Top.Mail.Ru
Preview

Управление

Расширенный поиск
Том 13, № 3 (2025)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

5-16 14
Аннотация

Федеральный бюджет занимает центральное место в системе государственных финансов, экономике страны. Его значение и роль обусловлены задачами, которые он выполняет: перераспределение валового внутреннего продукта, государственное регулирование экономики страны, финансирование бюджетной сферы и проводимой государством социальной политики, контроль за образованием и расходованием бюджетных средств. Предмет исследования – федеральный бюджет. Цель – рассмотрение особенностей формирования федерального бюджета, в частности, за счет налоговых доходов в условиях негативного действия внутренних и внешних факторов, вызванных экономическими санкциями Запада против экономики страны и нефтегазового сектора, падением спроса и цен на энергоносители, колебаниями курса национальной валюты, инфляционными процессами. В исследовании использованы методы анализа, синтеза, сравнения, группировки, обобщения, табличный метод и др. Оно опирается на официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов Российской Федерации (далее – РФ), отчетные данные Федеральной налоговой службы РФ по федеральным налогам. Исследованием установлено наличие проблем федерального бюджета, таких как сокращение источников поступления в бюджет, доходов от внешнеэкономической деятельности, снижение налоговой базы, увеличение налоговой нагрузки на бизнес, включая малый, в ходе реализации налоговой реформы 2025 г., дефицитность бюджета и др.

17-35 19
Аннотация

В современных условиях существует острая потребность в разработке и внедрении механизма управления региональной системой здравоохранения, отвечающего современным тенденциям. Объектом исследования является региональная система здравоохранения, а предметом – ее устойчивое развитие (далее – УР). Целью настоящего исследования является создание системы управления, обеспечивающей УР сферы здравоохранения в субъекте. В ее основе лежит применение трансакционной томографии к процессам цифровизации и взаимодействию стейкхолдеров экономической экосистемы территории и органов власти. Работа включает в себя анализ существующих научных публикаций, представленных в научных базах данных, где раскрываются понятия экономической экосистемы территории, ее УР, трансакционной томографии и др. В качестве исследовательского инструментария использованы метод обобщения, обзор литературных источников, а также количественный и качественный анализ данных. В результате исследования был разработан и апробирован алгоритм управления УР здравоохранения на примере Свердловской области. Определены основные проблемы здравоохранения на уровне субъекта и разработаны рекомендации по их решению. Предложенная методика цифрового управления здравоохранением предназначена для региональных органов власти. Практическая значимость исследования заключается в использовании результатов региональными органами власти, поскольку предложенные в работе инструменты, методики и рекомендации могут быть применены в процессе управления развитием системы здравоохранения.

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

36-51 12
Аннотация

В структуре себестоимости аграрного производства затраты на горюче-смазочные материалы (далее – ГСМ) занимают значительную долю и подвержены высокой ценовой волатильности, что создает существенные экономические риски. Целями исследования являются разработка и апробация эконометрического метода для оценки и оптимизации затрат на ГСМ путем стохастического моделирования стоимости эксплуатации разнородной сельскохозяйственной техники. Исследование основано на анализе панельных данных производственных отчетов Омского аграрного научного центра за полный сельскохозяйственный сезон. С помощью статистических методов физические и производственные показатели (производительность, удельный расход топлива) интегрируются со смоделированной динамикой рыночных цен. Для каждой единицы техники рассчитываются математическое ожидание стоимости обработки гектара и ее стандартное отклонение как мера риска. В работе продемонстрировано, что различные марки техники обладают уникальными экономическими профилями. Разработанный синтетический инструмент – матрица «Риск – Стоимость» – позволил провести объективную классификацию всего парка техники, выявив как высокоэффективные и предсказуемые активы, так и проблемные, являющиеся основным источником финансовых рисков. Предложенная модель является эффективным инструментом для принятия дифференцированных управленческих решений, направленных на повышение экономической устойчивости и конкурентоспособности агропредприятий.

52-63 15
Аннотация

Цель – развитие подходов к риск-менеджменту в платежной сфере. Стремительная цифровизация платежей изменила структуру и качество платежных рисков. В ближайшее время сектор расчетно-платежных услуг будет сталкиваться с ростом уровней различных факторов риска, усилением регуляторного контроля и со значительными изменениями в мировых стандартах риск-менеджмента. Управление платежными рисками – современная и непростая задача, решение которой постоянно и динамично эволюционирует в силу трансформаций среды, инструментов платежей и поведения пользователей. Актуальным направлением развития риск-менеджмента в платежной сфере выступает построение системы упреждающего выявления мошенничеств. Использование передовых цифровых технологий и инструментов может позволить участникам платежных цепочек опережать возникающие угрозы. Aнализируются системы быстрых платежей (далее – СБП) и сопутствующие им риски мошеннических действий. Применялись методы анализа, синтеза, обобщения, а также логический метод. Использованы опубликованные регуляторами данные о зафиксированных способах мошенничеств за последние 5 лет. Авторы приводят классификацию мошеннических действий в платежной сфере и отмечают применяемые методы выявления мошенничеств. На основе практического опыта использования российской СБП и системного анализа кейсов СБП других стран авторы предлагают направления совершенствования платежного риск-менеджмента. Результаты могут применяться в практике функционирования как платежных систем в целом, так и их отдельных участников.

64-77 14
Аннотация

Атомная энергетика занимает особое место в энергетическом балансе Российской Федерации (далее – РФ, Россия), являясь не только ключевым элементом обеспечения внутренней энергетической безопасности, но и важнейшим инструментом реализации внешнеэкономической и геополитической стратегии страны. В условиях глобальной конкуренции на мировом рынке ядерных технологий и услуг РФ сохраняет лидирующие позиции, сочетая развитие внутренней инфраструктуры с масштабными проектами по экспорту реакторных установок, технологий и сервисов. Однако успешное развитие отрасли требует эффективного институционального взаимодействия между внутренним и внешним сегментами рынка. Гармонизация этих направлений возможна только при наличии развитой институциональной среды, включающей государственные структуры, корпорации, международные соглашения и правовые механизмы. В современном контексте на первый план выходят задачи формирования комплексной институциональной политики, способной обеспечить синергию внутреннего и внешнего рынков атомной энергетики. Анализ институциональных механизмов, регулирующих взаимодействие внутреннего и внешнего рынков атомной энергетики России, а также выявление направлений их оптимизации для обеспечения устойчивого развития отрасли и обусловили цель исследования. Международные санкции и геополитическая нестабильность актуализируют вопросы адаптации, стимулируют совершенствование альтернативных форм сотрудничества, таких как энергетическая дипломатия. В связи с этим особое внимание в исследовании уделяется институциональным реформам, направленным на устойчивое развитие и экологизацию энергетики. Важнейшую роль в формировании правил игры играют международные организации (Организация стран-экспортеров нефти, Евразийский экономический союз, Международное энергетическое агентство), влияющие на архитектуру регулирования. Соответственно, исследование институциональных основ взаимодействия внутреннего и внешнего рынков атомной энергетики России представляется актуальным как в научном, так и в практическом плане, поскольку позволяет определить механизмы оптимизации развития отрасли, выявить институциональные барьеры и предложить направления их преодоления в условиях глобальной трансформации энергетического сектора.

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

78-89 5
Аннотация

На примере регионов Приволжского федерального округа проведен анализ состояния их инвестиционного развития, а также объемов налоговых поступлений на различные уровни бюджетной системы в целях выявления возможностей по обеспечению финансовой самодостаточности территорий при разных сценариях. Результаты исследования показывают, что регионы даже в рамках одного федерального округа имеют существенную дифференциацию как по уровню удельных налоговых поступлений, так и по объему инвестиций в основной капитал на душу населения. При этом корреляционно-регрессионный анализ данных показателей позволил выявить наличие тесной взаимосвязи между ними. В качестве основных причин диспропорций в уровне налоговой обеспеченности регионов установлены, во-первых, сохранение сырьевой ренты как наиболее крупного источника налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации и крайняя неравномерность ее распределения вследствие различий в структуре региональных экономик; во-вторых, отнесение подавляющей доли поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых к федеральному бюджету; в-третьих, изначальная недостаточность объемов государственной (бюджетной) поддержки развития производств высокого передела и необходимость задействования кредитных механизмов долгосрочного финансирования в целях последующего увеличения доли налогов от обрабатывающего сектора. Проведена оценка финансовой самодостаточности территорий при различных сценариях распределения налоговых поступлений и даны предложения по ее повышению на региональном уровне.

90-98 9
Аннотация

При увеличении основной ставки по налогу на прибыль с 2025 г. перед организациями встала задача обеспечения налоговой безопасности налогообложения прибыли в условиях инновационного развития экономики, позволяющей налогоплательщикам и налоговым органам эффективно использовать в своей деятельности инновационные технологии. Целью является поиск инструментов, применение которых позволяет оптимизировать процесс налогообложения прибыли и повысить налоговую безопасность. Предмет исследования – инвестиционные налоговые вычеты и обеспечение экономической безопасности при их применении в условиях инновационного развития экономики. Фокус внимания направлен на инвестиционные налоговые вычеты как наиболее сложные инструменты, позволяющие уменьшить налог на прибыль организаций. Использованы методы системного подхода, анализа и синтеза. В результате проведенного исследования сделан вывод о необходимости индивидуального подхода налогоплательщиков в части возможности и целесообразности применения ими инвестиционных налоговых вычетов при реальной оценке потенциальные риски и налоговую экономию. На примере конкретных организаций лакокрасочной отрасли выполнены расчеты, которые позволяют налогоплательщикам принимать эффективные управленческие решения и обеспечивать налоговую безопасность. Представленные расчеты могут применяться организациями различных сфер деятельности. Авторы пришли к выводу, что критериальные требования к использованию инвестиционных налоговых вычетов ограничивают практику их применения. Результаты исследования могут использоваться в выработке решений по обеспечению налоговой безопасности при налогообложении прибыли организаций. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития стимулирования инвестиционной деятельности организаций.

99-109 12
Аннотация

Целями исследования являются популяризация кластеров, объединяющих эффективные бизнес-структуры и несостоятельные предприятия, в которых первые своими ресурсами и компетенциями помогают вторым преодолевать собственную неплатежеспособность; обоснование их совместной партнерской деятельности по модернизации кластерного управления, способствующего преодолению банкротства, выводу таких структур на уровень устойчивого развития; повышение их экономической безопасности. В этой связи определен ряд задач: раскрыть содержание обновленного понятия «кластер»; обобщить основные направления улучшения управления кластеризацией муниципальной экономики; предложить пути повышения экономической безопасности. Объект изучения – в основном высокодоходные предприятия и в значительно меньшей мере низкодоходные предприятия, входящие в состав муниципальных кластеров. Предмет – социально безопасные и организационно-управленческие отношения между участниками кластеров по поводу содействия преодолению неплатежеспособности одних благодаря помощи других. Методология исследования предполагает единство исторического и логического методов в смешанной экономике, партнерское сотрудничество ее участников, функционирующих в условиях муниципальных кластеров и взаимосвязанных с другими субъектами рынка. Гипотеза состоит в том, что чем точнее будет определена суть муниципального кластера, тем качественнее и безопаснее станет его инновационное управление по выводу несостоятельных, неплатежеспособных звеньев на траекторию устойчивого развития, которые повысят при этом свою экономическую безопасность. К результатам относятся определение методологического содержания прорывного муниципального кластера, его отличия от ныне широко разрекламированных и постепенно распространяемых в стране кластеров. Важно также, что организации-новаторы (доноры) кластера и их подразделения фактически выступают наставниками предприятий-банкротов и их структурных звеньев, входящих в общий состав и совместно добивающихся высокого уровня хозяйствования. В заключение делается вывод об улучшении управления процессом кластеризации, повышении экономической безопасности как ее участников, так и всей муниципальной экономики, которая благодаря происходящим процессам вместо отраслевого характера приобретает территориально-отраслевой.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ

110-125 12
Аннотация

Работа посвящена одному из не распространенных в российской практике инструменту достижения целей устойчивого развития (далее – ЦУР) – импакт-проектам. Однако прежде авторы преследуют цель, ориентируясь на российские нормативно-правовые акты (далее – НПА), отечественные и зарубежные научные публикации по теме исследования, систематизировать терминологический аппарат инструментов достижения ЦУР ввиду сложившейся циркуляции терминологического аппарата посредством конкретизации видов проектов, формирующих социальные и экологические ценности. Установлено, что проекты устойчивого развития дифференцированы на адаптационные, социальные, зеленые и климатические. В свою очередь, ESG-проекты (англ. environmental, social, governance – природа, общество, управление), в настоящее время не регламентированные НПА, с одной стороны, распространяют потенциал для содействия реализации ЦУР, а с другой стороны, являются причиной дисгармонии, складывающейся в обществе, ввиду наличия большого количества рейтингов ESG. Также представлено, что проекты социально ответственного инвестирования (далее – ПСОИ) также имеют сильные и слабые стороны, способствующие оказанию влияния на потенциального инвестора в случае принятия решения об осуществлении инвестирования. Импакт-проекты, равно как ESG-проекты и ПСОИ, не закреплены НПА, однако их уникальность бесспорна, ведь ключевой особенностью их реализации является оказание долгосрочного социального (экологического) воздействия даже после окончания жизненного цикла проекта. С этой целью были представлены их основные характеристики и критерии. В заключение авторы приводят сравнительную характеристику вышеобозначенных инструментов проектного подхода по достижению ЦУР.

126-140 12
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена потребностью в формировании и реализации эффективных управленческих стратегий, которые способны адаптироваться к влиянию современных вызовов, изменениям в посткоронавирусном поведении потребителей, к новым формам и моделям взаимодействия компаний и потребителей. Так, на основании проведенного анализа точек зрения отечественных и зарубежных ученых были выделены закономерности и тенденции изменения потребительского поведения, среди которых в качестве основных выступают внедрение цифровых технологий, влияние геополитических вызовов, постпандемийный синдром у потребителей и активизация их роли в процессе разработки, приобретения и потребления продукции компаний. Проанализированы и систематизированы ключевые подходы к реализации управленческих стратегий, предложено авторское определение дефиниции «управленческая стратегия удержания клиентов» на основе ценностно-ориентированного подхода. Цель исследования – разработка управленческого механизма реализации стратегии удержания клиентов компаний. Для достижения цели в работе применялись как общие методы исследования, такие как группировка и классификация, сравнительный и системный анализ, так и пул управленческих методов, таких как построение матрицы определения конкурентного положения Томпсона-Стрикленда, стратегической карты сбалансированной системы показателей, матрицы выбора управленческих стратегий на основе соотношения ценностных потребительских характеристик (удовлетворенность – вовлеченность – лояльность). Результаты исследования показали, что, в отличие от уже существующих механизмов, предложенный управленческий механизм реализации стратегии удержания клиентов позволяет, с одной стороны, повысить эффективность взаимодействия компании и потребителей, а с другой стороны, оценить показатели клиентской базы в целом и показателя эффективности удержания клиентов в частности. В качестве направления дальнейших исследований может быть выделено формирование дорожной карты реализации управленческой стратегии удержания клиентов компаний, в основе которой лежит предложенный в данном исследовании управленческий механизм ее осуществления.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС (ПОЛИТОЛОГИЯ)

141-151 8
Аннотация

Рассматриваются идеи традиционализма XX в., дается оценка их значения для анализа проблем современного государственного управления. Обосновывается закономерное обращение к традиции как к источнику устойчивости и преемственности в условиях глобализационных трансформаций, цифровизации, кризиса доверия к институтам и фрагментации культурного пространства. Опираясь на исторический опыт Российской Федерации и мировую философскую мысль, авторы считают, что периоды кризисов и геополитическая нестабильность стимулируют возвращение к традиционным основаниям, которые способны выполнять интегративную и легитимирующую функции в политическом порядке. В центре внимания оказываются труды классиков традиционализма, – Р. Генона, Ю. Эволы, Ф. Шуона, М. Элиаде – предложивших систематическую критику модерна и постмодерна. Отмечается их акцент на разрушении сакральных и культурных оснований общества под воздействием либерализма, секуляризма и глобалистской унификации. Современные интерпретации традиционализма, представленные А. де Бенуа, Д. Веннером, А.Г. Дугиным, связывают эти идеи с проблемами информационного суверенитета, культурной идентичности и устойчивости государств в условиях глобализации. Авторы подчеркивают, что традиционализм нельзя рассматривать как практическую программу государственного строительства, однако его аналитический потенциал заключается в возможности критического осмысления категорий власти, легитимности, иерархии, соотношения традиции и инновации. Он позволяет выявлять уязвимости либерально-демократических моделей, анализировать границы демократических процедур в условиях нестабильности, а также рассматривать культурную идентичность как ресурс политической консолидации. Таким образом, идеи традиционализма выступают не столько как альтернатива модерну, сколько как интеллектуальная контрпозиция, расширяющая методологический инструментарий политологии. Их исследование способствует более глубокому пониманию механизмов легитимации власти и поиска устойчивых моделей государственного управления в условиях глобальных вызовов XXI в.

152-163 12
Аннотация

Рассмотрены внешнеполитические аспекты современной научно-образовательной политики Российской Федерации (далее – РФ, Россия), социально-гуманитарные и политико-экономические факторы, воздействующие на интеграционные процессы в научно-образовательной сфере, проведен SWOT-анализ (англ. strengths, weaknesses, opportunities, threats – сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы) потенциала научно-образовательной сферы интеграционной модели Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа качественно новых подходов, применяемых российской государственной политикой с 2022 г. для стимулирования интеграционных процессов в научно-образовательной сфере. Объект исследования – интеграционное пространство ЕАЭС. Предмет – научно-образовательная сфера взаимодействия внутри интеграционной платформы. Цели – выявить актуальное состояние сотрудничества в научно-образовательной сфере и оценить перспективы ее развития, исходя из трансформации государственной политики России в этой области с 2022 г. Методологическую основу составляют системный, исторический методы, неоинституциональный подход, контент- и SWOT-анализ. Научная новизна состоит в рассмотрении интеграционных процессов в качестве не автономного явления, а прямого следствия и институциональной реакции на трансформацию государственной политики РФ. Рассмотренные инициативы свидетельствуют о формировании Россией новой научно-образовательной экосистемы – модели центростремительной интеграции, предлагаемой партнерам в качестве системного образца, формирующего стандарты и предлагающего свою инфраструктуру. Выявлен тренд на модернизацию российской стороной зарубежных научно-образовательных организаций и формирование на их основе модельных центров притяжения в рамках политики построения единого научно-образовательного пространства стран ЕАЭС. Согласно выводу, сильные стороны и возможности сопоставимы со слабыми сторонами и угрозами, негативные факторы отличаются большей конкретикой и периодической реализацией на практике, при этом некоторые носят перманентный характер. Интеграционный потенциал ЕАЭС в научно-образовательной сфере опирается на историко-культурный фундамент, однако требует преодоления институциональных препятствий. Предложены первичные меры гармонизации национальных систем для перехода к единой наднациональной системе подготовки кадров, базирующиеся на логике разграничения международных и конституционно-правовых основ сотрудничества.

164-175 14
Аннотация

Работа посвящена комплексному анализу патриотизма как ключевой ценности российской молодежи в современных условиях. Рассматриваются теоретические аспекты данного понятия через междисциплинарную призму философии, социологии, политологии и педагогики. Проанализированы различные понятия патриотизма российских и зарубежных ученых. Особое внимание уделяется трансформации его смыслового содержания в молодежной среде, где традиционные ценности сочетаются с прагматическими ориентациями на личное развитие и социальную справедливость. На основе социологических данных выявляются главные вызовы формированию патриотического сознания: влияние глобализации, социально-экономические проблемы, межпоколенческий разрыв, кризис доверия к институтам власти и трансформация семейного воспитания. Подчеркивается двойственная роль средств массовой информации, которые могут как ослаблять, так и укреплять патриотические установки. Предлагается системная модель укрепления патриотизма, включающая модернизацию образовательных программ, развитие гражданских институтов и реализацию сбалансированной государственной политики. Делается вывод о необходимости сочетания традиционных и инновационных подходов с учетом цифровой трансформации общества и особенностей молодежного сознания. Большое значение придается практико-ориентированным формам воспитания, проектной деятельности и цифровизации патриотического образования. Материалы работы представляют ценность для специалистов в области образования, молодежной политики и социологии, предлагая практико-ориентированные решения для формирования осознанного патриотизма в новых социально-культурных условиях.

176-186 16
Аннотация

Исследуются теоретические и методологические основы взаимосвязи молодежной политики и формирования патриотизма в условиях стремительной цифровой трансформации современного общества. Рассматривается эволюция понимания патриотизма от классических философских концепций до современных интерпретаций, акцентируется внимание на социокультурных и политических факторах, определяющих специфику гражданской социализации молодежи. Особое внимание уделено анализу влияния цифровых технологий и социальных сетей на процессы формирования национальной идентичности, а также на трансформацию традиционных механизмов патриотического воспитания. В работе сопоставляются российские и зарубежные подходы к молодежной политике, проводится обзор нормативно-правовой базы, программных документов и педагогических инноваций, включая симулякративный, проблемно ориентированный и герменевтический подходы. Выявлены основные противоречия между потребностью в сохранении национально-культурной преемственности и проблемами цифровой среды, формирующей глобализированные и фрагментированные идентичности. На основе междисциплинарного анализа обосновываются рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы, развитию цифрового гражданского образования, по формированию устойчивой политической идентичности молодежи и повышению эффективности патриотических инициатив. Таким образом, работа предлагает целостное понимание патриотизма как ценностного, социального и политического феномена, интегрированного в цифровую эпоху.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)
ISSN 2713-1645 (Online)