Preview

Управление

Расширенный поиск
Том 9, № 4 (2021)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

5-29 42
Аннотация

В статье проанализирована современная практика государственного управления и финансирования организаций культуры Италии с использованием сравнительного и статистического анализа. Исследована структура органов управления отраслью и подходы к формированию бюджета на культуру на республиканском уровне. Выявлены тенденции к снижению финансирования из провинциальных, региональных и местных бюджетов. Охарактеризованы состояние, законодательные и институциональные условия для формирования уникальной многоканальной системы финансирования культуры Италии. Изложен анализ реформы музейной системы Италии. Подробно рассмотрена деятельность частных оперных фондов. Охарактеризованы основные сходства культурной политики России и Италии, среди которых: стремление к расширению границ и сфер деятельности, ассоциируемых с отраслью культуры, значительная нагрузка на местные и региональные органы управления в области сохранения культурного наследия, «количественный подход» и применение показателей финансовой эффективности к оценке результатов деятельности организаций культуры.
Научная новизна работы состоит в комплексном подходе к исследованию культурной политики Италии с использованием критериев, предложенных Д. Монтиасом и А. И. Глаголевым, а также изучении деятельности итальянских оперных фондов и музеев, до этого не имевших достаточного освещения в российской и зарубежной литературе. Перспективность тематики, практическая значимость и актуальность исследования обусловлены необходимостью реализации в России нормативно-правовых актов, наметивших курс на создание многоканальной системы финансирования и широкое понимание отрасли культуры, а также обеспечение межведомственного и межрегионального взаимодействия органов власти в рамках реализации культурной политики. В статье проанализирован широкий спектр механизмов финансовой поддержки культуры, большинство из которых поименованы в «Стратегии государственной культурной политики России в качестве целевых ориентиров к 2030 г.», в то время как Италией накоплен значительный опыт в указанной сфере на протяжении нескольких десятков лет.

43-50 138
Аннотация

Построение правового государства (именуемого верховенством закона) является объективной тенденцией для демократических стран современного мира, включая Вьетнам. Мысли о верховенстве права во Вьетнаме, связанные со стремлением народа иметь независимое государство, которое организовано и действует в соответствии с положениями закона, представляет волю и чаяния народа, защищает права человека и гражданские права по закону, появились с первых лет XX века. Одновременно с национально-освободительной борьбой правовое государство во Вьетнаме было официально создано в 1945 г. после победы Августовской революции (19 августа 1945 г.). Оно имеет свои особенности, связанные с социалистическим политическим режимом при ведущей роли только одной партии – Коммунистической партии Вьетнама.
Как и во многих странах мира, продвижение и расширение демократии является одной из целей построения верховенства закона в современном Вьетнаме. В статье проясняются некоторые теоретические вопросы о правовом государстве, формировании идеологии верховенства права и характеристиках правового государства во Вьетнаме. Рассматривается ряд вопросов, требующих внимания при построении правового государства для обеспечения демократии в современном Вьетнаме.

30-42 48
Аннотация

Одной из проблем государственного управления выступает необходимость оптимального подбора критериев оценки качества жизни населения. Цель исследования – проведение критического анализа современных подходов к измерению качества жизни населения и его мониторингу. Объект исследования – качество жизни населения. Предмет исследования – подходы к измерению и мониторингу качества жизни населения.
В статье дана сравнительная характеристика преобладающих классов измерителей, используемых в экономике. Проанализированы достоинства и недостатки натуральных, стоимостных, физических, мощностных, временных, безразмерных единиц измерения качества жизни. Рассмотрены основные зарубежные и отечественные подходы к такому мониторингу, указаны позиции Российской Федерации в зарубежных рейтингах качества жизни. С помощью методов контент-анализа, сравнения, системного анализа, экспертной оценки и др., выделены особенности современных инструментов оценки качества жизни. Сопоставлены глобальные, субнациональные и отечественные методы оценки качества жизни относительно измерительного инструментария и представлен сравнительный анализ на сводном графике.
Представлена авторская классификация подходов к управлению качеством жизни. Историко-экономический анализ позволяет выделить монетаристский подход, подход социальной справедливости, физико-экономический подход. Монетаристские методы управления качеством жизни населения основываются на финансовоэкономических факторах и денежных инструментах измерения, подход социальной справедливости – на изучении социально-психологических факторов и показателях удовлетворенности жизнью, физико-экономический подход согласует потребности социально-экономической системы с возможностями природной среды и использует мощностные единицы измерения. В зарубежных исследованиях последних лет преобладают субъективные (социально-психологические) методы измерения, тогда как в российских исследованиях объективные показатели измерения до сих пор играют большую роль в мониторинге качества жизни. 

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

51-64 38
Аннотация

В статье рассмотрены аспекты трансформации системы адаптивного управления наукоемкими предприятиями в условиях высокой волатильности институциональных условий в текущем технологическом укладе. Исходной научной гипотезой стало предположение, что качественная и эффективная работа предприятий в среднесрочной и долгосрочной перспективах является следствием трансформации системы управления, как результата использования широкого спектра цифровых технологий в процессе реализации превентивных управленческих мероприятий, направленных на поддержание определенного уровня соответствия между цифровой средой и внутренним потенциалом системы управления.
Проанализированы структурные аспекты концепции адаптивной трансформации системы управления наукоемкими предприятиями в условиях высокой степени изменчивости цифровой среды. Предложен алгоритм, представляющий собой целостную независимую систему, в которой определены порядок и уровни взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами, а центральным звеном выступает непосредственно процесс адаптивной трансформации, который поддерживается комплексом из различных подсистем. Представлен методический подход для реализации многокомпонентного процесса адаптивного развития системы управления с подробным указанием различных методических рекомендаций и разработок. Обозначены методические приемы, применяющиеся для индикативной оценки уровня эффективности системы управления наукоемкими предприятиями.
Независимая и единая цифровая среда управления наукоемкими предприятиями позволяет проводить анализ бизнес-процессов в режиме реального времени с целью своевременного принятия качественных и эффективных решений по следующим ключевым направлениям: инвестиционно-финансовая деятельность; управление знаниями и персоналом предприятия; управление производственно-технической деятельностью; логистика, эксплуатация и утилизация. В статье предложены методические рекомендации по проведению реинжиниринга бизнес-процессов на наукоемких предприятиях в условиях нового технологического уклада.

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 

65-74 41
Аннотация

Рассмотрены вопросы методологии развития бизнес-процессов при цифровой трансформации бизнеса. Цель исследования состояла в определении зависимости устойчивого развития предприятия от организации взаимодействия участников в контексте цифровой экосистемы и организации эффективного управления «цифровыми» активами.
С учетом поставленной цели определены основные задачи, заключающиеся в исследовании зарубежного опыта управления развитием бизнеса при цифровых трансформациях, определении влияния экосистем на организацию бизнеса и управление бизнес-процессами и устойчивостью, разработке рекомендаций по формированию бизнес-модели и ее увязке с экосистемой и потребностями рынка. Результатом исследования стали разработка схемы обеспечения устойчивости в цифровой экосистеме и предложения по конфигурациям цифровой экосистемы, ориентированные на отдачу и формирование «ценности» при применении новых способов и методов «платформенного» взаимодействия в условиях цифровой экономики. Устойчивое развитие при цифровых трансформациях и экосистемной организации деятельности зависит от способов управления цифровыми активами и применяемых подходов к управлению ресурсами. Это требует рассмотрения методологии развития бизнес-процессов и исследования изменений внешней среды, определения возможности интеграции участников в процессы развития цифровой экоситемы и определения инструментов управления бизнес-процессами.

 

75-87 39
Аннотация

В статье представлены результаты анализа возможностей перехода экономики региона к циркулярной экономической модели. В соответствии с целью статьи выявлены основные виды экономической деятельности и инструменты, позволяющие осуществить такой переход в Камчатском крае. Проанализированы принципы циркулярной экономики, а также ее преимущества перед традиционной «линейной» моделью. На примере Камчатского края проанализированы предпосылки и перспективы перехода региона к модели циркулярной экономики с точки зрения сложившейся структуры производства товаров и услуг. Средствами MS Exel проанализирована структура валового регионального продукта, по результатам которого выявлены основные, перспективные для перехода к циркулярной модели, виды экономической деятельности. Проанализированы региональные показатели по утилизации и обезвреживанию отходов, вычислены цепные коэффициенты роста доли утилизированных и обезвреженных отходов по России в целом, по Дальневосточному федеральному округу и Камчатскому краю. По результатам расчета сделан вывод об отставании значений коэффициентов для края по сравнению со значениями по всей России и Дальневосточному федеральному округу. Выделен ряд инструментов финансово-экономического, технологического, правового и информационного характера, применение которых позволяет реализовать переход к циркулярной экономической модели. В качестве наиболее перспективных видов экономической деятельности для такого перехода названы рыболовство, энергетика, туризм, сфера переработки и утилизации отходов. По результатам работы сделан вывод о важности продолжения исследований различных аспектов перехода к циркулярной экономике, а также о необходимости постоянных скоординированных усилий для его реализации.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ 

88-99 45
Аннотация

Исследованы особенности влияния мотивации сотрудников на эффективность работы организации. Цель исследования заключается в уточнении теоретических основ мотивации, усовершенствовании методических подходов и обосновании практических рекомендаций, касающихся развития мотивационного механизма, который является одним из важнейших составляющих в цепочке достижения высоких результатов деятельности современных субъектов хозяйствования. Задачи исследования – анализ влияния мотивации сотрудников на эффективность работы организации, выявление и оценка взаимосвязи между системой вознаграждений сотрудников и результатами деятельности организации, формулировка рекомендаций фирмам и их руководителям по продвижению системы мотивации и вознаграждения сотрудников, увеличивающей эффективность организации.
В статье выполнен терминологический анализ определения «мотивация сотрудников». Формализована взаимосвязь между мотивацией сотрудников, системой вознаграждения и организационной эффективностью. С использованием метода анкетирования и экспертного опроса проведена оценка эффективности мотивационной системы и системы стимулирования работников в иранской компании программного обеспечения и оборудования NOSA. При помощи корреляционно-регрессионного анализа установлена взаимосвязь продуктивности труда персонала предприятия и уровня оплаты труда. На основании полученных данных сформулированы рекомендации, касающиеся повышения эффективности системы мотивации труда на предприятии NOSA.
Полученные результаты привели к выводу, что взаимодействие мотивов и стимулов является тем инструментом, который позволяет удовлетворить потребности работника наиболее целесообразным для него способом – в результате реализации своих способностей. Изучение системы мотивации на предприятии NOSA свидетельствует о том, что персонал не удовлетворен материальным вознаграждением. Руководству предприятия при разработке направления усовершенствования мотивационной программы необходимо учитывать, что темпы роста производительности труда должны опережать темпы роста его оплаты, в противном случае ресурсы предприятия будут расходоваться неэффективно.

100-111 50
Аннотация

В статье изучены стратегические направления деятельности Евразийского банка развития как важного элемента институциональной структуры глобального рынка «зеленого» финансирования.
Показана современная дифференцированная глобальная структура институтов рынка «зеленых» финансов, установлена содержательная направленность деятельности организаций двух уровней институциональной структуры указанного рынка. Выполнен статистический обзор институтов финансирования «зеленых» проектов по странам, регионам, типам, по используемым финансовым инструментам. Показана роль многосторонних банков развития в структуре таких институтов. Обоснована необходимость формирования институтов «зеленого» сегмента финансового рынка как необходимого элемента «зеленого» финансирования.
Рассмотрена структура институтов двух уровней: 1) субъектов – участников «зеленого» облигационного рынка; 2) совокупности институтов, разрабатывающих и формирующих методологию оценки «зеленых» финансовых инструментов, стандарты, таксономию, рейтинги. На примере глобального рынка «зеленых» облигаций приведены современная статистика и аналитика расширенного состава эмитентов «зеленых» финансовых инструментов по странам, регионам мира, суверенным и корпоративным участникам, институтам развития. Сделан акцент на государственных эмитентах и участии многосторонних институтов развития в финансировании проектов «зеленой» экономики в разных странах. Обобщен опыт стран Евразийского экономического союза в развитии «зеленого» финансирования и отмечены перспективы России и Казахстана в «зеленом» финансовом движении. Установленные в ходе исследования институты дифференцированной структуры глобального рынка «зеленого» финансирования сгруппированы по двум уровням в зависимости от профиля своего участия в «зеленой» экономике; определены направления и инструменты перспективного развития деятельности Евразийского банка развития в указанной области; предложены рекомендации по перспективным аспектам методологической и аналитической деятельности банка в контексте Стратегии Евразийского банка развития 2022–2026.
В процессе исследования применялся анализ научной литературы в области институциональной теории, «зеленой» экономики и «зеленых» финансов, статистический, сравнительный, фактологический анализ, обзор и анализ информации официальных сайтов международных институтов развития, государственных и корпоративных структур, международных рейтинговых агентств, включенных в архитектуру глобального рынка зеленых финансов.

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ 

112-120 39
Аннотация

В статье проанализированы глобальные социальные риски, связанные с распространением информационных технологий, массовой цифровизацией, доступностью источников любой информации. Продемонстрирована возможность возникновения рискогенных ситуаций по различным направлениям функционирования общества в условиях постмодерна. Это обусловлено массовым распространением информационных и интернеттехнологий, глобальными изменениями в структуре ценностей современного общества, а также переоценкой некоторыми социальными группами ряда исторических событий и персонажей. Акцентировано внимание на деструкции традиционных механизмов передачи социального опыта и памяти и трансформации воззрения на историю, что связано с использованием виртуальных форм коммуникации. Иная, собственная интерпретация исторических событий, освобождение исторических знаний от политизации и мифологизации могут приводить к рискам искажения исторической памяти и даже к возникновению конфликтных ситуаций, связанных с интерпретацией прошлого. На примерах показано, что это, в свою очередь, может приводить к возникновению комплекса рисков в экономической сфере, например: к риску возникновения ситуации глобального перераспределения экономических ресурсов, риску потери источника легитимности экономического ресурса, риску потери репутации субъектом памяти. Эти процессы негативно отражаются на социальной стабильности в обществе, искажают цельность исторической памяти.
Особое внимание уделено теме риска трансформации когнитивных процессов, связанной с массовым использованием виртуальных средств в образовательном процессе. С одной стороны, они являются эффективным средством обучения на основе быстрого поиска, преобразования и хранения учебной информации. Но, с другой стороны, как показывает практика, знания утрачивают свойство системности и приобретают «мозаичный», «клиповый характер». Последствия этих процессов носят устойчивый долговременный характер и требуют дальнейшего глубокого изучения научным сообществом, в том числе психологами, педагогами, социологами.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС 

121-138 34
Аннотация

Предмет исследования – участие политических партий в многоуровневом экологическом управлении в Европейском союзе на примере Германии и ее федеральных земель. В статье охарактеризованы теоретическая и практическая основы многоуровневого управления. Определено место европейских партий и их национальных партий-членов от Германии в институциональной системе и процессе принятия решений по экологической политике. Для практической иллюстрации сравнивались климатические программные установки основных национальных партий Германии (блока «Христианско-демократический союз Германии / Христианско-социальный союз в Баварии», Социал-демократической партии Германии, «Альтернативы для Германии», Свободной демократической партии Германии, «Левой» партии и «Союза 90 / Зеленые») и их европейских партий (Европейской народной партии, Партии европейских социалистов, Альянса либералов и демократов за Европу, Европейской партии зеленых и Партии европейских левых) с акцентом на определении новых целевых показателей по сокращению выбросов парниковых газов.
Подчеркнута уникальная возможность для партий участвовать в формировании экологической политики на всех основных уровнях, что не ограничивается только парламентскими структурами. Назначение на экологические должности на разных уровнях часто коррелирует с членством в наиболее экологически ориентированных партиях, хотя уровень экологического вовлечения у национальных и их европейских партий может различаться. Среди прочего, это связано с участием в правящих коалициях и зависимостью от старшего партнера по ним, как это показано на примере Бундестага и ландтага земли Баден-Вюртемберг. Итоговое решение сильно зависит от единства коалиции на федеральном и земельном уровнях, тогда как в Европейском парламенте прослеживается большая дифференциация мнений, которая позволяет заблокировать при голосовании даже самую влиятельную Европейскую народную партию. 

139-148 32
Аннотация

Многовековая, обострившаяся в последние десятилетия, борьба за влияние в Азии, получила нового игрока в лице динамично развивающегося Китая, одного из лидеров мировой политики и экономики сегодняшнего дня. Авторы, опираясь на мнение зарубежных и отечественных экспертов, определяют причины участия и роль Китайской Народной Республики (КНР) в урегулировании конфликта в Исламской Республике Афганистан (ИРА), увязывают эту деятельность с обновлением стратегии Китая на Ближнем Востоке в целом. Работа, проделанная авторами за последние полгода, получила стремительное развитие в последние недели и даже дни, что говорит о развивающейся турбулентности геополитических процессов в последнее время.
В статье классифицирован весь комплекс интересов КНР в ИРА, выявлены факторы, влияющие на формирование системы интересов Китая в Афганистане, включая факторы международной среды. Выявлены последствия пандемии и новые возможности Китая использовать «мягкую силу» в продвижении своих интересов. Определена стратегия КНР в регионе, уделено внимание вопросам безопасности. Представлены предполагаемые шаги Пекина по продвижению своих проектов в регионе.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)
ISSN 2713-1645 (Online)