Preview

Управление

Расширенный поиск

Журнал издается с 2013 года.

 

Миссия журнала состоит в представлении последних результатов оригинальных исследований в области управления государством, отраслевыми комплексами, экономикой и политическими процессами. Освещаются вопросы вызовов и угроз в управленческих процессах.

Целевую аудиторию журнала составляют экономисты-исследователи, ведущие практики, изучающие на теоретическом, эмпирическом и практическом уровнях отраслевые проблемы управления народным хозяйством, государством, экономикой в целом, а также изучающие влияние политики на процессы менеджмента. Журнал адресован также руководителям федеральных и региональных органов власти, отвечающим за разработку стратегии развития отраслевого хозяйства, ТОП-менеджерам и аналитикам крупных предприятий и корпораций, преподавателям и студентам ВУЗов.

Журнал включен в обновленный в 2019 году Перечень ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, рекомендованный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации» по следующим направлениям:

  • 08.00.01 – Экономическая теория (экономические науки)
  • 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) (экономические науки)
  • 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит (экономические науки)
  • 08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика (экономические науки)
  • 08.00.13 – Математические и инструментальные методы экономики (экономические науки)
  • 08.00.14 – Мировая экономика (экономические науки)
  • 23.00.01 – Теория и философия политики, история и методология политической науки (политические науки)
  • 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии (политические науки)
  • 23.00.03 – Политическая культура и идеологии (политические науки)
  • 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития (политические науки)
  • 23.00.05 – Политическая регионалистика. Этнополитика (политические науки)
  • 23.00.06 – Конфликтология (политические науки)

Свидетельство о регистрации средства массовой информации от 11 декабря 2012 г. ПИ № ФС77-52135.

В запись о регистрации внесены изменения, регистрационный номер ПИ № ФС 77-76216 от 12 июля 2019 г.

Подписной индекс в электронном каталоге ОАО Агентство «Роспечать» — Я5961

Текущий выпуск

Том 8, № 3 (2020)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

5-15 13
Аннотация
Назрела актуальная необходимость определения состава, отношения атрибутов, определяющих содержание науки управления. Научная литература, эмпирические исследования, выполненные авторами за последние годы, позволили рассмотреть структуры и взаимодействие управленческих процессов и объектов в социальных и экономических средах. В статье представлено авторское определение методологии, которое увязывает учение об управлении мышлением и деятельностью на основе взаимодействующих атрибутов. Показано, что методология аккумулирует и предлагает совокупность инструментов для решения задач и проблем в любой отрасли знаний, в том числе в сфере управления. Охарактеризованы пять групп методологических инструментов: направляющие, созидающие, преобразующие, содержательные и оценочные, имеющие свое назначение и содержание в контексте конкретных условий  для исследования, построения и оценки деятельности различных направлений функционирования и развития экономических систем типа «организация». Показана онтология науки управления, в которой представлены основные атрибуты всех разделов науки управления: теории, методологии, технологии, а также практики управленческой деятельности. Понимание содержания атрибутов методологии управления позволит активно влиять на качество и эффективность управленческих процессов и объектов в социальных и экономических средах.
Исследование обобщения опыта решения практических задач, позволило предложить  подход к формированию разделов науки управления, содержательному наполнению этих  разделов, а также обоснование их места в управлении для деятельности различных типов систем в социальном и экономическом пространстве. Исследование имеет  теоретическую и практическую ценность для руководителей, преподавателей, в том  числе в сфере управленческого консультирования (консалтинга), для эффективного управления процессами и объектами в социальных и экономических средах нашей страны.

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

16-23 10
Аннотация
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов необходимо осуществлять выбор основных приоритетов при формировании стратегии развития и успешного функционирования экономических систем. В этой связи важен поиск новых  источников инновационного развития, который может быть обеспечен путем формирования различных форм кластерной интеграции на уровне субъектов федерации, обеспечивающих взаимодействие между расположенными на одной  территории учебными заведениями, предпринимательскими структурами, а также  государственными структурами, осуществляющими научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность. Для эффективного функционирования кластера важно
сформировать взаимный интерес всех заинтересованных участников. Это позволяет эффективно использовать организационные возможности в интересах развития территорий и формировать стратегию их развития.
В статье рассмотрены походы к разработке стратегии формирования регионального научно-образовательного кластера как новой формы пространственной организации экономики на региональном уровне, заключающиеся в учете стратегических направлений развития региона и его территорий на основе принципов системного и процессного взаимодействия. Показана роль кластерной интеграции учреждений науки и образования в решении стратегических задач социально-экономического развития регионов. Уточнена и раскрыта взаимосвязь стратегической направленности развития  региональных научно-образовательных кластерных структур с приоритетами регионального стратегического развития. Установлена последовательность формирования стратегии регионального научно-образовательного кластера, включающая аналитический, функционально-содержательный и оценочный этапы. Университетский комплекс, выступающий «ядром» создания научно-образовательного кластера
в условиях региональной экономики, может рассматриваться в качестве наиболее  перспективной формы оптимизации деятельности и развития высшего учебного  заведения. В связи с этим данная задача приобретает особую актуальность в рамках реализации концепции интеграции триады производства (бизнеса), науки и образования. 
Предложены основные элементы системы управления стратегическим развитием  регионального научно-образовательного кластера, содержащей компоненты  содержательной и инструментальной подсистемы.
24-32 13
Аннотация
Рассмотрены вопросы управления изменениями с учетом российского и американского опыта. Управление изменениями рассмотрено как неотъемлемая часть теории управления. Предложено рассматривать процесс управления изменениями как, прежде всего, управление явлениями, сопровождающими процесс изменений.
Понятие «изменения» отражено как процесс трансформации и как преобразование объекта  в новые юридические формы путем реорганизации. 
Представленный опыт управления американскими компаниями в первую очередь показывает ситуацию, при которой осуществляется экономический рост и все преобразования направлены на интеграционные процессы. Проведен анализ современного опыта управления изменениями в условиях кризисных ситуаций, требующих гибкости в управлении всеми процессами в организации. Представлено разделение изменений на  группы, позволяющее определить области, требующие своевременного воздействия со  стороны руководства при разработке программы развития организации. В рамках анализа  исследованы наиболее популярные модели управления изменениями и действия компаний  по управлению изменениями во время пандемии COVID-19.
В заключении сделан вывод, что для современных компаний управление изменениями  требует не только постоянного анализа внутриорганизационных процессов, но и применения конкретных знаний для решения проблемных управленческих задач.

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

33-41 14
Аннотация
Замедление темпов роста мировой экономики и темпов роста производительности осложняют социально-экономическое развитие России и других государств. Повышение  неравенства в доходах и их продолжительная стагнация ведут к росту экономической, социальной и политической напряженности в обществе. Автоматизация и роботизация производственных процессов стимулируют повышение неопределенности на рынке труда. Повышение производительности труда как на микро-, так и на макроэкономическом уровне является фактором интенсивного экономического роста,  создаваемого через повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.  Результаты российского национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» показывают, что ключевая часть успешных нововведений связана с преобразованием организационной культуры предприятия. А именно, через  реорганизацию рабочего пространства работников и их рабочего времени, снижение  доли «лишних» действий и движений работников, улучшение навыков самоорганизации 
и ориентацию на долгосрочное развитие.
В статье сделан вывод, что управление производительностью труда включает в себя  управление организационной культурой предприятия. Предложена модель управления производительностью труда, состоящая из трех этапов: диагностики, разработки и реализации. Каждый этап предполагает последовательность действий, постепенно приводящих к его реализации. Модель является цикличной и может повторяться неограниченное количество раз. Использование модели позволяет структурировать процесс повышения производительности труда, определять оптимальный набор ресурсов для его осуществления, осуществлять контроль за его исполнением и своевременно  вносить корректировки. Представлена спецификация модели, включающая цель,  функции, принципы эффективного функционирования, информационное обеспечение,  кадровые ресурсы и организационную структуру, методы и инструменты. Определены  критерии следующих результатов использования модели: эффективного, ограниченно эффективного и неэффективного использования. Модель рекомендована к  использованию предприятиям любого масштаба и спецификации, которые намереваются вносить организационные изменения с целью повышения производительности труда.
42-52 25
Аннотация
Обеспечение эколого-ориентированного оборота фекальных отходов пассажирских перевозок необходимо для сохранения экосистем, здоровья населения и устойчивого развития транспортных комплексов. История российских железнодорожных туалетных комплексов начинается с запуска первой железной дороги «Петербург – Царское Село» в 1837 г. В СССР с 1985 г. Министерство путей сообщения СССР задумалось о  необходимости проведения опытно-конструкторских работ по созданию замкнутых систем сбора канализационных стоков для пассажирского подвижного состава. Комплекс научных работ по созданию систем и оборудования, обеспечивающих охрану окружающей среды от химического и биологического загрязнения был представлен в программе Железнодорожного транспорта на 1990–2000 гг.
В статье рассмотрено негативное влияние фекальных отходов на окружающую среду и здоровье населения, а также проблемы, связанные с сервисным обслуживанием  экологически чистых туалетных комплексов пассажирских вагонов. Изложены основные  результаты технологического развития туалетных комплексов транспортных систем.  Отмечена важность своевременного комплексного обеспечения (инфраструктурного,  технического, организационно-экономического, нормативно-правового и нормативно- методического, кадрового, иного) технологического развития туалетных комплексов транспортной отрасли. В частности, рассмотрены некоторые актуальные проблемы инфраструктурного, нормативно-правового и нормативно-методического, организационно-экономического обеспечения эксплуатации и обслуживания экологически чистых туалетных комплексов. Для эффективного  функционирования системы экологически чистых туалетных комплексов транспортных систем авторами предложено использовать организационно-методический  инструментарий, который позволит систематически определять фактический уровень технологического развития системы обезвреживания фекальных отходов экологически  чистых туалетных комплексов пассажирских поездов, разработать направления и  мероприятия для повышения ее эколого-экономической эффективности.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ

53-61 10
Аннотация
В статье дано обоснование применения дизайн-мышления для формирования мягких навыков специалистов. Сегодня понятие Π-образной компетенции приобретает новый смысл: современному специалисту нужны профессиональные компетенции и мягкие навыки, особенно эмпатия и готовность к сотрудничеству. Цель данной работы  заключается в том, чтобы показать роль подхода дизайн-мышления в становлении у  специалистов мягких навыков.
Подход дизайн-мышления сегодня развивается в трех основных направлениях: методика  исследования и улучшения клиентского опыта (сервис-дизайн), основа  командообразования и роста корпоративной культуры (как часть employee experience management), а также нейро-дизайн. Портфель инструментов, включенных в четко описанную структуру дизайнерского решения проблемы, помогает направить  творческую группу на эффективное использование своих когнитивных способностей, что  в конечном итоге позволяет найти прорывное инновационное решение.
На основе собственного опыта обучения дизайн-мышлению студентов университета и  слушателей бизнеспрограмм автором предложены к обсуждению правила проведения дизайн-семинаров. Выделены и описаны в кейсах основные направления применения дизайн-мышления: создание инновационного продукта, востребованного потребителем;  улучшение процессов организации и командообразования, личностный рост и развитие креативности. Показаны особенности проведения дизайн-семинаров, даны описания некоторых популярных техник дизайн-мышления (карта эмпатии, CJM, HMW, CBF, World café), а также представлено авторское дополнение к карте пути пользователя – модель PEdPL. Дана оценка влияния на результаты групповой работы различных техник дизайн- мышления. Построена кривая эмоций и работоспособности группы во время проведения дизайн-сессии в формате тренинга. Приведены рекомендации управления динамикой групповой работы с помощью техник дизайн-мышления и приемов коучинга.
62-72 14
Аннотация
Рассмотрены некоторые показатели, определяющие тенденции развития аквакультуры в мире, такие как численность занятых и объем производства аквакультуры по континентам, а также приведен прогноз развития отрасли в сравнении с промышленным рыболовством и анализ объема и темпа роста объема производства продукции  аквакультуры по отдельным зарубежным странам. Раскрыта сущность регионального  протекционизма в аквакультуре, определена его связь с государственными программами и стратегиями развития аквакультуры в стране, в основе разработки и реализации которых лежит формирование стратегических конкурентных преимуществ на глобальном рынке и обеспечение национальной продовольственной безопасности.
Анализ уровня обеспечения продовольственной безопасности по странам мира позволил  авторам выделить несколько зарубежных стран разных регионов мира с различными  формами государственного устройства и дать характеристику осуществления регионального протекционизма в аквакультуре в этих странах. В результате оценки осуществления регионального протекционизма в некоторых зарубежных странах авторы  пришли к выводу, что объем производства аквакультуры находится в прямой  зависимости от эффективности применения мер протекционизма в регионах (провинциях, штатах и иных внутригосударственных территориальных образованиях). Кроме того, прилагаемые центральными органами власти усилия по поддержке и развитию  аквакультуры в стране, выраженные разработкой и активной реализацией  государственных программ и стратегий, делегированием полномочий на региональный уровень, а также поддержкой развития неформальных отраслевых институтов, являются  существенным фактором не только обеспечения продовольственной безопасности государства, но и повышения эффективности применения мер  регионального протекционизма в аквакультуре.
73-80 7
Аннотация
Рассмотрены способы минимизации сопротивления инновациям в системе управления высокотехнологичным предприятием. Показано, что снижения уровня сопротивления персонала инновациям можно добиться за счет применения определенных мер, способствующих поэтапной подготовке трудового коллектива предприятия к внедрению и реализации намеченных инноваций. Уточнено понятие «сопротивление персонала». На основе эмпирических исследований проанализированы различные категории сопротивления персонала инновациям, выделены признаки сопротивления персонала в системе управления высокотехнологичным предприятием. Исследованы возможные  реакции персонала в случаях сопротивления персонала инновационным изменениям в системе управления высокотехнологичным предприятием. Отдельное внимание уделено  причинам возникновения сопротивления в ситуациях внедрения инноваций. Применение  комплексного авторского подхода, основанного на методах научного обобщения, сравнительного анализа, системного и ситуационного подхода, позволило установить основные последствия сопротивления персонала высокотехнологичных предприятий  социально-экономическим, организационно-управленческим и технологическим  инновациям с учетом их влияния на формирование инновационного потенциала  организации. Высокотехнологичным предприятиям предложено внедрение подсистемы  управления сопротивлением персонала инновациям в системе общего управления. Научная новизна исследования состоит в том, что автором на основе проведенного исследования разработан комплекс мероприятий, реализация которых в условиях инновационного развития высокотехнологичного предприятия позволит  существенно минимизировать сопротивление персонала в системе управления  высокотехнологичным предприятием. Практическая значимость проделанной работы  заключается в том, что она может послужить основой для дальнейших научных  исследований в области управления сопротивлением персонала для отдельно взятого предприятия с учетом специфики его деятельности в области инновационного развития.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ

81-90 9
Аннотация
Проведен анализ влияния новых технологий на занятость в США. Показаны разные точки зрения на перспективы потери рабочих мест под воздействием автоматизации и  роботизации. В работе использованы методы анализа, сопоставления, экспертных оценок. Исследование основано на информационно-статистических данных Бюро  трудовой статистики Министерства труда США, итогов выборочных обследований американского населения. В статье приведена характеристика рабочей силы США, рассмотрены ее особенности. Показаны примеры использования новых технологий крупнейшими американскими работодателями. Новые технологии трансформируют все сферы: от здравоохранения до транспорта и производства. Создаются новые типы  рабочих мест, меняется структура занятости. Расширяются нетипичные формы занятости. 
В работе приведен опрос общественного мнения об отношении американцев к искусственному интеллекту и его влиянию на их жизнь и работу. Появление дистанционных отношений между работником и работодателем ведет к формированию  гибкого и виртуального рынка труда. Мир труда становится все более цифровым. Этот процесс вызывает фундаментальные изменения в мире труда, что влечет за собой новые вызовы для различных аспектов социальной политики. Людям всех возрастов предстоит адаптироваться к новой ситуации на рынке труда, которая связана с технологическими изменениями и структурными сдвигами в спросе на рабочую силу. Актуализированы  важность и возможность переобучения, повышения квалификации, профориентации в  течение всей жизни. Проведенное исследование показывает важное значение  мониторинга влияния новых технологий на занятость в целях определения зон риска.

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

91-102 11
Аннотация
Статья посвящена научному осмыслению практических аспектов получения, таможенного декларирования и использования гуманитарной помощи в Российской Федерации в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Подробно рассмотрен и изложен порядок взаимодействия медицинской организации как получателя гуманитарной помощи с органами исполнительной власти и международными донорами  безвозмездной помощи. Быстрое распространение новой коронавирусной инфекции  COVID-19 в мире не предоставило возможности подготовки особых мер регулирования  правовых отношений в рамках гуманитарной помощи в Российской Федерации. В тоже время перед принимающей организацией стояла задача оперативно передать  гуманитарную помощь конечным получателям в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. Авторами изучены вопросы получения, декларирования и передачи конечным получателям гуманитарной помощи в условиях пандемии COVID-19, выявлены коллизии действующих правовых норм и предложены возможные варианты усовершенствования системы получения и распределения гуманитарной помощи. Доказана необходимость разработки и принятия нормативного акта, всесторонне регламентирующего порядок организации, подготовки и получения гуманитарной помощи, процедуры ее приемки с проверкой  наличия количества, соответствия, маркировки, упаковки, технической документации, а  также соответствия ее иным требованиям.
В статье обоснована целесообразность внесения дополнений в некоторые нормы таможенного регулирования, предусматривающие возможность передачи груза, помещенного под специальную таможенную процедуру, иным лицам на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти.
Актуальность и высокая практическая значимость статьи обусловлена необходимостью  своевременного распределения больших объемов гуманитарной помощи, в целях  эффективного предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
103-111 10
Аннотация
Объектом исследования статьи выступили данные годовых отчетов по объему реализации продукции 500 ведущих российских компаний, собранных и представленных деловым  общенациональным аналитическим ресурсом «Эксперт Online» совместно с журналом  «Русский репортер» и медиахолдингом «РосБизнесКонсалтинг». Автором проведен анализ объемов реализации российских компаний, деятельность которых может быть  отнесена к сфере информационных и телекоммуникационных технологий. Так же  рассмотрены элементы финансовой отчетности компаний, занимающихся созданием,  продвижением и анализом медиа-контента. Анализ показал, что общий объем реализации 22 компаний, входящих в секторы «Информационные технологии», «Телекоммуникации», «Медиа и Интернент», составил в сумме 2 615 млрд руб., что по сравнению с объемом реализации в 11 883 млрд руб. первых 22 ведущих отечественных компаний  (относящихся к ресурсодобывающей сфере) составляет только 22 %. Следовательно,  менее четверти от общего объема реализации товаров и услуг в российской экономике реализуют компании, чья деятельность связана с формированием информационно- коммуникационных заделов. Такая оценка может быть проведена только косвенно на  основе безразмерных величин, как вычисление процентного отношения объемов  реализации ИТ-компаний и компаний, входящих в рассматриваемые рейтинги на первых позициях. Справочно автором приведены финансовые показатели в рублях и в долларах  на 16 декабря 2019 г. по данным Центрального банка Российской Федерации. Статья продолжает исследования автора, представленные в работе «Процесс трансформации вещной экспортно-ориентированной экономики России в цифровую» в журнале «Управление» № 4 за 2018 г. и докладе «Процесс цифровой трансформации экономики России» на II Всероссийской с международным участием научно-практической  конференции «Тенденции развития Интернет и цифровой экономики» (Симферополь –Алушта, 30 мая – 1 июня 2019 г.).
112-122 12
Аннотация
Проведен анализ мирового опыта в создании цифровых платформ и связанных с ними рисков. Всестороннее исследование российского и зарубежного опыта в создании цифровых платформ позволило сформулировать основные требования к таким платформам, определить тенденции их развития. Показано, что внедрение цифровых платформ во всех секторах экономики – естественный ускоряющийся тренд развития современного мира. Отмечено, что быстрое развитие цифровых платформ несет с собой новые риски и угрозы, которые необходимо учитывать и анализировать.
Проведенный анализ современного состояния цифровых платформ и доклада о  глобальных рисках, подготовленного для Всемирного экономического форума в Давосе,  позволил провести идентификацию рассматриваемого вида рисков. На основании  проведенной идентификации в работе составлен подробный реестр рисков цифровых платформ. Рассмотрены такие виды цифровых рисков, как риски информационной безопасности, риски организованной киберпреступности, репутационные риски, юридические риски, операционные риски и риски нестабильности доходов участников. На основании полученных данных проведен качественный анализ рисков, связанных с  цифровыми платформами. Построена карта рисков цифровых платформ, определены 
риски, попадающие в зоны пренебрежимого, приемлемого и катастрофического риска. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что наиболее опасные виды цифрового риска, связаны с проблемами безопасности и конфиденциальности данных.
Своевременная идентификация и качественный анализ рисков цифровых платформ  позволят обеспечить стабильность их функционирования и обеспечить успешную  реализацию цифровой трансформации российской экономики.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.