Preview

Управление

Расширенный поиск

Журнал "Управление" издается с 2013 года. Миссия журнала состоит в представлении последних результатов оригинальных исследований в области управления государством, отраслевыми комплексами, экономикой и политическими процессами. Освещаются вопросы вызовов и угроз в управленческих процессах.

Целевую аудиторию журнала составляют экономисты-исследователи, ведущие практики, изучающие на теоретическом, эмпирическом и практическом уровнях отраслевые проблемы управления народным хозяйством, государством, экономикой в целом, а также вопросы политологии. Журнал адресован также руководителям федеральных и региональных органов власти, отвечающим за разработку стратегии развития отраслевого хозяйства, ТОП-менеджерам и аналитикам крупных предприятий и корпораций, преподавателям и студентам ВУЗов.

Журнал включен в обновленный в 2019 году Перечень ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, рекомендованный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации» по следующим направлениям:

  • 08.00.01 – Экономическая теория (экономические науки)
  • 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) (экономические науки)
  • 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит (экономические науки)
  • 08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика (экономические науки)
  • 08.00.13 – Математические и инструментальные методы экономики (экономические науки)
  • 08.00.14 – Мировая экономика (экономические науки)
  • 23.00.01 – Теория и философия политики, история и методология политической науки (политические науки)
  • 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии (политические науки)
  • 23.00.03 – Политическая культура и идеологии (политические науки)
  • 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития (политические науки)
  • 23.00.05 – Политическая регионалистика. Этнополитика (политические науки)
  • 23.00.06 – Конфликтология (политические науки)

Свидетельство о регистрации средства массовой информации от 11 декабря 2012 г. ПИ № ФС77-52135.

Подписной индекс в электронном каталоге ОАО Агентство «Роспечать» — Я5961

Текущий выпуск

Том 7, № 3 (2019)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

5-11 55
Аннотация

Исследованы особенности построения моделей местного самоуправления в современных славянских государствах, отказавшихся в 90-е гг. XX в. от социалистического пути развития. Цель исследования – выявление специфических особенностей и общих подходов к построению системы местного самоуправления на основе анализа практики функционирования института местного самоуправления славянских государств и положений Конституций Республики Сербия, Республики Польша, Чешской Республики, Словацкой Республики, Украины, Республики Хорватия, Российской Федерации и др.

Проанализированы организационные формы местного самоуправления и специфика реализации вопросов местного значения с учетом национальных традиций. При этом большинство современных славянских государств признает и гарантирует местное самоуправления в качестве важнейшей конституционной ценности и института народоправства. Определено, что преимущественно перечень вопросов местного значения затрагивает области градостроения, коммунальной деятельности, культуры, спорта, социальной защиты населения и детей, дошкольного воспитания, здравоохранения, утверждения муниципальных программ экономического развития, местных бюджетов, налогов и сборов, назначения местных референдумов и т. д. Однако существует ряд стран, в которых вопросы местного самоуправления в Конституции не оговариваются. Среди критериев отличия моделей местного самоуправления выделены: перечень вопросов местного значения и компетенции органов местного самоуправления; взаимоотношения с органами государственной власти и степень свободы органов местного самоуправления от государства; территориальная организация местного самоуправления и др.

Сделан вывод, что наиболее распространенной формой взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления для славянских народов в начале XXI в. явилась земско-государственная модель, учитывающая взаимные интересы суверенной державы и населения, проживающего в рамках определенных территориальных общин.

12-20 164
Аннотация

Рассмотрена проблематика развития научного потенциала высшей школы как важная составляющая национальной научно-технологической системы любой страны. Основная цель исследования − разработка, обоснование и апробация методики оценки научного потенциала университетов. Основополагающим методом исследования выступает системно-динамический подход к изучению научного потенциала.

Уточнено понятие «научный потенциал высшей школы». Представляется обоснованным, что современная миссия высшей школы, как в России, так и в мире, заключается в создании и дальнейшем развитии единой образовательной системы высокого уровня, способной не только к подготовке кадров для тех или иных отраслей реального сектора экономики, но и к продуцированию новых знаний, то есть к обеспечению качественного научно-технологического прогресса в данных отраслях.

Разработана оригинальная методика оценки научного потенциала высшей школы, а ее апробация является главным эмпирическим результатом исследования. Суть данной методики заключается в последовательной оценке факторов формирования научного потенциала (первичная оценка) и форм его реализации (вторичная оценка), а также в сопоставлении индексов вторичной и первичной оценок (итоговая оценка). Полученные результаты позволяют выработать стратегию развития научного потенциала в зависимости от уровня эффективности его реализации.

Прикладное значение результатов исследования обусловлено перспективами их применения в процессе разработки государственной политики по развитию научно-исследовательской деятельности в высшей школе. Кроме того, предлагаемая методика может быть использована руководителями университетов, поставивших перед собой цель наращивания научного потенциала и интеграции в национальную научно-технологическую систему и международное научное сотрудничество.

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

21-29 32
Аннотация

Динамические способности, представляющие компетенции организации по интеграции, созданию и реконфигурации внутренних и внешних компетенций для обеспечения соответствия с постоянно изменяющимся условиями среды, позволяют организации в долгосрочной перспективе добиться конкурентного преимущества. Принятие предпосылки о значении динамических способностей для понимания явления конкуренции вызывает вопрос о переменных, влияющих на эффективность процессов формирования динамических способностей.

Цель работы – обсуждение результатов исследований о влиянии ресурсов на эффективность процессов формирования динамических способностей польских предприятий. В статье охарактеризованы сущность и природа динамических способностей предприятий, отмечено значение ресурсов в процессах формирования динамических способностей, сформулированы выводы относительно взаимосвязи между ресурсами и эффективностью процессов формирования динамических способностей организаций. Представленные в работе результаты исследования ресурсов являются фрагментом исследовательского проекта, цель которого – разработка концепции динамических способностей с точки зрения стратегического управления, а также идентификация и анализ динамических способностей.

По мнению опрошенных в процессе анкетирования респондентов, источники эффективности следует искать во внешних (лояльность клиентов, доля в рынке, рост продаж), а не внутренних (рост занятости) переменных. Такое состояние, обозначающее ориентацию организации вовне, следует из точки зрения логики доминирующих способов построения стратегии, поскольку оно указывает на понимание потребностей среды при одновременном динамичном сопоставлении с ожиданиями этой среды и ресурсами, которыми располагает организация.

30-37 43
Аннотация

Рассмотрены общие вопросы конкурентоспособности транснациональных корпораций. Проведено исследование проблемы конкурентоспособности российских транснациональных корпораций на мировом рынке и формирования у них конкурентных преимуществ для устойчивого развития в условиях глобализации экономики. Предложена авторская трактовка понятия «конкурентоспособность предприятия».

В условиях глобальной либерализованной экономики транснациональные корпорации имеют возможность влиять на геополитические вопросы в международной торговле и занятости, а также диктовать свои правила. В статье отмечено постоянное увеличение уровня конкурентоспособности небольшой группы транснациональных корпораций, формат конкуренции на отраслевых и региональных рынках чаще всего является олигопольным. Построение верной глобальной стратегии развития транснациональных корпораций и получение ими конкурентных преимуществ невозможно без достаточных знаний о современных тенденциях глобализации, рынка, затрат, конкуренции, политики правительств. Приведены и охарактеризованы способы получения конкурентных преимуществ транснациональных корпораций.

Для российских транснациональных корпораций вопрос их конкурентоспособности стоит очень остро на рынках быстро оборачиваемых товаров или на рынках новых технологий. Определены факторы, препятствующие росту уровня конкурентоспособности российских корпораций: неверная политика корпораций, приводящая к неэффективности мотивации персонала, корпоративной культуры, несоответствие международным стандартам, неверное выстраивание глобальной стратегии, отсутствие принципов взаимности и верного ведения переговоров. Это формирует негативный имидж компании, который сказывается на ее положении, а впоследствии и на конкурентоспособности.

Конкурентоспособность является одним из наиболее важных факторов обеспечения устойчивого развития экономики российских корпораций. Предложены критерии оценки устойчивости, которым им следует соответствовать

38-46 44
Аннотация

Внастоящее время нефть остается одним из самых востребованных видов энергоресурсов, торговлю которой можно назвать важнейшим элементом современных мирохозяйственных связей.

Мировой рынок нефти и нефтепродуктов характеризуется высокой волатильностью, что требует разработки различных стратегий для страхования финансовых потерь. Одним из основных рыночных инструментов управления финансовыми рисками являются фьючерсные контракты. Перед компаниями стоит проблема выбора оптимальной стратегии хеджирования. Будет ли эта стратегия использоваться исключительно в целях хеджирования цен или она станет частью более широкой рыночной стратегии.

Другой специфической особенностью нефтяного рынка является участие иностранных компаний в разведке нефтяных месторождений в развивающихся странах. Поскольку рынок нефти Ирака в настоящее время остро нуждается в инвестициях в технологическую инфраструктуру, проблема привлечения и функционирования иностранных компаний является весьма актуальной и для Ирака, а сами такие отношения также нестабильны и подвержены влиянию множества внутренних и внешних факторов. Глобальный энергетический сектор претерпевает фундаментальные изменения. В то же время Ирак, на сегодняшний день имеет наиболее благоприятные возможности для решения своих экономических проблем, как краткосрочных, так и долгосрочных. Ирак обладает огромным нефтяным потенциалом, в большей степени нереализованным, обладая при этом значительными разведанными и неразведанными запасами. Однако нефтегазовая отрасль Ирака требует восстановления и достижения стабильного экспортного потока после кризисного для нее приода. Более того, нефтеперерабатывающие заводы нуждаются в модернизации, что требует значительных финансовых расходов.

47-53 29
Аннотация

На протяжении тысячелетий в крупных городах одной из основных проблем была возможность передвижения. Потребность в передвижении основана на возможностях, предоставляемых транспортом, и побуждает общество к дальнейшему развитию. В статье рассмотрены исторические аспекты исследования подвижности населения и изучение его мобильности в условиях цифровых технологий.

Применение различных методов исследования мобильности – обычная практика во многих странах, городах, районах, которая обеспечивает сбор важной информации для развития транспортных систем. Финансовые и организационные ограничения влияют на количество и качество собранных данных. Существующие методики нужно постоянно адаптировать к быстроразвивающимся технологиям и быстроменяющемуся характеру мобильности населения, которая становится более интермодальной. Качественная модель, основанная на соответствующем наборе данных, создает качественную совокупность исходных данных для концепции, проектирования и результатов оценки. Это в свою очередь позволит обеспечить более обоснованное проектирование и оценку транспортных проектов.

Транспортное моделирование варьируется от разработки относительно простых моделей в форме таблиц до моделей транспортных сетей, которые рассматривают транспортный спрос как функцию состояния транспортной сети. Для каждого этапа моделирования существует потребность включения в процесс моделирования обратных связей. Они раскрывают взаимосвязь различных шагов процесса моделирования и необходимость применения итерационных методов расчета. Функциональные возможности модели определяются наличием обратных связей, которые увеличивают способность модели прогнозировать реальные результаты. Перед проведением любых действий по транспортному моделированию необходимо в полном объеме понимать требования к функции этой модели. Это послужит гарантией того, что модель результат, который важен для проекта и обеспечивает ему качественную оценку.

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

54-62 40
Аннотация

Обозначена одна из главных задач построения эффективной структуры управления группой компаний холдингового типа – гармонизация интересов топ-менеджмента и собственников. Учтен опыт усовершенствования систем управления ряда реально действующих групп компаний и диверсифицированных предприятий (включая сектор авиационного и ракетного двигателестроения), ориентированных как на научно-технический, так и на производственно-коммерческий бизнес. Рассмотрены варианты организационных структур группы компаний. Обращено внимание на то, что выбор варианта структуры группы компаний должен быть результатом достигнутых договоренностей между центром принятия решений, инвесторами и топменеджментом управляющей компании.

Сформулированы базовые функции основных элементов структурного «куста» группы компаний. В парадигме мультипроектного управления рассмотрены методология синтеза структуры и разработка базовых процедур системы управления группой компаний холдингового типа, а также предложена базовая каноническая структура управляющей компании и аппарата управления проектами производственно-научно-коммерческой группы компаний, которая включает два основные управленческих блока: зарабатывающее и обслуживающее (контрольно-аналитическое) крыло. Рассмотрены особенности функционирования таких ключевых управляющих подразделений аппарата руководителя и коммерческой дирекции, как аналитическая группа, группа разработки и контроля планов и группа измерения рынков.

Отмечена важность профориентационной составляющей дирекции управления кадрами на базе психодиагностических методик. Сформулированы базовые функции управленческих департаментов управляющей компании и укрупненно перечислены процедуры взаимодействия между ними. Отмечены требования к занимающему ключевые позиции персоналу управляющей компании. Предложен вариант материального стимулирования сотрудников на этапе раскрутки бизнес-единицы. Особо отмечено, что при принятии решений об усовершенствовании существующих систем управления на предприятиях должны быть скрупулезно учтены как технические, так и исторические особенности сложившихся в этих корпорациях (предприятиях) реалий.

63-74 54
Аннотация

Показаны возможности анализа стратегии онлайн-продаж на основе метрик юнит-экономики (Unit Economics – новый метод экономического моделирования, используемый для определения эффективности цифровой бизнес-модели через оценку прибыльности единицы товара или одного клиента), а также подхода теории ограничений. Выявлены особенности постановки задачи мониторинга процесса привлечения клиентов на электронный ресурс компании и их сопровождения до заключения коммерческой сделки (продажи продукта). Составлена матрица сценариев продвижения информации о продукте, бренде, услуге через различные каналы коммуникации.

Среди стратегий управления воронкой продаж выделены три основные: пропорциональное расширение (если увеличивать трафик на входе воронки, получая большую конверсию, воронка расширяется на следующих этапах и результат на выходе повышается), растягивание (повышение конверсии на каждом из уровней приводит к увеличению результата на выходе) и ключевой уровень (определяется уровень воронки, который является ограничением всей системы, и прилагаются усилия по повышению показателей конверсии именно этого уровня). Приведена методика построения и анализа продуктовой воронки с помощью метрик юнит-экономики. Выделены особенности разработки стратегий воронки продаж по методу критической цепи (Critical Chain Management, СРМ) и теории ограничений (Theory of Constraints, TOC), где результаты компании зависят от взаимодействующих элементов системы, создающих ограничения.

Предложен способ поиска узких мест воронки продаж, который заключается в последовательной оценке влияния на прибыль каждой из пяти ее базовых метрик, для каждой из которых есть инструменты развития, позволяющие найти точки быстрого роста прибыли. Проведен сценарный анализ воронки продаж с использованием юнит-метрик.

75-83 106
Аннотация

Стратегии дифференциации и минимизации издержек ориентированы на получение конкурентных преимуществ в широком круге отраслей, что позволяет компаниям добиваться эффективного превышения среднеотраслевых показателей. Использование обеих стратегий может привносить синергетический эффект в конкурирование субъектов и объектов. Эти стратегии могут усиливать друг друга и конкурентные преимущества компании. Стратегии минимизации издержек и дифференциации могут как сосуществовать, так и конкурировать. Стратегия стоимостного лидирования фокусируется на получении преимуществ от сокращения затрат ниже аналогов всех конкурентов. В международном конкурировании одной минимизации издержек недостаточно, необходимо комплексное и творческое решение сложных проблем, связанных с дифференциацией продуктов и услуг.

Дифференциация продукта – бизнес-стратегия, посредством которой фирмы пытаются достичь конкурентных преимуществ увеличением воспринимаемой ценности их продуктов/услуг относительно конкурирующих аналогов с учетом неудовлетворенных запросов потребителей. Особо отличительных характеристик, свойств, атрибутов продуктов или услуг может быть одна или несколько – главное, чтобы они были действительно важны, более полезны и ценны для покупателей. Дифференциация может создаваться на основе своевременности внедрения продукта, предельной ориентации на нужды потребителей (кастомизации), лучшего соединения продукта и услуг, более совершенного обслуживания потребителей или одновременного соединения этих преимуществ. Дифференциация продукта – это, в конечном счете, выражение творчества индивидуалов или групп внутри фирмы. Она ограничена не только существующими благоприятными возможностями или тем, что они могут создаваться в конкретной отрасли, но и готовностью фирмы творчески использовать пути получения преимуществ от этих возможностей.

Готовность потребителей платить больше подсказывает, что существуют важные основы причины дифференциации. Успешная реализация этих стратегий может повышать ощущения/восприятия потребителями большей ценности продуктов/услуг и способствовать расширению их экспорта и усилению конкурентоспособности компании в мировой экономике. Идеальный процесс формирования стратегий – достижение высокого уровня приверженности сотрудников и потребителей вокруг высококачественной стратегии и лучших способов ее реализации.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ

84-93 23
Аннотация

Создание и развитие цифровой экономики в регионах России является новым фактором их социально-экономического развития. Это вближайшее время должно найти отражение в стратегиях социально-экономического развития регионов. ВРоссийской Федерации в настоящее время для разработки и оценки реализации стратегии социально-экономического развития региона не выработано универсальной методики, а имеющиеся типовые подходы для осуществления стратегического планирования адаптированы из управления корпоративными структурами.

Цель статьи – апробация методики статистической оценки социально-экономического развития региона в условиях цифровой среды. Методологической основой исследования являются: общестатистический метод динамического норматива, индексный и коэффициентный анализ, метод парных сравнений. Научная новизна представленных результатов заключается в авторских методологических разработках системы сбалансированных статистических показателей социально-экономического развития региона в условиях цифровой среды и нормативно-оценочной модели. Практическая значимость полученных результатов исследования состоит в возможности применения авторской методики оценки для мониторинга стратегий развития регионов.

Создание интегральных статистических измерителей (моделей) для мониторинга традиционных и новых факторов развития региона обеспечит решение проблемы их количественной оценки, позволит выяснить и на этапе планирования, и на этапе реализации недостатки и проблемы развития региона, обеспечит выполнение принципа комплексного социально-экономического развития региона, будет способствовать повышению уровня согласованности целей региональных стратегий развития, позволит провести диагностику развития цифровой экономики и разработать новые стратегические ориентиры на региональном уровне, что в свою очередь сделает возможным разработку организационных механизмов вовлечения жителей региона в решение вопросов территориального стратегического развития.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ

94-102 25
Аннотация

Рассмотрен комплекс вопросов, связанных с использованием кибернетики в экономических исследованиях, технологических разработках и учебных программах при подготовке специалистов управленческого профиля. Отмечен большой вклад этой науки в освоение космического пространства, проектирование счетных автоматов и т. п. В то же время она, делая упор на управление в системах, не уделяла должного внимания многим важным функциям и специфике управления социально-экономическими процессами. Кибернетика пыталась изменить некоторые традиционные представления о возможностях и способах целеполагания при управлении экономическими процессами в плановом советском народном хозяйстве, но эти попытки оказались неэффективными. Тем более, кибернетика оказалась не способной повлиять на духовно-нравственную сферу жизни человека и общества, содержание и развитие таких наук, как философия, социология, политическая экономия и др.

Показано, что тенденция к пересмотру фундаментальных положений гуманитарных наук может приводить и нередко приводит к ложным выводам, полагая что качественные различия между системными объектами несущественны. Соглашаясь, что нельзя заранее ограничивать возможности компьютерного моделирования, надо признать, что создаваемые кибернетикой автоматы остаются всего лишь объективизацией – «усеченной» (неполной) формой любого вида человеческой деятельности, включая управление (цель, выбор критериев, принятие решений и т. д.).

Для постановки цели необходимо по меньшей мере наличие обычного человеческого интеллекта. При этом «индивидуальное выживание» не является главной всеобщей задачей: при естественном отборе в природе выживание вида нередко достигается гибелью значительной части особей.

Значительное внимание в статье уделяется кибернетическому подходу к исследованиям социально-экономических процессов. Отмечается, что тезис о кибернетически целесообразном функционировании любых социальных систем (такой точки зрения придерживаются некоторые специалисты по кибернетике) противоречит здравому смыслу. Капитализм пришлось бы рассматривать как плановую систему, чуждую анархии производства, как систему, решающую заранее поставленные задачи, совпадающие с интересами общества. Поэтому понятие самоуправляемой системы в кибернетическом смысле неприменимо к обществу с рыночной системой хозяйства.

103-112 17
Аннотация

Рассмотрены вопросы формирования системы поддержки принятия решений в области управления региональным развитием. Представленный обзор существующих подходов в данной области свидетельствует с одной стороны об их многообразии, а с другой позволяет сделать вывод о необходимости решения ряда методологических и практических вопросов поддержки принятия решений в части инновационного развития регионов. Исходя из этого целью исследования являлась разработка концепции системы поддержки принятия решений для обоснования параметров инновационной стратегии развития региона на основе применения адаптивных механизмов согласования интересов экономических агентов.

Методология проведения исследования базируется на синтезе различных подходов в рамках интегрирования в структуру адаптивных имитационных моделей проблемно-ориентированных баз знаний с механизмом логического вывода, а также интеллектуальных технологий обработки слабоструктурированной информации, используемых для поиска решений в процессе формирования и корректировки параметров управления инновационным развитием региона. Результатом исследования является теоретическое обоснование разработки проблемно-ориентированной СППР, включая описание взаимосвязанных этапов, определяющих основные конструктивные особенности данного инструментария.

В рамках проведенного исследования предложена концептуальная схема реализации системы поддержки принятия решений в области управления инновационным развитием региона, описаны ключевые функциональные блоки предлагаемого инструментария, а также определено место инструментария в структуре системы управления региональным развитием, показаны возможности его использования при формировании прогнозно-плановых оценок развития региона, а также оценке эффективности применения альтернативных управляющих воздействий.

На наш взгляд, предложенный инструментарий позволит расширить возможности применения методов теории управления и поддержки принятия решения, интеллектуальных информационных технологий, экономико-математических методов, современных технологий компьютерного имитационного моделирования для задач стратегического планирования развития социально-экономических систем макро- и мезоуровня. С практической точки зрения инструментарий может быть интересен для органов государственного управления при решении задач в области разработки стратегий инновационного развития регионов России, формировании среднесрочных прогнозов и обосновании параметров социальной, экономической и бюджетной политики.

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

113-119 17
Аннотация

Рассмотрены особенные характеристики рабочей силы эмигрантов из Бангладеш. Приведено объяснение причины в теоретических рамках социальных изменений, по которой неоклассическая теория миграции, а также теория «толчка-притяжения» не могут объяснить конкретное наблюдаемое распределение мигрантов. Проанализирована неоклассическая теория миграции, предполагающая, что экономические факторы самостоятельно должны определять выбор страны назначения эмигрантов, и показывающая как теория может предсказать, что распределение эмигрантов должно быть соотнесено с относительным средним доходом из принимающих стран. Поэтому теория не соблюдается в случае эмиграции Бангладеш. Теория «толчка-притяжения» миграции, хотя она частично решает эту проблему, не может целиком объяснить появление анклавов бангладешских граждан в принимающих странах.

Теория социальных изменений с некоторыми изменениями, происходящими из сетевого подхода и подхода «правительственности», может объяснить распределение эмигрантов из Бангладеш за границей. Выдвинуто предположение, что эта теоретическая разработка проливает свет на исследуемую проблему и ее причины. Согласно этой теории, бангладешская эмиграция является элементом глобального процесса, который создает глобальную цивилизацию из совокупности ранее независимых обществ. Следствием данной теории является то, что потоки мигрантов должны более или менее следовать волнам развития глобализованного общества и, следовательно, должно быть возможно измерить изменения в тенденции глобализации через измерение изменений в потоках мигрантов или в их распределении по регионам.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

120-126 19
Аннотация

Встатье проанализированы различные подходы к политике интеграции иммигрантов в Испании. Цель статьи – показать опыт интеграционной политики и межкультурного диалога в Испании и определить наиболее эффективные методики для применения в российской миграционной политике.

Рассмотрен феномен социокультурной интеграции иммигрантов и межкультурного взаимодействия через теоретико-методологические разработки отечественных и зарубежных специалистов. Проведены различия между понятиями «адаптация мигрантов» и «интеграция мигрантов». Интеграция предполагает следующий после адаптации этап включения в принимающее сообщество. Сформирован перечень критериев для оценки процессов интеграции иммигрантов в принимающем обществе, определены три основные группы критериев: социально-экономические, политико-правовые и социокультурные. В ходе анализа автор приходит к выводу, что ключевым направлением политики интеграции мигрантов в принимающее сообщество в Испании является экономическая интеграция, которая подразумевает включение мигрантов в трудовые отношения и максимально поддерживается государственными структурами.

Проанализированы основные направления и эффективность интеграционной политики Испании. Сделан вывод, что эффективность зависит от наличия целостной системы взаимодействия между центральными органами государственной власти, региональными и муниципальными властями и неправительственными организациями, которая значительно упрощает процесс интеграции мигрантов в испанское общество. В статье широко используются результаты практических исследований интеграционного опыта Испании, официальных отчетов наднациональных органов Европейского союза о миграционной ситуации в этой стране, докладов о реализации конкретных интеграционных инициатив, а также анализа экспертных оценок по данной проблеме. Анализируются наиболее действенные методики интеграции правительства Испании и испанских общественных организаций, на основе которых предлагаются практические рекомендации для России с учетом специфики миграционных процессов.

127-132 52
Аннотация

Общепризнанным фактом является то, что миграция представляет собой одно из самых важных и значимых условий для успешного функционирования рынка труда. В статье рассмотрены вопросы, связанные не только с простой миграцией, но и непосредственно с международной миграцией труда.

В частности, проанализировано ее воздействие на трудообеспеченность национальных экономик. Сделана оценка влияния трудовой миграции на формирование внутреннего рынка труда и совокупный трудовой потенциал общества и государства. Выделены и проанализированы направления взаимосвязи миграции населения в ключе воздействия на национальные экономики государств. Приведена классификация современной международной миграции, выделено пять основных типов такой миграции. Исследованы зависимости, а также дальнейшее воздействие разновидности миграции на внутренние экономики государств и международную экономическую ситуацию в целом. Рассмотрены положительные и негативные последствия трудовой миграции и иммиграции населения, а также их дальнейшее влияние на реорганизацию национальных экономик. Проанализированы аспекты законодательного и правового регулирования миграции населения, в том числе возможности и основания таких процессов на территории Российской Федерации.

Выводы, оформленные в настоящей статье, позволяют говорить о невозможности однозначной трактовки воздействия трудовой миграции на социальные и экономические показатели государств, так как одновременно присутствуют как негативные, так и положительные критерии, которые в равной степени оказывают непосредственное влияние на рассматриваемые категории в сфере развития международной трудовой миграции.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.