Top.Mail.Ru
Preview

Управление

Расширенный поиск

Корректировка пруденциальных нормативов, определяющих вектор развития банковского сектора

https://doi.org/10.26425/2309-3633-2019-4-32-43

Аннотация

В настоящее время Банк России проводит радикальные преобразования в системе администрирования банковского надзора и регулирования. Можно наблюдать взаимодействие денежно-кредитной политики и макропруденциальной политики. Цель мегарегулятора – традиционная защита капитала инвесторов, акционеров, клиентов. Основными проблемами российской экономики являются дефицит инвестиций и собственных оборотных средств у некредитных организаций и сложности получения плацдарма кредитования. Основная цель реформирования банковской системы – создать дополнительные источники инвестиций для некредитных организаций. Ужесточение надзорных требований хотя и нивелирует совокупные банковские риски, но снижает деловую активность и маневренность банковской системы. Кривая инвестиционного спроса российской экономики является пологой, что характеризует низкую доходность инвестиционных вложений и слабую зависимость от политики процентных ставок. В связи с этим предложено рассматривать инвестиции компании как основной критерий конкурентоспособности и главный аргумент в принятии решений о предоставлении кредитной линии.

В статье показана целесообразность выделения инвестиционного критерия в монетарном правиле, обоснована актуальность пропорционального регулирования – распределения нормативных показателей банковского надзора по ярусам банковской системы, которые формируются исходя из функциональной и региональной специфики. Разработан механизм обеспечения ценовой стабильности на основе кластеризации финансовых организаций. Предложено использовать инвестиционные критерии в качестве обоснования перевода обслуживания некредитной организации в другой банковский кластер. Проанализированы возможные тенденции и последствия основных планируемых преобразований банковской системы с учетом банковских ярусов и распределение по ярусам полномочий и функций.

В результате мер превентивного надзора и кластеризации банков возможно ожидать: региональную сегментацию рынка; улучшение эффективности систем внутреннего контроля на основе распределения функций контроля по банковским ярусам упрощение управления рисками и приведение в соответствие с профилем деятельности компаний и уровнем операций банка. В работе доказано, что целенаправленное сегментирование кредитного рынка позволяет снизить кредитные риски для банков, а также связать характеристики рынка с бизнес-моделями каждого кластера.

Об авторе

Н. В. Грызунова
ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова»
Россия

Грызунова Наталья Владимировна, д-р экон. наук

Scopus Author ID: 56439978500

Москва


Список литературы

1. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», редакция от 26.07.2019 № 248-ФЗ, с изменениями, внесенными ФЗ № 149 от 17.06.2019 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения 23.09.2019).

2. Федеральный закон от 07.03.2018 № 53 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения 23.09.2019).

3. Постановление Правительства РФ от 19.07.1999 № 829 (редакция от 08.08.2003) «О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 г.» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения 23.09.2019).

4. Инструкция Банка России от 28.06.2017 № 180-И (ред. от 06.05.2019) «Об обязательных нормативах банков» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения 23.09.2019).

5. Проект Положения Банка России «О порядке расчета норматива чистого стабильного фондирования («Базель III») системно значимыми кредитными организациями” (по состоянию на 29.12.2016)» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения 23.09.2019).

6. ISO 17442:2012, International Standards Organization // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения 23.09.2019).

7. Директива Европейского Союза от 15.05.2014 г. № 65/ EU «О рынках финансовых инструментов и внесении изменений в Директиву Европейского союза 2002/92/ EC и Директиву 2011/61/EU (далее – Mifid 2)» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения 23.09.2019).

8. Выступление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной на XXVIII Международном финансовом конгрессе 4 июля 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения 23.09.2019).

9. Официальный сайт Центрального Бака Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.cbr.ru (дата обращения 23.09.2019).

10. Гамбаров, Г., Варданян, А. Анализ структуры трансмиссии ликвидности на рынке межбанковских кредитов//Аналитическая записка департамента финансовой стабильности Банка России. 2017. № 5.

11. Ерпылева, Н. Ю. Международное банковское право. Монография. М.: ВШЭ. 2012. 671 с. eLIBRARY ID: 26901607.

12. Леонидов, А. В., Румянцев, Е. Л. Оценка системных рисков межбанковского рынка России на основе сетевой топологии//Журнал Новой экономической ассоциации. 2016. № 3 (19). С. 65–80.

13. Маркова, О. М. Особенности деятельности региональных банков в условиях введения системы пропорционального регулирования//Интерактивная наука. 2017. № 4 (14). С. 154. DOI 10.21661/r-119713.

14. Поздышев, В. А. Банковское регулирование в 20192020 годах: основные изменения и перспективы развития//Деньги и кредит. 2019. № 1. С. 9–17.

15. Узденов, Ш. Ш. О проекте пропорционального регулирования в банковской сфере России//Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2017. № 4. DOI: 10.17803/2311-5998.2017.29.1.98-104.

16. Braverman, A., Minca, A. Networks of Common Asset Holdings: Aggregation and Measures of Vulnerability. 2014. (available at SSRN).

17. Broeders D., Prenio J. Innovative technology in financial supervision (suptech) – the experience of early users / Financial Stability Institute // FSI Insights on policy implementation. 2018. No. 9.

18. Cont, R. Wagalath, L. Running for the Exit: Distressed Selling and Endogenous Correlations in Financial Markets // Mathematical Finance. 2013. Vol. 23. P. 718–741.

19. Easley, D., Kleinberg, J. Networks, crowds, and markets: Reasoning about a highly connected world. Cambridge University Press. 2010.

20. Lagunoff, R., Schreft, L. A Model of Financial Fragility // Journal of Economic Theory. 2001. No. 99. P. 220–264.


Рецензия

Для цитирования:


Грызунова Н.В. Корректировка пруденциальных нормативов, определяющих вектор развития банковского сектора. Управление. 2019;7(4):32-43. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2019-4-32-43

For citation:


Gryzunova N.V. Adjustment of prudential norms, determining vector of the banking sector development. UPRAVLENIE / MANAGEMENT (Russia). 2019;7(4):32-43. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2309-3633-2019-4-32-43

Просмотров: 727


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)
ISSN 2713-1645 (Online)