Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации
https://doi.org/10.26425/2309-3633-2019-4-131-139
Аннотация
В статье проанализирована международная образовательная миграция как ресурс «мягкой силы» государства. На основании всестороннего анализа существующих определений образовательной миграции, предложена авторская трактовка данного понятия. Представлена и проанализирована статистика международной образовательной миграции на основании данных ЮНЕСКО, Института международного образования США, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Основной акцент в статье сделан на таких категориях международных образовательных мигрантов, как студенты (бакалавры, магистры), аспиранты. Описаны причины популярности среди иностранных студентов таких стран, как Канада и США.
На основании проведенного исследования выделены две группы факторов: внешние и внутренние (мотивационные), оказывающие влияние на принятие решения в выборе страны обучения. На основании данных Министерства науки и высшего образования Российской Федерации проанализированы преимущества получения образования в России. Рассмотрен вопрос адаптации иностранных студентов в российских вузах: программы кураторства первокурсников, институт студенческих землячеств. Cделан вывод, что российские вузы имеют богатый опыт в обучении и адаптации иностранных обучающихся.
Также в статье подробно описаны концепции и проекты по привлечению иностранных обучающихся в Российскую Федерацию. Особое внимание уделено двум проектам: «5–100» и «Экспорт российского образования». В качестве одного из главных институтов в сфере экспорта российского образования обозначено Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Предложены меры по привлечению иностранных обучающихся в российские вузы.
Об авторах
В. А. СувороваРоссия
Суворова Вера Александровна, канд. полит. наук
г. МоскваИ. А. Бронников
Россия
Бронников Иван Алексеевич, канд. полит. наук
г. МоскваСписок литературы
1. Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом» (утв. МИД России 27.03.2014) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 01.09.2019).
2. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 01.09.2019).
3. Арефьев, А. Л. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации. Статистический сборник. Выпуск 15 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2018. С. 9.
4. Ионцев, В. А., Алешковкий, И. А. Тенденции международной миграции в глобализирующемся мире//Век глобализации, 2008, № 2. С. 77–87.
5. Ивахнюк, И. В. Международная трудовая миграция. Москва, 2005. С. 145.
6. Рязанцев, С. В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии. М., 2008. С. 28.
7. Проект 5-100 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.5top100.ru/about/more-about/ (дата обращения: 01.09.2019).
8. Проект «Экспорт российского образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/info/27864/ (дата обращения 01.09.2019).
9. РБК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/06/09/2017/59ae72459a7947706460c636 (дата обращения: 01.09.2019).
10. Fulbright Foreign Student Program [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://foreign.fulbrightonline.org/about/foreign-fulbright (дата обращения: 01.09.2019).
11. Nye, J. Soft Power: The means to success in world politics. New York, Public Affairs Group, 2004. 192 p.
12. Study in Russia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studyinrussia.ru/ (дата обращения: 01.09.2019).
13. Project Atlas [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Project-Atlas/Explore-Data/Current-Infographics (дата обращения: 01.09.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации. Управление. 2019;7(4):131-139. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2019-4-131-139
For citation:
Suvorova V.A., Bronnikov I.A. International educational migration as a “soft power resource” in the globalization era. UPRAVLENIE / MANAGEMENT (Russia). 2019;7(4):131-139. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2309-3633-2019-4-131-139