Preview

Управление

Расширенный поиск

Журнал издается с 2013 года.

 

Миссия журнала состоит в представлении последних результатов оригинальных исследований в области управления государством, отраслевыми комплексами, экономикой и политическими процессами. Освещаются вопросы вызовов и угроз в управленческих процессах.

Целевую аудиторию журнала составляют экономисты-исследователи, ведущие практики, изучающие на теоретическом, эмпирическом и практическом уровнях отраслевые проблемы управления народным хозяйством, государством, экономикой в целом, а также изучающие влияние политики на процессы менеджмента. Журнал адресован также руководителям федеральных и региональных органов власти, отвечающим за разработку стратегии развития отраслевого хозяйства, ТОП-менеджерам и аналитикам крупных предприятий и корпораций, преподавателям и студентам ВУЗов.

Журнал включен в обновленный в 2019 году Перечень ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, рекомендованный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации» по следующим направлениям:

  • 08.00.01 – Экономическая теория (экономические науки)
  • 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) (экономические науки)
  • 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит (экономические науки)
  • 08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика (экономические науки)
  • 08.00.13 – Математические и инструментальные методы экономики (экономические науки)
  • 08.00.14 – Мировая экономика (экономические науки)
  • 23.00.01 – Теория и философия политики, история и методология политической науки (политические науки)
  • 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии (политические науки)
  • 23.00.03 – Политическая культура и идеологии (политические науки)
  • 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития (политические науки)
  • 23.00.05 – Политическая регионалистика. Этнополитика (политические науки)
  • 23.00.06 – Конфликтология (политические науки)

Свидетельство о регистрации средства массовой информации от 11 декабря 2012 г. ПИ № ФС77-52135.

В запись о регистрации внесены изменения, регистрационный номер ПИ № ФС 77-76216 от 12 июля 2019 г.

Подписной индекс в электронном каталоге ОАО Агентство «Роспечать» — Я5961

Текущий выпуск

Том 8, № 1 (2020)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

5-10 69
Аннотация

Улучшение качества городской среды позволяет власти влиять на большое количество граждан, в том числе меняя их миграционные предпочтения. Развитие городов может предлагать большое количество патриотизма. Успехи социально-экономического развития городов подтверждаются практикой, когда запланированные мероприятия полностью реализуются.

При этом преследуются цели закрепления коренного населения городов, привлечения благоприятными условиями жизни иногородних высококлассных специалистов. Такие процессы внутренней миграции могут носить как постоянный, так и временный характер - все они направлены на создание общественно-необходимой продукции. Если подобные тренды дополняются высоким уровнем заработной платы на наукоразвитых производствах, внедряющих передовые технологии, приток необходимого количества требуемых специалистов высокой квалификации становится весьма вероятным.

Повышение качества городской среды, ее экологического состояния на высоком уровне сегодня является государственно поддержанным приоритетом. Оно отвечает критериям социальной справедливости, ориентировано на более активный образ жизни горожан, что положительно сказывается на здоровье населения. Кроме того, оздоровительный эффект благоприятных условий жизни ощущается на подсознательном уровне, позитивно заряжает людей новой энергией, улучшает их настроение, поддерживает их тонус на высоком эмоциональном уровне.

Повышение комфортности среды жизнедеятельности помимо улучшенных жилищных условий предусматривает совершенствование инфраструктуры, значительное преобразование придомовых благоустроенных территорий, а также социально значимых общественных городских пространств, гармонично дополняющих природно-ресурсный потенциал населенных пунктов.

Все это в комплексе влияет на позитивные общественные настроения социума и способствует повышению конкурентных преимуществ конкретных городов в борьбе за человеческий капитал, влияя и на миграционные предпочтения современных людей.

11-19 71
Аннотация

С целью обобщения зарубежного опыта в сфере государственной ценовой политики рассмотрен практический опыт Республики Индии по использованию инструментов государственного регулирования цен. Проведен обзор законодательства, раскрыт механизм, а также выделены плюсы и минусы тех или иных государственных мер контроля над ценами, в частности использование перечня жизненно необходимых товаров, установление обязательной максимальной рыночной цены на все упакованные товары, защита конкурентной среды национального рынка. Проведен анализ результатов государственной политики регулирования цен, а также динамики ключевых показателей индийской экономики за последние пять лет. Обозначены дальнейшие перспективы и направления развития экономики Республики Индии.

Научная методология исследования базирована на системном подходе. В зависимости от характера разрабатываемых проблем применены методы причинно-следственного анализа, экономико-статистический, монографический, абстрактно-логический, сравнительный и другие методы. Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты Республики Индии, статистические данные, электронные ресурсы, а также оперативная первичная информация министерств и ведомств Центрального Правительства Республики Индии.

Сделан вывод, что выстроенная государственная модель регулирования цен дает защиту не только потребителям, обеспечивая доступность необходимых товаров, но и производителям, способствуя перераспределению прибыли в их пользу. Обозначены проблемы функционирования отдельных инструментов государственной ценовой политики, однако на основании статистических данных сделан обобщающий вывод, что они не являются критичными и не подрывают экономику страны или свободное функционирование рынка. Даны оценки перспектив применения отдельных элементов государственной ценовой политики Республики Индии в отечественной экономике.

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

20-26 40
Аннотация

Представлены результаты продолжающегося исследования системы персонифицированного развития управленческого персонала образовательной организации. Цель исследования заключалась в определении состава и функций субъектов управления персонифицированным развитием управленческого персонала образовательной организации, выступающих необходимым элементом исследуемой системы. В ходе исследования были решены следующие задачи: уточнена сущность персонифицированного развития управленческого персонала образовательной организации; определен состав субъектов управления персонифицированным развитием управленческого персонала образовательной организации; раскрыты функции субъектов управления персонифицированным развитием управленческого персонала образовательной организации.

Обоснована сущность персонифицированного развития управленческого персонала образовательной организации как процесса реализации совокупности организационно-экономических мероприятий с целью необратимого, направленного и закономерного качественного изменения состояния объекта развития - актуализации его компетентностей, необходимых для эффективной реализации социальных ролей и функций управленческого персонала образовательной организации в соответствии с персонифицированными требованиями и потребностями ключевых заинтересованных сторон данного процесса.

Представлен основной состав субъектов управления персонифицированным развитием управленческого персонала образовательной организации, который включает: персонал образовательной организации как объект развития и субъект саморазвития, образовательные организации с потребностью в развитии управленческого персонала, региональные и муниципальные методические службы, организации высшего и дополнительного профессионального образования. В заключении приведена содержательная характеристика функций субъектов управления персонифицированным развитием управленческого персонала образовательной организации.

В процессе решения задач исследования применялись следующие методы: структурно-функциональный анализ отечественной системы образования; анализ нормативно-правового и организационно-методического обеспечения деятельности субъектов развития управленческого персонала образовательных организаций; наблюдение за участниками образовательных отношений.

27-34 53
Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью теоретического обоснования и разработки предложений по совершенствованию форм и методов повышения конкурентоспособности лизинговых компаний в современных условиях. В этой связи в статье проанализированы проблемы на российском рынке лизинговых услуг и причины их возникновения, определены основные тенденции его развития. Обозначены основные направления повышения конкурентоспособности лизинговых компаний в России и предложены конкретные пути развития этих направлений.

В статье детально рассмотрены и разработаны предложения по совершенствованию функциональной структуры управления лизинговыми компаниями, оптимизации способов финансирования их деятельности, совершенствованию ценовой политики. Рассмотрены возможности внедрения и развития риск-менеджмента, расширения ассортимента лизинговых услуг. Отдельным аспектом выделены и рассмотрены вопросы, связанные с государственной поддержкой отрасли лизинговой деятельности.

Особо выделена часть рисков лизинговых компаний, связанных с деятельностью организации лизингополучателя. К таковым отнесены риски неуплаты или несвоевременной уплаты лизинговых платежей, невозврата предмета лизинга, риск неплатежеспособности лизингополучателя. И в связи с этим определены пути снижения указанных рисков путем проведения комплексного анализа потенциала лизингополучателя с точки зрения реализации планируемого проекта с использованием всех возможных методов и инструментов финансового анализа.

Методологической основой послужили современные научные методы исследований, в числе которых: метод системного анализа, методы аналогий, сравнительного анализа, экспертные методы, рейтинговый анализ, структурно-функциональный и нормативный подходы.

Результатом исследования явились конкретные формы и методы повышения конкурентоспособности лизинговых компаний, повышения эффективности их деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

35-46 73
Аннотация

Опыт ведущих транснациональных игроков в проведении корпоративного технологического форсайта показывает, что залогом его успешной реализации служит эффективная интеграция с действующей корпоративной системой стратегического планирования.

В статье рассмотрен вопрос о выявлении наиболее важных и необходимых мероприятий по интеграции форсайта в систему корпоративного управления нефтегазовых компаний. Приведены элементы корпоративной системы управления, с которыми необходимо выстроить взаимосвязь, и описание вариантов стратегий, даны рекомендации по проведению форсайта для каждой из них. Отмечено значительное влияние, которое оказывает применение форсайт-исследования на результативность отдельных проектов и на эффективность деятельности компаний в целом.

Полученные результаты показали, что эффективность результатов форсайта напрямую зависит от готовности компании к его проведению и уровня зрелости научно-технических процессов инновационного развития компании. Выделены направления системы управления компании, которые оказывают особенно сильное влияние на эффективность результатов форсайт-исследований, а также предложены методы для оценки готовности компании к проведению форсайта. Дана оценка вариантов применения форсайт-исследования в зависимости от выбранной в компании модели инновационного развития и программы инновационного развития. Отмечено, что наибольший эффект достигается при проактивной модели управления, которая позволяет использовать в полной мере инструментарий форсайт-исследования, получаемые в результате прогнозы. Применение форсайта для активной и пассивной стратегии не дает никаких преимуществ для компании, приводит к дополнительным затратам. Показана взаимосвязь форсайта и наиболее распространенных организационных структур управления, применяемых в настоящее время в российских нефтегазовых компаниях.

47-56 53
Аннотация

Представлена технология формирования информационно-обеспечительной миссии учетно-контрольных процессов в условиях цифровой экономики и изменившихся требований к формированию информации для принятия управленческих решений, объединяющая в единой информационно-цифровой «оболочке» учетные, контрольные, аналитические и иные итерации, что должно способствовать более качественному составлению разных форматов отчетности. На основе сравнительной оценки мнений российских и зарубежных ученых по сути данного вопроса сделаны выводы о необходимости совершенствования инструментов бухгалтерского инжиниринга в части агрегирования информации на бухгалтерских счетах и самих счетов.

Предложенная технология учетно-контрольных процессов основана на риск-ориентированном методе, позволяющем выявлять ранее завуалированные недостатки функционирования учетных подсистем (статистической, производственно-технической, финансово-оценочной, управленческой). Идентифицировав по классификатору предпринимательский риск, аналитик формирует карту рисков, в которой группируются внешние и внутренние угрозы роста и развития холдинга, формируются решения, по каким рискам, возникает необходимость минимизации угроз, оптимизации решений. Такая возможность предоставляет аналитикам необходимый импульс для установления их причинно-следственных оснований для дальнейшей разработки концепции минимизации предпринимательских рисков.

Предложено развивать методологию учетно-контрольных процессов с использованием положений теории компаративистики. Разработана модель информационного обеспечения решения тактических и стратегических задач в крупной компании холдингового типа, позволяющая успешно трансформировать бизнес-процессы и «цифровые» модели их управления путем развития методологии учетно-аналитического и контрольно-регуляторного сопровождения всех циклов (этапов) реализации стратегии. В итоге это сопровождение будет соответствовать современным требованиям практики управления в широком понимании смысла и значения этого процесса.

57-62 60
Аннотация

Тема ответственных финансов становится важной проблемой функционирования финансовых систем. Возникает ряд интересных изменений в социальной, правительственной и корпоративной сферах, которые продвигают более этические и устойчивые принципы принятия финансовых решений, размещения ресурсов и капитала. Взрывной рост социально ответственного инвестирования (в том числе на базе факторов ESG: влияния деятельности компании-объекта инвестирования на окружающую среду, внимания к общественным интересам, социальной ответственности, прозрачности и эффективности корпоративного руководства) за последнее десятилетие подтверждает безусловную важность рассматриваемой темы в контексте распределения мировых потоков финансирования. Инвестиционные проекты в сегодняшнем мире оцениваются по широкому диапазону метрик, а не только исходя из потенциала финансовой выгоды. Государству также отведена важная роль в этой трансформации. Оно должно заниматься поддержкой положительных частных инициатив и переоценкой широкого спектра собственных проектов с учетом этих дополнительных факторов, которые в конечном итоге оказывают влияние на благосостояние населения. Все экономические агенты должны обращать внимание на происходящую трансформацию, чтобы не пропустить внедрение новых стандартов финансовой ответственности. Эти изменения представляют прекрасные возможности для мира финансов, хотя и связаны с некоторыми сложностями. В данной статье рассмотрены основополагающие принципы финансовой ответственности. Исследовано, как эти принципы формируют финансовую политику, с использованием конкретных примеров из социальной, государственной и корпоративной сфер. Акцентировано внимание на факторах, которые потенциально ограничивают единое принятие таких практик в мире.

63-72 43
Аннотация

Проанализированы проблемы формирования и совершенствования учетно-контрольной системы в информационном сопровождении управления стратегией железнодорожных перевозок.

Выполнение цели статьи, связанной с совершенствованием принципов и методов планирования и анализа доходов и расходов по отдельным видам деятельности компаний железнодорожных перевозок на основе обобщения теории и передовой практики управления сложными экономическими системами, позволило разработать предложения, направленные на оптимизацию методов планирования и анализа доходов и расходов по отдельным видам деятельности компаний железнодорожных перевозок. В частности, сформулированы основные задачи внутрикорпоративного хозяйственного планирования в представлении менеджеров, виды формируемых бизнес-планов, их взаимосвязь; определены условия, обеспечивающие результативность системы бизнес-планирования. Даны рекомендации по оперативному координатингу в контуре процессов планирования, совершенствования методики внутрикорпоративного финансового и производственного контроля. Определены подходы к анализу доходов и расходов по отдельным видам деятельности, методы анализа отклонений плановых показателей от фактических.

Проанализирован состав расходов железнодорожных транспортных предприятий и возможности использования их классификации для целей управления. Показаны возможности использования «директ-костинга» в компаниях железнодорожного транспорта, путем обеспечения раздельного учета постоянных и переменных затрат в разрезе наиболее существенных по уровню калькуляционных статей издержек, формирования номенклатуры расходов, непосредственно связанных с процессами создания конкретных продуктов и с объемами деятельности выделенных центров ответственности. Даны рекомендации по последовательности исчисления переменной себестоимости железнодорожных перевозок и финансового результата, состава ключевых показателей для планирования, отчетности и контроля работы структурных подразделений предприятий железнодорожного транспорта. Предложено в формы внутренней отчетности железнодорожных компаний ввести дополнительные аналитические графы, в которых будут отражаться абсолютные и относительные отклонения значений бюджетных показателей.

73-82 203
Аннотация

Корпоративная социальная ответственность в последнее время стала значимой частью деятельности любой организации. Между тем и организационная культура, несомненно, имеет решающее и основополагающее значение для устойчивого функционирования организаций. Целью данного исследования явилось определение связей между организационной культурой и корпоративной социальной ответственностью.

Для достижения поставленной цели был использован линейный регрессионный анализ. Данные о четырех типах организационной культуры и мнения сотрудников различных предприятий восьми отраслей промышленности сравнивались с помощью дисперсионного анализа ANOVA. Выдвинуто три гипотезы о том, что: все типы организационной культуры прогнозируют направление корпоративной социальной ответственности «эффективность деятельности организации в отношении социальных вопросов»; все типы организационной культуры прогнозируют направление корпоративной социальной ответственности «организация соблюдает интересы своих агентов»; разные типы организационной культуры доминируют в разных отраслях промышленности.

Проведенное эмпирическое исследование предприятий восьми отраслей промышленности показало связь между типами организационной культуры и корпоративной социальной ответственностью. В разных отраслях промышленности доминируют разные типы организационной культуры. Кроме того, некоторые типы организационной культуры более важны для различных направлений корпоративной социальной ответственности. В процессе исследования были получены результаты, которые показали, что все анализируемые типы организационной культуры прогнозируют направления корпоративной социальной ответственности, отвечающие за эффективность работы организации в отношении социальных вопросов и показывают ее эффективное исполнение. Типы организационной культуры «клан», «иерархия» и «бюрократия» предоставляют возможность антиципации того, что организация уважает интересы своих агентов. В результате разработана модель, показывающая их взаимосвязь.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ

83-93 64
Аннотация

Один из современных трендов цифровизации фокусируется на изучении клиентского опыта. В настоящее время при управлении персоналом требуется анализировать и грамотно планировать путь сотрудника в компании (англ. employee experience). Грамотно продуманная рабочая обстановка и бизнес-процессы, ориентированные не только на клиентов, но и на сотрудников, создают хороший психологический климат. Это, в свою очередь, помогает сотруднику эффективно решать поставленные задачи, получать бизнес-результаты, проявлять свои таланты и быть нацеленным их развивать. Синергия подходов дизайн-мышления, процессной трансформации и непрерывного совершенствования помогут изменить культуру организации, создать партнерские отношения между персоналом и руководством для обеспечения успеха изменений.

В статье представлены этапы процессной трансформации, после завершения которой начинается цикл непрерывного совершенствования бизнес-процессов, подвергшихся трансформации. Отмечено, что техники дизайн-мышления могут быть использованы для разработки и реинжиниринга не только продуктов (в привычном значении, как товар или услуга), но и в принципе технологии деятельности как таковой (процессов). Приведен пример встраивания в процессную трансформацию методов дизайн-мышления: HMW, Customer Journey Map, The World Caf6, Current-Future-Barriers, Матрицы положительного и отрицательного опыта. Для демонстрации встраивания методов дизайн-мышления был выбран один из самых емких этапов процессной трансформации - проектирование процесса. Представленный пример применения методов дизайн-мышления для проектирования бизнес-процессов может быть детализирован после уточнения особенностей конкретного проекта, дополнен другими методами дизайн-мышления, а также техниками из арсенала непрерывного совершенствования и процессной трансформации.

94-101 38
Аннотация

Представлен анализ моделей трансформации организационной культуры. Подробно изучены механизмы и инструменты, которые могут быть использованы для изменений, под которыми понимаются любые действия, направленные на оживление или переориентацию деятельности организации. Проанализированы культурные изменения в виде матрицы, содержащей в своей основе воздействия реактивных и проактивных факторов и амелиоративных и стратегических целей.

Выделены корреляционные связи между стадией развития организационной культуры и ее трансформацией. В зависимости от стадии, достигнутой организацией, принимаются конкретные комплексы мер. Рассмотрены ключевые элементы, которые могут обеспечить успех организационных и культурных изменений, такие как: лидерство, вовлечение персонала, участие заинтересованных сторон, коммуникационные изменения, управление эмоциями и др. Определены четыре основные источника изменений, три из которых относительно независимы от действий руководства, а четвертый непосредственно связан с управленческими действиями: выживание, эволюционный и революционный процессы и управляемые изменения. В процессе культурных изменений выделены три основных этапа в жизни организации - основание и ранний рост, развитие, зрелость и упадок - и соответствующие им механизмы и инструменты организационной культуры, которые могут быть использованы для изменений. В частности, подробно рассмотрены следующие из них: постепенное изменение, изменение организационной «терапии», развитие элементов смешанной культуры, избирательное продвижение субкультуры, планирование по развитию проектов и создание структуры для организации, размораживание и изменение через новые технологии, изменение путем вливания персонала извне организации, размораживание конфликтов и оспаривание мифов, основной ремоделинг организации, изменение по принуждению.

Проанализированы ограничения, возникающие в процессе трансформации организационной культуры. Сделан вывод о том, что независимо от того, какая модель будет принята в качестве основы для процесса изменения организационной культуры, должен быть принят во внимание контекст, в котором происходят преобразования. Благоприятные условия, облегчающие трансформацию и реактивные факторы, которые будут ей противостоять, должны быть поняты и проанализированы лицами, принимающими решения.

102-113 40
Аннотация

Рассмотрена возможность применения трансдисциплинарной системной методологии в процессе разработки планов инновационного развития хозяйствующих субъектов. Использование трансдисциплинарного системного подхода к планированию инновационной деятельности позволяет применить новые методологические инструменты планирования, усилить системность плановых мероприятий, более четко определить их содержание и последовательность. Проанализированы различные варианты классификации научных подходов по критерию степени полноты познания окружающего мира, проведено сравнение по критериям содержания и возможности основных трансдисциплинарных методологических подходов, таких как: теория аутопойезиса, теория хаоса и сложности, теория фракталов, теория турбулентности и теория экономической генетики.

Важным фактором в предложенной методике является использование свойства эволюционности развития организационных систем в сочетании с возможностью революционных преобразований на определенных этапах развития, которые определяют восприимчивость организационной системы к инновациям. Учесть в процессе планирования инноваций данные особенности развития организационных систем возможно только с применением системной трансдисциплинарной методологии.

В процессе исследования предложен к применению такой трансдисциплинарный инструмент, как мультиплекс, позволяющий определить продолжительность «внутренних» периодов развития организационной системы и, следовательно, повысить обоснованность плановых мероприятий по реализации инноваций. Использование в процессе планирования инноваций этого инструмента позволило найти подход к определению продолжительности периодов различных стадий инновационного процесса, что в дальнейшем может обеспечить возможность эффективно распределить во времени ресурсы хозяйствующего субъекта. При этом особое внимание в процессе планирования инвестиций в инновационный процесс уделено практике венчурного и бизнес-ангельского финансирования, положительная результативность которого доказана примером США.

114-123 52
Аннотация

Стратегические партнерства, которые формировались с конца прошлого века как эффективные бизнесэлементы интеграции экономического мира, сегодня являются наиболее перспективной формой развития бизнеса. Они позволяют преодолевать негативные аспекты форсированного роста и укрупнения, оставляют партнерам простор для выбора оптимальных решений, ориентированы в будущее, увеличивают стабильность компаний-партнеров в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг. Сегодня подобные партнерства превратились в важнейшее орудие конкурентной борьбы, открывая возможности для выхода на новые рынки. По структуре стратегическое партнерство может совмещать многочисленные организационные формы, включая совместные предприятия, лицензионные соглашения, долгосрочные контракты на поставку и закупку продукции, программы совместных разработок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, взаимное предоставление реализационных сетей. Управление стратегическим партнерством - очень сложная, специфическая деятельность и сфера корпоративного менеджмента, в которой крайне важно соблюдать баланс между интересами альянса в целом, интересами своей компании и компании-партнера, учитывая также интересы акционеров, стратегических инвесторов и других заинтересованных сторон.

В статье рассмотрены конкретные примеры стратегических альянсов, динамика их развития, причины их успеха или неудач. Продемонстрировано, что серьезным препятствием эффективного сотрудничества корпораций выступают не экономические, а психологические причины. Предложено понятие психологического синдрома стратегического партнерства, раскрыто его содержание и структура, включающая индивидуальные, организационные и культурные компоненты. Кратко обозначены пути преодоления указанного синдрома, включая создание и обучение команды стратегического партнерства. Для подробного описания и оценки эффективности предлагаемой психотехнологии организационного развития потребуется отдельная статья, которую мы планируем представить в одном из ближайших номеров.

124-133 47
Аннотация

Рассмотрена сущность телевизионной рекламы и выявлены основные факторы, которые могут повлиять на эффективность рекламной деятельности компаний. В ходе исследования определен рейтинг телекомпаний, функционирующих в Согдийской области Республики Таджикистан, найдены индексы соответствия этих каналов целевой аудитории по полу и возрастным категориям. Также с помощью анализа времени просмотра в разрезе возраста и пола телезрителей установлено время наилучшего выхода рекламы в эфир, то есть тот временной интервал, когда максимальное количество зрителей собирается у своих телевизоров. Для исследуемого региона прайм тайм составляет утром с 6:00 до 8:00, вечером - с 18:00 до 22:30.

Установлено, что на результативность телерекламы влияет стоимость спота одного рекламного ролика. Поэтому, проведена ее оценка и определен рейтинг государственных и независимых телевизионных каналов в разрезе аудитории и предложена технология расчета затрат на рекламу, от которых зависит эффективность рекламной деятельности компаний.

Раскрыты особенности организации эффективной рекламной деятельности компаний Согдийской области Республики Таджикистан на олигополистическом рынке телевизионных и радио услуг. Разработана методика расчета показателей, характеризирующих основные факторы, влияющие на эффективность рекламной деятельности компаний в Согдийской области Республики Таджикистан.

Результаты исследования могут быть использованы в процессах составления планов и разработки сетки вещания телеканалов, а также с успехом могут быть применены игроками на рынке для получения наилучшего эффекта от рекламы на свою продукцию. Кроме того, результаты исследования можно использовать в целях государственного регулирования олигополистического рынка телевизионных и радио услуг в республике.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ

134-140 52
Аннотация

Раскрыты причины роста затрат на обеспечение информационной безопасности в связи с повышением уровня развития цифровой экономики. Одной из главных причин является постоянно возрастающий объем информации, которую необходимо хранить и анализировать. По прогнозам IDC, по сравнению с 2017 г. к 2025 г. объем данных во всем мире возрастет в 10 раз. Приведены средние расходы на восстановление деятельности компаний, связанные с киберпреступлениями. Расходы на информационную безопасность формируются под воздействием многих факторов, важнейшие из которых - киберугрозы. Их содержание рассмотрено на примере промышленных предприятий.

В мире постоянно растет количество киберугроз, увеличивается их сложность и разнообразие в зависимости от объекта нападения, целей и задач. В статье рассмотрены наиболее распространенные в мире типы кибератак, описан механизм их осуществления, их источник и масштаб ущерба, который они причиняют.

В связи с переходом к цифровой экономике постоянно растет число киберугроз. В 2018 г. в России было выявлено 4,3 млрд компьютерных воздействий на критическую инфраструктуру (в 2017 г. - 2,4 млрд). Из них свыше 17 тыс. - наиболее опасные компьютерные атаки. Для этих целей использовались бот-сети из 30 тыс. компьютеров в 86 странах мира. Средние затраты компаний среднего бизнеса на ликвидацию последствий лишь одного киберинцидента по России, составляют около 1,6 млн руб., а для крупного бизнеса - 16,1 млн руб.

В статье обоснованы рекомендации компаниям считать затраты на информационную безопасность стратегическими инвестициями, обеспечивающими непрерывность их бизнес-процессов, которые создают преимущества в эпоху стремительно развивающихся киберугроз. Для целей выбора и анализа источников затрат компаний на обеспечение информационной безопасности, предложено их классифицировать на 9 категорий. Результаты анализа позволят компаниям определять основные направления первоочередного финансирования мероприятий по снижению уровня потерь от инцидентов и обоснованно формировать бюджеты информационной безопасности.

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

141-149 44
Аннотация

Рассмотрены вопросы пространственных изменений в контексте мер обеспечения экономической безопасности территорий (регионов, муниципальных образований). Отмечены ключевые факторы пространственной поляризации, региональной и внутрирегиональной социально-экономической дифференциации в Российской Федерации. Выявлены причины разреженности и фрагментарности экономического пространства Российской Федерации. Как показало проведенное исследование, теория пространственных изменений только формируется как отдельное направление пространственной экономики. Обзор зарубежной и отечественной литературы в сфере пространственных изменений позволил выделить их основные характеристики, в частности ориентацию на устойчивое развитие, трансформацию городов и формирование агломераций, развитие городской среды, пространственное сжатие и расширение территорий, формирование инновационных возможностей пространственных изменений.

Сравнительный анализ традиционной и ориентированной на рост предпринимательской политики позволил выявить отличия, недостатки и преимущества перехода на модель предпринимательской экономики в регионах. Сравнение проводилось по таким параметрам, как ключевая задача, акцент, цель предпринимательской политики, формы поддержки, источники финансирования, защита интеллектуальной собственности и персонализация бизнеса, институциональные меры.

Эмпирически обоснована целесообразность применения подходов пространственных изменений и пространственных инновационно-предпринимательских экосистем для повышения конкурентоспособности территорий и обеспечения экономической безопасности на уровне субъектов Российской Федерации. Особенность подхода инновационно-предпринимательских экосистем в том, что он подчеркивает контекст продуктивного (результатного) предпринимательства.

В заключении сформулированы выводы, в частности, о необходимости поэтапных пространственных изменений (проектного и трансформационного этапов) с учетом особенностей реализации механизма пространственной трансформации на каждом из этапов.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

150-158 44
Аннотация

В статье рассмотрена проблема развития института президентства в контексте возрождения России. Учреждение института президентства в 1991 г. ознаменовало переход страны на демократический путь развития. В первое десятилетие эта задача была осуществлена. В содержании политических реформ России с 2000-х гг. можно выделить решение проблем укрепления и развития института президентства. Политической основой развития института президентства стала доктрина возрождения России. Индикатором этого процесса стал второй Президент России В. В. Путин. Его приверженность к истокам российской государственности помогла создать целеустремленную команду стратегического менеджмента. Избрание В. В. Путина Президентом России на четвертый срок стало выражением народного доверия. Институт президентства играет важную роль в консолидации общества. Но легитимация Президента В. В. Путина проходила в контексте возрождения России. Действующий Президент внес свой вклад в развитие института президентства. В системе государственной власти после принятия ряда мер институт президентства был укреплен. Сложности в реализации программ по возрождению России обусловили применение неокорпоративных и неотрадиционалистских методов управления.

В связи с вертикализацией власти и откладыванием решения проблем коммуникации ослабляется устойчивость системы «институт президента - органы власти и управления - сетевое общество», усиливая деформационные риски. Становится необходимым тесное взаимодействие власти с гражданским обществом в решении неотложных вопросов внутренней политики.

Доктрина возрождения России как приоритет и политическая основа развития института президентства в контексте демократической легитимации сохраняет мобилизационную роль в обществе.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.