Перспективы научно-образовательной интеграции Евразийского экономического союза в контексте государственной политики Российской Федерации с 2022 г.
https://doi.org/10.26425/2309-3633-2025-13-3-152-163
Аннотация
Рассмотрены внешнеполитические аспекты современной научно-образовательной политики Российской Федерации (далее – РФ, Россия), социально-гуманитарные и политико-экономические факторы, воздействующие на интеграционные процессы в научно-образовательной сфере, проведен SWOT-анализ (англ. strengths, weaknesses, opportunities, threats – сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы) потенциала научно-образовательной сферы интеграционной модели Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа качественно новых подходов, применяемых российской государственной политикой с 2022 г. для стимулирования интеграционных процессов в научно-образовательной сфере. Объект исследования – интеграционное пространство ЕАЭС. Предмет – научно-образовательная сфера взаимодействия внутри интеграционной платформы. Цели – выявить актуальное состояние сотрудничества в научно-образовательной сфере и оценить перспективы ее развития, исходя из трансформации государственной политики России в этой области с 2022 г. Методологическую основу составляют системный, исторический методы, неоинституциональный подход, контент- и SWOT-анализ. Научная новизна состоит в рассмотрении интеграционных процессов в качестве не автономного явления, а прямого следствия и институциональной реакции на трансформацию государственной политики РФ. Рассмотренные инициативы свидетельствуют о формировании Россией новой научно-образовательной экосистемы – модели центростремительной интеграции, предлагаемой партнерам в качестве системного образца, формирующего стандарты и предлагающего свою инфраструктуру. Выявлен тренд на модернизацию российской стороной зарубежных научно-образовательных организаций и формирование на их основе модельных центров притяжения в рамках политики построения единого научно-образовательного пространства стран ЕАЭС. Согласно выводу, сильные стороны и возможности сопоставимы со слабыми сторонами и угрозами, негативные факторы отличаются большей конкретикой и периодической реализацией на практике, при этом некоторые носят перманентный характер. Интеграционный потенциал ЕАЭС в научно-образовательной сфере опирается на историко-культурный фундамент, однако требует преодоления институциональных препятствий. Предложены первичные меры гармонизации национальных систем для перехода к единой наднациональной системе подготовки кадров, базирующиеся на логике разграничения международных и конституционно-правовых основ сотрудничества.
Об авторе
В. В. ДенисенкоРоссия
Денисенко Виктор Васильевич, аспирант, начальник Управления информационной политики
109542, Рязанский пр-т, 99, г. Москва;
119049, Мароновский пер., 26, г. Москва
Список литературы
1. Громыко А.А. Русский язык и культура в политике «мягкой силы» России. В кн.: Большая Европа в глобальном мире: новые вызовы – новые решения. М: Институт Европы Российской академии наук; 2013. С. 9–16.
2. Денисенко В.В. Институциональное значение Кыргызско-российского славянского университета в национальной системе высшего образования Кыргызской Республики. Политика и oбщество. 2025;2:86–98. https://doi.org/10.7256/2454-0684.2025.2.74507
3. Задорин И.В. (ред.) Интеграционный барометр ЕАБР – 2017. СПб.: Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития; 2017. 108 с.
4. Ильина А.А. Национальная система оценки результативности научных исследований и разработок: новая повестка импортозамещения. Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2022;3:63–79.
5. Ицковиц Г. Модель тройной спирали. Инновации. 2011;4(150):5–10.
6. Карабалаева Г.Т., Асипова Н.А. Проблемы и перспективы подготовки PhD докторов в Кыргызской Республике. Современные проблемы науки и образования. 2020;2. https://doi.org/10.17513/spno.29666
7. Кирчанов М.В. Политические и интеллектуальные мифологемы современного туркменского национализма. Центральная Азия и Кавказ. 2010;13(1):59–71.
8. Кознова И.Е. Историческая память и основные тенденции ее изучения. Социология власти. 2003;2:23–32.
9. Летняков Д.Э., Емельянова Н.Н. Стратегии «мягкой силы» в постсоветской Центральной Азии: Россия vs США, Китай, Индия. Мир России. Социология. Этнология. 2017;4(26):118–142. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2017-26-4-118-142
10. Манахов С.В., Зуев В.М. Основные направления формирования единого образовательного пространства в рамках Евразийского экономического союза. Вестник НГУЭУ. 2016;2:40–48.
11. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. Пер. с англ. А.Н. Нестеренко. М.: Фонд экономической книги «Начала»; 1997. 180 с.
12. Овчинников А.В. Становление законодательной базы образования постсоветских государств. Ценности и смыслы. 2014;6(34):74–83.
13. Осадчая Г.И., Юдина Т.Н. Высшее образование в Евразийском экономическом союзе: потенциал и проблемы сотрудничества. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;1(24):140–154. https://doi.org/10.22363/2313–2272-2024-24-1-140-154
14. Федчук А.А. Тенденции развития образования как важнейший фактор политики сотрудничества стран БРИКС. Вестник университета. 2015;13:248–253.
15. Чуфрин Г.И. Очерки евразийской интеграции. М.: Весь мир; 2013. 128 с.
16. Aras B., Fazlioglu B. The brothers Karamazov go abroad: a dataset of Russian leaders’ foreign visits. The Review of International Organizations. 2025. https://doi.org/10.1007/s11558-025-09584-5
17. Omprasad G. Understanding China’s Grand Strategy through the Belt and Road Initiative. International Studies. 2024;2(61):170–184. https://doi.org/10.1177/00208817241247665
18. Panke D., Stapel S. Cooperation between international organizations: demand, supply, and restraint. The Review of International Organizations. 2024;19:269–305. https://doi.org/10.1007/s11558-023-09506-3
19. Polianskii M. Ruxit revisited: unravelling Russia’s dissociation from the pan-European security order. Global Policy. 2025;3(16):430–441. https://doi.org/10.1111/1758-5899.70005
Рецензия
Для цитирования:
Денисенко В.В. Перспективы научно-образовательной интеграции Евразийского экономического союза в контексте государственной политики Российской Федерации с 2022 г. Управление. 2025;13(3):152-163. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2025-13-3-152-163
For citation:
Denisenko V.V. Prospects for scientific and educational integration of the Eurasian Economic Union in the context of the Russian Federation’s state policy since 2022. UPRAVLENIE / MANAGEMENT (Russia). 2025;13(3):152-163. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2309-3633-2025-13-3-152-163