Preview

Управление

Расширенный поиск
Том 6, № 3 (2018)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

4-10 36
Аннотация
Аргументирована критичность инновационной активности применительно к сфере высокотехноло-гичного национального производства в сложившейся ситуации. Мотивированно констатировано су-ществование системного инновационного кризиса в современной России. Выделен ряд причин его возникновения, существования и усугубления - как внутренних, так и внешних. Концептуально струк-турирована сфера формирования и реализации инновационных операций применительно к сложив-шимся условиям функционирования российской экономики с преимущественной ориентацией на высо-котехнологичное промышленное производство. Произведено разграничение сфер непосредственной реализации инновационных операций производителями новаций (новаторами) и их потребителями (инноваторами), а также обеспечительной сферы с выделением доноров возвратных заимствова-ний - прежде всего банков, страховщиков, консалтинговых структур и структур поддержания внешней инфосферы. Приведены структурно-функциональные аналогии с типовой сферой реализации марке-тинговых операций. Привнесена типология инновационных операций по признаку стра`новой дисло-цированности новаторов и инноваторов. Показано объективное доминирование инноваций по каналу импортирования новаций и внутрироссийскому каналу. Привнесена базовая типология регуляционных операций органов государственного управления применительно к инновационной и инвестиционной сфере. Акцентирована сфера организации конкурсов на выполнение заказов по производству нова-ционных продуктов, комплексированная со сферой законодательного и иного нормативно-правового регулирования. Представлен анализ действующих базовых регламентов нормативно-правового регу-лирования в этой сфере и производных, порождаемых проблем с учетом реалий материализации пове-денческих моделей типизированных операторов инновационной сферы. Предложен ряд принципиаль-ных нововведений концептуального характера в области этого регулирования, в том числе в основном ориентированных на использование потенциала активности субъектов инновационной активности
11-16 34
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам управления современными образовательными учреж-дениями. Система образования, состояние информационного общества, профессиональное педагогическое сообщество во всем мире находится в поиске новых методов и форм обучения, концепции современного образования, отвечающих вызовам информационного общества. Ин-форматизация образования представляет собой многогранный процесс, связанный с социаль-но-экономическими преобразованиями в государстве. Качество образования, эффективность управления информационными потоками в образовательном процессе являются важными характеристиками, определяющими конкурентоспособность государства. Построение совре-менной экономики государства в настоящее время требует решения задачи повышения конку-рентоспособности отечественной промышленности, инфраструктурных отраслей, социальной сферы. Для этого требуется значительная трансформация существующего подхода к подготов-ке, прежде всего инженерных кадров, для различных секторов экономики.Процесс информатизации является отражением процесса развития информационных техно-логий. С развитием современных информационных технологий все большее распростране-ние получают автоматизированные системы управления процессом обучения и измерения образовательного уровня обучающихся: автоматическое оценивание знаний, отслеживание параметров, характеризующих конечный результат освоения учебного материала.Информационные технологии в настоящее время выступают в качестве технических средств решения основных вопросов развития новых социально-экономических отношений в обще-стве. Несмотря на постоянное развитие форм и методов информатизации образования, этот процесс связан с рядом проблем, которые требуют активного участия государства и всех участников образовательного процесса. По-прежнему процессы информатизации требуют дальнейшего научного изучения в различных отраслях, тщательного исследования социаль-ного и культурологического аспектов, особенностей их введения и применения в разных сфе-рах деятельности людей, и в системе образования в том числе, а также анализа их положи-тельных и отрицательных последствий.

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

17-26 28
Аннотация
Проанализирована «матрица гиперконкуренции» менеджмента современных организаций строи-тельной сферы в материально-виртуальной бизнес-среде с использованием информационно-комму-никационных технологий. Цель статьи - формирование научной основы для совершенствования системы менеджмента указанных современных организаций в гиперконкурентных условиях ма-териально-виртуальной бизнес-среды. Основная задача - формулирование принципов функцио-нирования и развития рассматриваемой системы менеджмента бизнес-объединений строитель-ной сферы в современной среде. Используемая пошаговая процедура позволяет методологически структурированно и упорядоченно реализовать анализ влияния одного из факторов гиперконкурен-ции на систему менеджмента современных бизнес-объединений строительной сферы. Рассмотре-но влияние процесса дерегулирования рынков с учетом его исключительной особенности на фак-торы успеха рассматриваемого менеджмента. Данная особенность выбрана из ряда других как наиболее релевантная в случае использования информационно-коммуникационного менеджмента в гиперконкурентной обстановке с учетом развития виртуальной среды на основе применения в ней информационно-коммуникационных технологий. Определены семь принципов совершенствования систем менеджмента современных бизнес-объединений строительной сферы для осуществления управленческой деятельности в условиях гиперконкурентной среды.

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

27-33 42
Аннотация
Рассмотрены вопросы построения системы мониторинга инвестиционной деятельности есте-ственных монополий. Отмечено, что компании данного типа играют ключевую роль в регио-нальном развитии и, следовательно, их инвестиционная стратегия должна быть увязана со стратегиями пространственного и экономического развития страны. Показано, что несмотря на развитую теоретическую базу в сфере управления проектами, на практике часто наблю-даются срывы сроков реализации проектов, нарушение финансовой дисциплины, неэффек-тивное управление ресурсами и т. д. Значительное количество инвестиционных проектов тер-пят неудачу - либо не достигают установленных плановых показателей эффективности, либо оказываются незавершенными. Представлен подход к формирования инвестиционных планов субъектов естественных монополий, охватывающих четыре аспекта: временной (календарный план проекта), стоимостной (бюджет проекта), рисковый (риски-анализ проекта), ключевые по-казатели эффективности (ожидаемые промежуточные и итоговые показатели проекта). Рас-смотрены особенности формирования и расчета системы показателей по этим направлениям. Приведен пример расчета потребности в финансировании проекта с учетом необходимых ре-зервов. Предложена концепция построения системы мониторинга реализации долгосрочных инвестиционных проектов естественных монополий, направленная на выявление отклонений от первоначального плана на самых ранних стадиях их возникновения. Методология мониторинга основывается на контроле соответствия фактического графика выполненных работ утвержден-ному календарному плану, фактически понесенных и плановых затрат, фактических и плановых рисков, а также фактически достигаемых и ожидаемых показателей эффективности проекта. Предложенный подход позволяет последовательно и организованно упорядочить процесс конт-роля исполнения проектов, и обеспечить своевременный и достоверный учет инвестиционных показателей в федеральной и региональной экономической политике и стратегиях.
34-39 44
Аннотация
Для большинства сфер жизнедеятельности общества значительным фактором является взаимодей-ствие государства и бизнеса, в котором выделяют поддержку частного бизнеса, а также частных парт-неров (инвесторов). Развитие и повышение эффективности государственно-частного партнерства непо-средственно влияет на экономическое положение России.Цель статьи - определить и теоретически обосновать проблемы и направления развития государствен-но-частного партнерства и бизнеса, выявить проблемы, препятствующие развитию государственно-частного партнерства в Российской Федерации. Объект исследования - система взаимосвязей между государством и частным инвестором в России. Предмет исследования - формы взаимодействия и ин-струменты государственно-частного партнерства на федеральном и региональном уровнях.Методологическую и теоретическую основу исследования составили общенаучный и частнонаучные ме-тоды изучения социальной сети как элемента институциональной структуры сервисного государства. Диалектический метод позволяет проникнуть в сущность государственного управления. К числу исполь-зованных методов следует отнести сравнительный, формально-юридический, нормативный, логиче-ский, системный, структурно-функциональный. Принятые поправки и изменения в нормативно-правовой базе не разрешили всех проблем и не дали частным инвесторам уверенности при реализации проектов государственно-частного партнерства, поскольку его нормативное обеспечение не позволяет ликвиди-ровать исторически образовавшиеся проблемы.В статье выявлены ключевые проблемы и ограничения развития государственно-частного партнерства: отсутствие общенациональной стратегии по развитию государственно-частного партнерства; недоста-точный уровень развития нормативно-правовой регламентации; остается открытым вопрос коррупци-онной составляющей; отсутствие комплексной системы государственного управления сферой государ-ственно-частного партнерства; отсутствие унификации и согласованности федерального, регионального и муниципального законодательства; проблемы приватизации и передела собственности.
40-44 40
Аннотация
Исследована проблематика формирования лояльности потребителей к компаниям, реали-зующим рыночную активность в регионах Российской Федерации в масштабах среднего и малого бизнеса. Сделан вывод, что поскольку такие бизнес-структуры не имеют возмож-ности конкурировать с крупными международными корпорациями, они должны обозначить свой вектор развития с установкой на потребителя, понимая, что формирование лояльности является весьма важным элементом обеспечения устойчивой рыночной позиции. Отмече-но, что управленцам необходимо работать в направлении улучшения качества не только выпускаемой продукции, но и реализуемых управленческих мер по ряду направлений. Удов-летворенность потребителя является показателем, характеризующим достижение соответ-ствия между субъективно ожидаемой ценностью продукта потенциальным потребителем и реально полученной ценностью в результате опыта его приобретения и потребления. Так, лишь в случае положительного потребительского опыта возможно формирование лояль-ного отношения. Представлен перечень основных практико-ориентированных принципов, позволяющих привлечь клиента, сформировать лояльное отношение к компании и произво-димой продукции. Определено, что формирование лояльности является не разовой акцией маркетингового характера, а комплексной работой сплоченной команды работников под ру-ководством эффективного управленца. Результативная работа, реализуемая на постоянной основе, обеспечит укрепление рыночных позиций бренда региональной бизнес-структуры. Представленные принципы помогут управленцам, работающим в масштабах малого и сред-него бизнеса, формировать и реализовать собственные стратегии, позволяющие обеспе-чить конкурентоспособность компании и востребованность производимой продукции в со-временное турбулентное время, что, в свою очередь, будет способствовать позитивному влиянию на развитие региональной экономики нашей страны.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ

45-54 47
Аннотация
Цель данной статьи - показать возможности нейросетей в подборе кадров на основе кон-кретного набора характеристик и компетенций, необходимых для решения проектных задач. Мониторинг и заполнение профессиональных пробелов в организациях могут быть реали-зованы с помощью технологий анализа данных, аналитических методов. В рамках данной работы задача ограничена поиском кадров для проектов технологического предприниматель-ства (стартапов). Но эту задачу можно расширить для подбора кадров любой организации, включив в набор показателей определенные компетенции, дополнительные характеристики персонала, профессиональные требования и пр.В статье выявлены особенности постановки проблемы для реализации инструментами биз-нес-аналитики. Определен набор показателей для выбора талантов. Определен набор крите-риев оценивания кандидатов по проектным ролям информационно-технологического проекта, включая опыт проектной работы, наставничества, наличие специализированного сертифика-та, знание проектной методологии; умение использовать аналитические инструменты; знание языков программирования и маркетинга; коммуникабельность, умение работать в команде и бесконфликтность; умение убеждать. Составлена матрица компетенций и полномочий по проектным ролям. Среди компетенций выделены: базовые, межличностные, мягкие и допол-нительные навыки, благодаря которым сотрудник может заменять коллег в экстренных слу-чаях.Построена функциональная схема решения и реализована нейросеть, которая отображает связь различных атрибутов с принимаемыми решениями по ним в зависимости от значений рассчитанных критериев. В результате импорта данных о нескольких сотрудниках компании и сбора информации с сайта hh.ru по трем кандидатам на должность проведен расчет показа-телей соответствия выбранным должностям.
55-59 35
Аннотация
Представлены результаты исследования зарубежных практик развития управленческого персона-ла образовательных организаций Австралии, Дании, Финляндии, Франции и Соединенных Штатов Америки на наличие маркеров персонифицированного подхода. Выявлены и описаны особенности применения такого подхода: признание и неукоснительное соблюдение прав и свобод, способно-стей и возможностей управленческого персонала как субъекта развития; направленность системы развития на внутреннюю мотивацию, трансформацию общих ценностей (системы образования, го-сударства и общества в целом) в личностные ценности управленческого персонала; непрерывность системы развития персонала с ориентацией на формирующийся социально-профессиональный опыт субъекта развития. Разработаны рекомендации по проектированию отечественной персонифициро-ванной системы развития управленческого персонала образовательной организации. Приведены риски, которые рекомендуется учитывать при проектировании и реализации соответствующей оте-чественной системы: отсутствие системного подхода к профессиональному развитию руководителя; низкая интегрированность целей и стратегии профессионального развития руководителя с целями и стратегией образовательной организации / системой образования; недостаточная ориентация прог-рамм профессиональной подготовки на персонифицированные возможности, включая накопленный профессиональный и социальный опыт субъекта развития; отсутствие специально подготовленного корпуса тьюторов (менторов, наставников, коучеров) в сфере персонифицированного сопровождения управленческого персонала образовательной организации; ограниченное количество объективных, научно обоснованных критериев и показателей оценки эффективности персонифицированной сис-темы развития персонала и, как следствие, невозможность проведения объективного мониторинга и рефлексии результатов развития управленческого персонала.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ

60-65 104
Аннотация
В последнее время вновь актуальным становится вопрос развития систем автоматизации на тран-спорте. Заметим, что первые разработки в сфере автоматизированных систем управления да-тируются серединой XX века, когда в СССР развивалась кибернетика. Со временем элементы автоматизации получили развитие в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте. Однако уровень развития научно-технического прогресса позволил лишь спустя долгие годы вер-нуться к этому вопросу на качественно новом уровне. Очередной этап развития технологий пред-полагает развитие элементов искусственного интеллекта (цифровизацию) во многих отраслях реального сектора экономики. Эволюция информационных технологий позволила компаниям притворять в жизнь концепцию маркетингового (клиентоориентированного подхода). В настоя-щее время учет мнения потребителей, обеспечение сервиса качественно иного уровня-первый фактор обеспечения конкурентоспособности компании, выгодно подчеркивающий ее положение на рынке. Целью исследования является изучение условий формирования системы цифрового транспорта и логистики. Задачами, определившими ход научных разработок, являлись: определе-ние основных принципов, характерных для цифровой экономики в транспортно-экспедиционном и логистическом обслуживании, выявление основных задач и условий формирования системы цифрового транспорта и логистики. В результате исследований конкретизированы основные условия цифровизации транспорта и логистики, обозначены необходимые, определены достаточ-ные условия функционирования данной системы с учетом территориальных особенностей Рос-сии. Выявлены основные преимущества развития цифрового транспорта для участников перево-зочного процесса. Подчеркнута роль современных технологий в процессе реализации принципов клиентоориентированного подхода на транспорте, что способствует повышению качества работы компаний сферы транспортно-экспедиционного и логистического обслуживания.

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

66-71 64
Аннотация
Раскрыты основные тенденции развития мирового финансового рынка в условиях активного роста открытого цифрового банкинга, определяющего новые возможности и вызовы для создания ин-новационных банковских и финансовых продуктов. Рассмотрены ключевые стадии «финансовой репрессии», предопределившей новые вызовы и проблемы для традиционной модели финансово-го рынка. Обоснованы основные трудности и проблемы, связанные с переходом от традиционной модели банкинга к модели open banking standard. В анализе доказано, что дальнейшее развитие финансового рынка диктует необходимость увеличения эффективности и снижения издержек при разработке цифровых сервисов следующего поколения. В данной связи повсеместное внедрение open banking standard позволит создавать новые продукты для финансового рынка. Внедрение open banking standard в режиме реального времени позволит открыть доступ для потребителя к более персонализированным информационным ресурсам, а услуги будут предоставляться че-рез безопасный открытый сервис с целью более эффективного управления личными финансами. Сегодня множество малых и средних компаний для ведения бухгалтерской отчетности использу-ют сторонние коммерческие разработки, однако транзакционные данные им приходится вводить вручную. Практическое использование open banking standard позволит потребителю не только получать данные в режиме реального времени, но и отчасти решит проблему получения доступа к более персонализированным информационным ресурсам для принятия банковских решений. Также клиентам можно будет предложить лучшие условия ссуд, поскольку кредитные организации смогут проанализировать его транзакционные данные для определения уровня риска заемщика.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

72-79 34
Аннотация
Рассмотрены внутриполитические процессы в Советском Союзе на завершающем этапе его существо-вания, в частности, политической борьбе между президентом СССР М. С. Горбачевым и республикан-скими лидерами в ходе подготовки проекта Союзного договора осенью 1991 г. («Ново-Огарево-2»). За-дача научного исследования состоит в реконструкции процесса подготовки проекта Союзного договора в сентябре-ноябре 1991 г., его обсуждений на совещаниях Государственного совета СССР, и оценке роли этого Договора в ходе демонтажа политической системы СССР. Основным источником данно-го исследования стали стенографические записи совещаний Госсовета, многочисленные замечания и дополнения к осенним проектам Союзного договора, которые отложились в архиве Горбачев-фонда. На основании этих архивных документов, а также материалов прессы, документальных сборников, вос-поминаний очевидцев автор проводит сравнение позиций союзных и республиканских лидеров относи-тельно устройства будущего Союза ССР: о членстве в обновленном Союзе, налоговой системе, госу-дарственных органах, юридической системе. Ключевая проблема, к которой сводились все обсуждения Союзного договора, касалась распределения властных полномочий между союзными и республикан-скими элитами. Анализ источников позволяет сделать вывод, что в ходе осенних переговоров компро-мисс между союзными и республиканскими лидерами был невозможен - проект «Ново-Огарево-2» был обречен на провал изначально. Если М. С. Горбачев предпринимал попытки юридически закрепить сохранение Союза в форме конфедерации, то республиканские лидеры, в первую очередь, президент России Б. Н. Ельцин, опираясь на принятые декларации о суверенитете, стремились к независимости и отделению от СССР. Союзный договор, изначально призванный создать необходимый баланс в от-ношениях между Центром и республиками, на практике явился инструментом реализации властных амбиций республиканских элит и стал одним из факторов распада СССР.
80-84 22
Аннотация
Рассмотрена проблема адаптации постсоветской управленческой элиты к общественным отно-шениям, сложившимся в результате реформ в СССР - России конца ХХ в. - начала XXI в. Осо-бенностью исследования является рассмотрение поставленной проблемы в общем контексте общественных перемен указанного периода. Показано, что привычные теоретико-методологи-ческие схемы, основанные на противопоставлении позднесоветской и современной российской политической элиты, не способствуют приближению к истине. Так, опора лишь на официальные документы, статистику и другие источники, отражающие внешнюю сторону изучаемых процес-сов, представляется явно недостаточной. Поэтому обращено внимание на необходимость более активного привлечения источников личного происхождения, позволяющих проследить эволюцию сознания представителей правящей элиты, смену ее стереотипов, ценностей и норм. Освеще-ны такие вопросы адаптации современной российской элиты к новым условиям, как изменение ее отношения к идеологии, к целям получения образования, к процедурам поступления на го-сударственную службу, ее прохождения и ухода с нее. Отмечается, что в целом постсоветская управленческая элита успешно и весьма быстро адаптировалась к радикальным общественным изменениям. Проанализирован ряд факторов, обеспечивших эту адаптивность. Отмечено, что особую роль в процессах адаптации элиты сыграли факторы социокультурного порядка: умение играть по меняющимся правилам, нравственно-идеологический релятивизм, следование сложив-шимся традициям, формируемым нормам и ценностям. Вместе с тем надо учитывать, что адап-тационные процессы отнюдь не завершены ни в элите, ни в обществе в целом. Таким образом, процесс адаптации политической элиты России рассмотрен на общем фоне постсоветской транс-формации, что позволяет глубже понять механизмы и результаты развития российского общества в целом.
85-90 24
Аннотация
Рассмотрена проблема развития конституционных идей в дореволюционной императорской России, имеющей, по мнению автора, важное значение для осмысления особенностей политического развития России и российского конституционализма, в частности. В статье обосновывается мысль о том, что первые проекты конституционного ограничения монархии в России появились задолго до разработ-ки известного плана государственного преобразования М. М. Сперанского и конституционных про-ектов декабристов. Автором исследуется значение первых в политической истории России проектов ограничения монархия представительными учреждениями, возникших в период «дворцовых перево-ротов» («события 1730 года», проект конституции Панина-Фонвизина, проект «Жалованной грамоты российскому народу» графа А. Р. Воронцова и др.). Обращено внимание на то, что большинство из этих проектов создавались кулуарно узкой группой единомышленников в режиме строгой секретности и являлись результатом борьбы внутри правящей элиты за политическое влияние. В конце XVIII в. - начале XIX в. сторонниками конституционного правления являлись представители наиболее прогрес-сивной дворянской аристократии, предлагавшие посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, становятся все более популярными идеи отмены крепостного права, развития местного самоуправления и другие. Особое место в статье отведено характеристике подготовленного по поручению Александра I Н. Н. Новосильцевым конституционного проекта 1820 г. «Государственной уставной грамоты Российской империи» («Уставная грамота Новосильцева»), пред-ставлявший, по мнению автора статьи, значительное явление в развитии российского конституцио-нализма, подтверждавшее достаточно высокий уровень знаний и культуры того времени в области государственного права и государственного строительства.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)