предпосылки, развитие производства, качественное изменение жизни населения – все это позволило и России, и Европе шагнуть далеко вперед в плане понятия сервиса. Если до этого момента мир был убежден, что предложение рождает спрос, то с развитием предложения, расширением услуг, появлением новых видов транспорта, а именно альтернатив в любой сфере жизни общества, появляется и новая задача – привлечь клиента к своему товару.

Итогом изменений в сфере сервиса в XX в. стала переориентация с производства на клиента, причем несмотря на неравномерное развитие стран Европы и России, в XXI в. страны встали примерно на одну ступень развития сервиса. Единственное, что стало сильнейшим отличием – ментальные ценности жителей Европы и России. Ориентация на клиента превалирует над собственными интересами, так как моральное удовлетворение от процесса взаимодействия с клиентом стоит наравне с материальным. Отсутствие разделения клиентов по классам, понимание важности разделения потребностей в соответствии с возможностями – основа развития сервиса.

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

60-66 708
Аннотация

Экономика Ирана имеет три сектора: углеводородный, сельское хозяйство и услуги. В силу исторической тенденции иранская экономика находится под влиянием государственного управления в сфере производства и услуг. Учитывая роль ненефтяного экспорта и чрезмерную зависимость иранской экономики от нефти и нефтепродуктов, необходимо провести исследование для определения факторов, влияющих на ненефтяной экспорт.

Поскольку нефтяные доходы не рассматриваются в качестве надежного источника доходов для правительства из-за их нестабильности, развитие ненефтяного экспорта является одной из важнейших целей Ирана. Если цели, поставленные в этой области, будут достигнуты, то положение страны улучшится в валютном плане, сдерживая волатильность, вызванную ценами на нефть, и приобретая экономические и конкурентные преимущества на мировой арене. Важнейшим вопросом в развитии ненефтяного экспорта является либерализация экономического потенциала за счет новых инвестиций.

В статье на основе литературного образа определены факторы, влияющие на ненефтяной экспорт. С учетом опроса 32 руководителей и экспертов нефтеперерабатывающей компании Fajre Jam, как одной из главных компаний-экспортеров конденсата в этой стране и регионе, выявлены наиболее важные факторы, а затем классифицированы с использованием подхода аффинного графа. При обработке аналитических иерархий в программном обеспечении выбора экспертов использовались парные сравнения для взвешивания основных факторов и подфакторов с участием 10 руководителей и экспертов указанной компании.

67-75 642
Аннотация

В статье представлены результаты анализа роли России в мировом потоке трансграничных денежных переводов физических лиц за период 2010–2018 гг. Определены объемы оттока денежных средств из России и притока их в Россию. Выявлены особенности трансграничных денежных потоков со странами СНГ и дальнего зарубежья, заключающиеся в том, что для России характерен крайне высокий объем и темп оттока денежных средств в виде трансграничных переводов наряду с невысоким объемом их притока. Установлено, что обмен денежными средствами со странами Содружества независимых государств и со странами дальнего зарубежья представляют собой самостоятельные потоки со своими особенностями.

Определены основные страны дальнего зарубежья и Содружества независимых государств – партнеры России по трансграничным переводам денежных средств. Дана оценка динамике роста, а также целевой структуре денежных переводов. Выявлено, что для трансграничных переводов денежных средств из России характерна сезонность: устойчиво повторяющийся рост денежных переводов в четвертом квартале и снижение в первом квартале каждого года. Представлены результаты прогноза объема денежных переводов физических лиц на 2019 г. В соответствии с прогнозом во втором полугодии 2019 г. за границу будут переведены 21 755 млн долл. США. В целом в 2019 г. объем перевода денежных средств за границу будет меньше объема 2018 года и составит 42 804 млн долл. США. В первом полугодии 2020 г. за границу предположительно будет переведено 1 763 млн долл. США.

76-83 710
Аннотация

Кластеризация экономики отдельных территорий определяет наиболее эффективную их интеграцию в мировую экономическую систему, позволяет обеспечить накопление и оптимальное, с точки зрения глобальных трендов, использование ресурсов, способствует повышению эффективности государственной промышленной политики. Кластеры стали одной из основных движущих сил и детерминант конкурентоспособности регионов, эффективность деятельности которых подтверждена мировым опытом. Они позволяют повышать конкурентоспособность не только входящих в них предприятий, но и конкретных отраслей в рамках региона, а также расширять внедрение инноваций, сокращать трансакционные издержки, развивать и укреплять взаимоотношения между бизнесом, наукой и государством. Получаемый синергетический эффект от создания кластера заключается не только в повышении эффективности его работы в целом по сравнению с эффективностью отдельных участников, но и во взаимном усилении конкурентных позиций как отраслевого производства, так и территории его базирования.

В статье уточнена содержательная характеристика понятия «экономический кластер региона», отличающая авторский подход от других известных научных подходов тем, что в составе региональных кластеров может быть выделена особая их разновидность – экономический кластер малых предприятий, представляющий собой локализованную и сконцентрированную по территориальному признаку группу предприятий малого бизнеса, взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга. В центре кластерного образования находятся одно или несколько крупных и устойчивых в своем развитии предприятий, которые обеспечивают платежеспособный спрос, имеют общие (схожие) экономические интересы, общую стратегию развития, направленную на активизацию деятельности малых предприятий в регионе.

Малые предприятия, входящие в региональный экономический кластер способны обеспечить региону более высокий уровень эффективности производства и конкурентоспособности в сравнении с другими несистемно организованными экономическими структурами.

84-89 1224
Аннотация

В статье проанализирована организационная структура национальной экономики, ее внутренние уровни (макро-, мезо- и микро-). Выявлены проблемы содержания понятия «экономика», сегментировали его на материальную и социальную составляющие. Внимание акцентировано на негативных аспектах глобализации мировой экономики, основанных на главных положениях неоклассической парадигмы. Отмечено, что для обеспечения социально-экономической целостности народного хозяйства необходима трансформация родового состояния общества в централизованно-организованное.

По мнению авторов, для реализации преобразования социально-экономического пространства в целостную социально-экономическую систему необходима координация трех иерархически соподчиненных уровней: макро-, мезо- и микроэкономических агентов. Макроэкономический агент формирует субъектные отношения между всеми иерархическими уровнями, что требует высокого уровня государственного управления: это не может быть экономика командного характера, поскольку такая стратегия экономического развития парализует конкуренцию и свободу предпринимательства, однако не может быть и чисто рыночная экономика, поскольку «невидимая рука рынка» не способна обеспечить устойчивое гармоничное развитие экономики без вмешательства государства.

Сделан вывод о необходимости комплексного характера управления российской экономикой и определены задачи по совершенствованию системы управления. Подчеркивается, что на современном этапе наибольшее внимание следует уделить вопросам совершенствования управления мезоструктурой экономики России – развитию отраслей и регионов, поскольку на сегодняшний момент этому уровню экономики уделяется фрагментарное внимание. Анализ проведен с использованием общенаучных методов: метода абстракции, исторических методов исследования; метода формализации, метода реконструкции; на основании системного подхода с использованием метода прогнозирования.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ

90-99 1073
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы методологии разработки региональных стратегий в трех аспектах: во-первых, с позиции ограничений использования традиционных школ стратегического планирования применительно к региональным социально-экономическим системам; во-вторых, в контексте особенностей региона, как объекта стратегического планирования; в-третьих, с учетом современных реалий развития информационных технологий и инструментария принятия управленческих решений. Выявлено, что традиционные школы стратегического управления учитывают лишь определенный аспект стратегирования и имеют ограниченное применение для региональных систем. Раскрыты особенности региона, как открытой сложносоставной системы, занимающей промежуточный уровень в системе публичного управления, характеризующейся нелинейным характером развития и информационной открытостью управления.

Сложносоставной характер региона влияет на то, что региональная стратегия представляет собой механизм согласования долгосрочных интересов разного рода стейкхолдеров территории. Происходит это как через их участие в определении стратегических приоритетов и отборе конкретных стратегических проектов на этапе целеполагания, так и через использование специального модельного инструментария, характеризующегося наличием встроенных контуров взаимодействия субъектов для различных классов экономических ситуаций и позволяющего адаптировать их ресурсные стратегии при согласовании общих целей функционирования. Установлено, что современный этап развития экономики характеризуется особенностями, связанными с развитием информационных технологий и инструментария принятия управленческих решений, что определяет необходимость расширения методологической и методической базы регионального стратегического планирования.

В совокупности анализ показывает, что в условиях адаптивного поведения экономических агентов региона, неопределенной внешней и внутренней среды, традиционные методологические подходы и методический инструментарий становится малопригодным в реальной практике регионального управления. Эффективным направлением совершенствования методов стратегического планирования в этих условиях представляется применение технологий адаптивного управления и имитационного моделирования на базе современных информационных технологий.

100-105 727
Аннотация

В статье рассмотрены основные положения, сущность и содержание доходной политики как ключевой части социальной политики государства. Автор справедливо отмечает, что политика доходов нацелена на решение таких важных задач, как оказание помощи уязвимым группам населения прибегая к использованию системы социального обеспечения и нивелирования инфляционных процессов, оказывающих влияние на доходы и сбережения граждан. Приведены различные модели социального регулирования, в числе которых «скандинавская», или «шведская» модель, монетаристская, патерналистская и другие. В ходе исследования применялись различные общенаучные методы: наблюдения, системно-функциональный, синтеза и анализа, научной абстракции.

Предложены основные направления совершенствования реализации государственной социальной политики, которая представляется как объемный, многоаспектный процесс, имеющий сложную структуру и пересекающийся с множеством других направлений деятельности государства. Сформулирован вывод, что общество не существует само по себе, социальная сфера находится в постоянном взаимодействии с другими сферами, такими как производство материальных благ, политика, культура и окружающая среда. Отмечено, что социальную политику признают эффективной тогда, когда вся социальная сфера находится на высоком уровне, а со стороны общества отчетливо виден положительный отклик действиям государства. Таким образом, чем шире такая политика, чем масштабнее полнота охватываемых направлений, как явных (борьба с бедностью, социальная защита и т. п.), так и неявных (отношения между социальными группами, мотивация в обществе и т. д.), тем результативнее функционирование государства в целом.

106-112 734
Аннотация

Анализ проблем и трендов развития международной миграции невозможен без достоверной статистической информации. Особую экономическую значимость для любой страны, включая Россию, имеют данные о потоках трудовых мигрантов, оказывающих большое влияние на внутренний рынок труда, валовой внутренний продукт, платежный баланс. Международные организации, включая институты системы ООН, до сих пор не выработали однозначных рекомендаций по ведению статистики миграции, стратификации миграционных потоков. К настоящему времени отсутствует универсальная для всех стран методика пограничного и внутреннего учета потоков и накопленного количества трудовых мигрантов.

Автор акцентирует внимание на ключевых расхождениях национальной миграционной статистики разных стран и широко практикуемой в последнее время произвольной ее интерпретации западными политиками и средствами массовой информации, в результате чего нередко искусственно переоценивается острота проблем, связанных с миграцией в западных странах, прежде всего Евросоюзе, и наоборот, принижаются или полностью замалчиваются миграционные сложности у других стран, включая Россию, Иран, Турцию. Указаны сложности в подсчетах международной миграции, возникающие в результате неоднозначной трактовки самого понятия «мигрант». Три подхода – проживание за пределами страны рождения, гражданство, место обычного ежедневного отдыха – нередко вступают в противоречие друг с другом, когда возникает необходимость установить подлинную страну происхождения мигранта.

В статье также проанализированы недостатки основных источников информации об иммигрантах: перепись населения, административный учет, опросы населения. Новые явления в международных миграционных потоках, такие как «кросс-мотивация» мигранта и миграция без выезда за рубеж, требуют своего осмысления.

113-122 626
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы развития трансграничных территорий и влияния на них интеграционных процессов. Создание Евразийского экономического союза становится импульсом для развития как стран – членов данной организации, так и отдельных их территорий. Данное интеграционное образование относительно молодое, но уже сегодня в его рамках создается общий рынок движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Именно трансграничные территории, как мосты между странами, ощущают на себе эффект от проходящих на общем экономическом пространстве процессов: увеличивается товарооборот между странами, а также происходит приток инвестиций и рабочей силы.

Исследование направлено на выявление эффекта от интеграционных процессов на развитие двух трансграничных территорий – Алтайского края (Российская Федерация) и Восточно-Казахстанской области (Республика Казахстан). Анализ показал, что взаимный товарооборот увеличился между странами и данными территориями, имеется хороший задел для развития кооперации в производстве. Однако другие показатели социально-экономического развития имеют негативную тенденцию. Продолжается отток населения с данных территорий. Территории не привлекают в значительном объеме инвестиции.

Предложены меры, способствующие повышению привлекательности Алтайского края и Восточно-Казахстанской области в рамках Евразийского экономического союза: усиление производственных связей через создание промышленных кластеров; включение территорий в реализацию проекта «Экономический пояс Шелкового пути»; использование природного потенциала территорий для создания и развития совместных туристических направлений. Предложенные в статье меры позволят укрепить сотрудничество между трансграничными территориями, создать благоприятные условия для повышения интеграционного эффекта на данных территориях, развития инфраструктуры и кооперации в основных отраслях приграничных стран, усиления финансовых связей и привлечения инвестиций.

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

123-130 1133
Аннотация

В статье исследован опыт приема и интеграции иностранцев в Швейцарии – одной из наиболее развитых стран мира, занимающих одно из первых мест в Европе по доле иностранного населения в общей демографической структуре. Рассмотрена эволюция понятий интеграции, социальной ассимиляции, аккультурации и др., и приведены различные научные трактовки западных ученых этих терминов.

Отслежена иммиграционная политика Швейцарии за последние десятилетия и проанализирована современная политики страны по вопросам интеграции иностранных граждан в принимающее общество. Также выполнен подробный анализ национальной нормативной правовой базы в сфере миграции, убежища и интеграции, отмечено активное развитие законодательства по вопросам интеграции за последнее десятилетие. Миграционная политика Швейцарии, как и других развитых западных стран-реципиентов иностранной рабочей силы, включает как иммиграционную политику (контроль за въездом и пребыванием иностранцев в стране), так и политику интеграции в отношении находящихся в стране иностранцев, подлежащих интеграционным процессам.

Процесс интеграции иностранного гражданина в новую социально-экономическую, политическую и культурную среду принимающей страны представляет собой сложное и многоаспектное явление. В Швейцарии существует развитая и научно обоснованная система приема, обустройства и интеграции иностранных трудящихся и лиц, ищущих убежище, базирующаяся на конституционных ценностях, уважении и взаимной толерантности. В основе этой системы лежит общая стратегия интеграции, составляющая ядро интеграционной политики страны и охватывающая различные сферы: права, политики, вопросов труда, жилищной сферы, образования, культуры и религии. В целях реализации политики интеграции в Швейцарии разрабатываются и осуществляются федеральные и кантональные программы по интеграции.

Управление интеграционными процессами осуществляется посредством развитой системы органов государственной власти на федеральном, кантональном и иных уровнях при активном участии различных общественных организаций, включая организации самих мигрантов. Федеральный совет публикует доклады о развитии политики интеграции в стране, Федеральная служба по вопросам миграции издает ежегодные доклады, проводятся многочисленные научные исследования по теме. В настоящее время каждый кантон имеет собственную программу по интеграции, разработанную в соответствии с Модельной кантональной программой, что позволяет претворять в жизнь различные интеграционные модели, исходя из региональных потребностей и приоритетов.

131-139 1798
Аннотация

В статье проанализирована международная образовательная миграция как ресурс «мягкой силы» государства. На основании всестороннего анализа существующих определений образовательной миграции, предложена авторская трактовка данного понятия. Представлена и проанализирована статистика международной образовательной миграции на основании данных ЮНЕСКО, Института международного образования США, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Основной акцент в статье сделан на таких категориях международных образовательных мигрантов, как студенты (бакалавры, магистры), аспиранты. Описаны причины популярности среди иностранных студентов таких стран, как Канада и США.

На основании проведенного исследования выделены две группы факторов: внешние и внутренние (мотивационные), оказывающие влияние на принятие решения в выборе страны обучения. На основании данных Министерства науки и высшего образования Российской Федерации проанализированы преимущества получения образования в России. Рассмотрен вопрос адаптации иностранных студентов в российских вузах: программы кураторства первокурсников, институт студенческих землячеств. Cделан вывод, что российские вузы имеют богатый опыт в обучении и адаптации иностранных обучающихся.

Также в статье подробно описаны концепции и проекты по привлечению иностранных обучающихся в Российскую Федерацию. Особое внимание уделено двум проектам: «5–100» и «Экспорт российского образования». В качестве одного из главных институтов в сфере экспорта российского образования обозначено Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Предложены меры по привлечению иностранных обучающихся в российские вузы.

140-148 1089
Аннотация

Существование взаимосвязи между миграцией и преступностью – одна из острых тем, поднимающихся при обсуждении миграционных процессов. Авторы предлагают рассматривать миграционную преступность как массовое социально-правовое, общественно опасное явление, состоящее из совокупности преступлений, совершаемых мигрантами в различных сферах жизнедеятельности региона, обеспечения личной и общественной безопасности его населения, общественного порядка. Присутствие рисков миграционной преступности в современном российском мегаполисе, а также их восприятие и оценка представителями общества лежат в основе появления социальной напряженности и могут повышать уровень конфликтности между местным населением и приезжими. Определенные причины и условия конкретной преступной деятельности, закладываясь на социальные, экономические факторы миграции, оказывают криминогенное влияние на мигрантов. Под риском миграционной преступности авторы предлагают различать меру возможной опасности, вызванной миграционными процессами, влияющими непосредственно на стабильность и криминогенное благополучие, проживающих на определенной территории людей.

Также в статье представлены основные результаты авторского социологического исследования рисков миграционной преступности, которые базируются на изучении субъективных оценок жителей московского мегаполиса и экспертов, представляющих 4 группы экспертов: руководителей департаментов правительства Москвы, представителей общественных организаций, правоохранительных органов и средств массовой информации. В ходе исследования выявлены и описаны риски миграционной преступности. Проведенный анализ позволил сформулировать основные предложения по минимизации рисков миграционной преступности. Данные предложения требуют особого внимания и дальнейшей научной рефлексии при дальнейшем совершенствовании миграционной политики Москвы.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

149-154 742
Аннотация

В статье проведен анализ государственной инновационной политики современной России. Рассмотрены проблемы существующей модели формирования и реализации государственной инновационной политики. Данное направление политики исследовано с позиций институциональной, технологической и временной составляющих, что позволило охарактеризовать ее современную модель в России как модель, реализуемую «сверху-вниз», так как центр принятия решений смещен в сторону государства в лице госорганов и лиц, принимающих решения с минимальным учетом мнения других заинтересованных субъектов. Предмет исследования – взаимодействие политических институтов в процессах формирования и реализации государственной инновационной политики России. Подчеркнута роль малых и средних предприятий научно-технической и инновационной направленности в исследуемых процессах как наиболее «чувствующих» потребности рынка, фокус внимания смещен на повышение ответственности первых лиц регионов за региональное инновационное развитие, а также номинальный характер государственного приоритета инновационного развития России. В качестве методологической основы используется системно-динамический подход, позволяющий системно вскрыть недостатки действующей системы, выраженные в ограниченном взаимодействии политических институтов, их коммуникации и качестве партнерских отношений. Во многом это объясняется символическим (номинальным) политическим запросом на такое развитие и слабой настройкой, оптимальной для развития инноваций, социально-политической средой. Сделан вывод, что исправить текущее положение дел возможно при изменении правового обеспечения инновационной сферы, субъектного состава участников разработки и реализации госполитики в сфере инноваций и условий для развития и роста инноваций.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)
ISSN 2713-1645 (Online)