Анализ инвестиционной и бюджетно-налоговой сфер регионов с позиции их финансовой самодостаточности
https://doi.org/10.26425/2309-3633-2025-13-3-78-89
Аннотация
На примере регионов Приволжского федерального округа проведен анализ состояния их инвестиционного развития, а также объемов налоговых поступлений на различные уровни бюджетной системы в целях выявления возможностей по обеспечению финансовой самодостаточности территорий при разных сценариях. Результаты исследования показывают, что регионы даже в рамках одного федерального округа имеют существенную дифференциацию как по уровню удельных налоговых поступлений, так и по объему инвестиций в основной капитал на душу населения. При этом корреляционно-регрессионный анализ данных показателей позволил выявить наличие тесной взаимосвязи между ними. В качестве основных причин диспропорций в уровне налоговой обеспеченности регионов установлены, во-первых, сохранение сырьевой ренты как наиболее крупного источника налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации и крайняя неравномерность ее распределения вследствие различий в структуре региональных экономик; во-вторых, отнесение подавляющей доли поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых к федеральному бюджету; в-третьих, изначальная недостаточность объемов государственной (бюджетной) поддержки развития производств высокого передела и необходимость задействования кредитных механизмов долгосрочного финансирования в целях последующего увеличения доли налогов от обрабатывающего сектора. Проведена оценка финансовой самодостаточности территорий при различных сценариях распределения налоговых поступлений и даны предложения по ее повышению на региональном уровне.
Ключевые слова
Об авторе
П. А. ИвановРоссия
Иванов Павел Андреевич, канд. экон. наук, зав. сектором региональных финансов и бюджетно-налоговой политики
450054, пр-т Октября, 71, г. Уфа
Список литературы
1. Аничин В.Л., Желябовский А.Ю. Бюджетная самодостаточность регионов как результат взаимодействия публичной власти и бизнес-структур. Экономика. Информатика. 2021;3(48):417–425. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2021-48-3-417-425
2. Галушка А.С., Ниязметов А.К. Деньги: путь к новому качеству. Стратегии бизнеса. 2020;2(8):50–54. https://doi.org/10.17747/2311-7184-2020-2-50-54
3. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. М.: Институт экономических стратегий, Русский биографический институт; 2015. 60 с.
4. Иванов П.А. Проблемы повышения качества системы стратегического планирования в субъектах Российской Федерации. Ars Administrandi (Искусство управления). 2023;4(15):652–672. https://doi.org/10.17072/2218-9173-2023-4-652-672
5. Климанов В.В., Коротких А.М. Распределение межбюджетных трансфертов: теоретические предпосылки и российская практика. Финансовый журнал. 2016;5:7–15.
6. Полозков М.Г., Ишина М.С., Зуев М.Д. Экономический суверенитет регионов: векторы развития. Государственная служба. 2024;1(26):33–43. https://doi.org/10.22394/2070-8378-2024-26-1-33-43
7. Румянцева А.Ю., Юрченко Т.В. Устойчивое развитие территорий как фактор финансового суверенитета Российской Федерации. Экономика и управление. 2023;7(29):833–842. http://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-7-833-842
8. Токаев Н.Х., Токаева Т.И. Самодостаточность региональных экономик: теоретическая обоснованность, реальная содержательность и статусная противоречивость. Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2021;2:127–133.
9. Яруллин Р.Р., Тришина И.А. Проблемы разграничения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024;11–2:299–308. https://doi.org/10.17513/vaael.3857
10. Allegretti G., Bassoli M., Colavolpe G. On the verge of institutionalisation? Participatory budgeting evidence in five Italian regions. Financial Journal. 2021;2(13):25–45. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-2-25-45
11. Gu Zh., Tian Ch., Zheng Z., Zhang Sh. Favorable fiscal self-sufficiency enables local governments to better improve the environmental governance – evidence from China’s lowerpollution areas. Sustainability. 2022;23(14). https://doi.org/10.3390/su142316202
12. Mackiewicz M., Radło M.J., Szczech-Pietkiewicz E. Impact of COVID-19 pandemic on local finance and development strategies. Case of urban and rural areas in the Mazovia region. Lex Localis – Journal of Local Self-Government. 2022;4(20):809–836. https://doi.org/10.4335/20.4.809-836(2022)
Рецензия
Для цитирования:
Иванов П.А. Анализ инвестиционной и бюджетно-налоговой сфер регионов с позиции их финансовой самодостаточности. Управление. 2025;13(3):78-89. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2025-13-3-78-89
For citation:
Ivanov P.A. Analysis of investment and fiscal spheres of regions from the position of their financial self-sufficiency. UPRAVLENIE / MANAGEMENT (Russia). 2025;13(3):78-89. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2309-3633-2025-13-3-78-89