Preview

Управление

Расширенный поиск
Том 7, № 2 (2019)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

5-10 41
Аннотация

В статье проанализированы основные проблемы современного института гражданского участия в осуществлении местного самоуправления в России. Описаны современные эффективные инструменты и процессы в контексте проблематики гражданского участия. Рассмотрен ряд вопросов и проблем становления института местного самоуправления. Демократический характер исполнения местной власти предполагает принцип прозрачности системы принятия решений на местном уровне и высокий уровень доверия населения органам местного самоуправления. На основании исследования процессов, происходящих в стране, анализа научной литературы по проблематике гражданского участия выделены факторы, влияющие на: уровень доверия населения деятельности органов местного самоуправления; процесс принятия решений акторами процесса взаимодействия власти и общества с точки зрения обеспечения демократического характера осуществления местной власти.
Цель анализа процесса построения системы местного самоуправления, в рамках которой социальная активность и гражданское участие требует междисциплинарного подхода, – выработать эффективные решения и технологии работы местной власти с гражданами, что приведет к повышению прозрачности принятия решений и доверия населения к органам местного самоуправления. С учетом того, что развитый институт гражданского участия – сложнейший институт, являющийся показателем демократического принципа организации власти, одновременно требующий тщательного анализа типа отношений акторов процесса взаимодействия власти и общества и их целей, выдвинут ряд теорий, в соответствии с которыми можно обеспечить эффективность самого процесса участия в контексте указанной проблематики.
Также в статье описаны современные эффективные инструменты и технологии, применение которых приведет к повышению прозрачности работы органов местного самоуправления.

11-23 41
Аннотация

Уровень развития государства в целом зависит от профессионализма государственных служащих, поскольку именно госслужащие участвуют во всех процессах принятия государственных решений и дальнейшей их реализации. Профессиональный кадровый состав может обеспечить успешную реализацию всех государственных программ развития, поскольку именно кадровый потенциал является тем самым движущим элементом, воздействующим на все процессы, протекающие в государственном аппарате.
Цель работы – выявление слабых сторон управления персоналом госслужбы, определение методов оценки компетенций и трудовых функций государственных гражданских служащих Армении. При проведении научного исследования были поставлены задачи изучения лучших зарубежных практик по управлению компетенциями госслужащих, проведения опроса госслужащих для понимания вопроса с позиции госслужащих, определения наиболее востребованных компетенций в государственной гражданской службе. В рамках исследования изучены международная практика по управлению персоналом в государственной службе, нормативно-правовые акты, проведен внутренний опрос государственных гражданских служащих Республики
Армения (40 человек), включая государственную службу социального обеспечения и органа территориального управления Котайкской области.
По результатам исследования выявлено, что в Армении управление кадровым потенциалом государственной гражданской службы осуществляется на достаточно низком уровне, что требует кардинальных изменений. Для этого предложено своевременное и качественное обучение персонала и внедрение методов оценки компетенций к должностным требованиям. В работе также представлены особенности применения онтологического подхода в решении задач формирования кадров.

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

24-32 37
Аннотация

В статье проанализированы направления эколого-ориентированного развития предприятий агропромышленного комплекса посредством реализации принципов рационального потребления ресурсов. Цель работы – формирование научных основ эффективного использования невозобновляемых ресурсов предприятиями агропромышленного комплекса в современных условиях хозяйствования. Проведено исследование причин накопления на сельскохозяйственных предприятиях отходов и проанализированы стадии экологизации функционирования предприятия. Рассмотрен механизм экологизации функционирования предприятия на основе анализа стадий, подразумевающих последовательное внедрение технологий и оборудования, позволяющего сократить негативное воздействие сельскохозяйственных предприятий на окружающую среду.
На основе разработанной общей стратегии предприятия в области потребления ресурсов представлены две модели управления ресурсами сельскохозяйственного предприятия на основе использования инструментов инсорсинга и аутсорсинга. Модель с использованием инструментов инсорсинга предполагает переориентацию собственных активов предприятия, не используемых в производственной деятельности, на очистку и переработку вторичных ресурсов. Модель с использованием инструментов аутсорсинга предполагает привлечение сторонних организаций для сбора и переработки отходов во вторичные ресурсы. Определен диапазон эффективного внедрения предложенных моделей в деятельности сельскохозяйственного предприятия.
Обозначена важность опережающей подготовки управленческих кадров в области агроэкоменеджмента в интересах устойчивого развития агропромышленного комплекса и представлены предложения ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» (далее – ГУУ) в этой области. Кафедрой управления природопользованием и экологической безопасностью ГУУ предложена подготовка магистров для осуществления всех видов деятельности, предусмотренной образовательным стандартом в сфере агроэкологического менеджмента. В структуре предлагаемой образовательной программы «Агроэкологический менеджмент» присутствуют дисциплины (модули) теоретического и прикладного характера, актуальные для изучения специалистами агропромышленного комплекса в соответствии с необходимостью решения современных экологических проблем.

33-38 30
Аннотация

Глобальные процессы цифровизации носят трансконтинентальный и трансотраслевой характер. Нет ни одной сферы жизнедеятельности, которая не ощущала бы влияние цифровых институтов. Экономическая деятельность агентов наиболее чувствительна к цифровым новшествам и конъюнктурным сдвигам.
В статье рассмотрен процесс интегрирования цифровых новаций в деятельность крупных зарубежных компаний на основе исследования иностранных источников. Приведены достоинства, преимущества и недостатки данной практики. Отдельно проанализированы последствия непродуманной, несбалансированной политики компаний в контексте следования модным трендам, происходящим в новой цифровой среде. Сделан вывод о необходимости настройки российских компаний, в которых до сих пор доминирует проектное мышление, под современные требования глобального цифрового рынка. Отмечено, что отечественная практика отстает не столько в механизме внедрения современных цифровых практик, сколько в эффективности их использования и качественном росте организационной структуры за счет синергетического эффекта от цифровизации производства и всех смежных процедур и процессов.
Авторы пришли к выводу, что управление современной компанией должно строиться на основе взаимодействия всех заинтересованных сторон, а не за счет доминирования процессов и иерархии, что в свою очередь потребует изменения менеджмента организационной культуры. В центре этого взаимодействия находятся цифровые социальные инструменты, полезные функции которых очевидны, с одной стороны, детерминирующие динамичность взаимодействия (открытость, искренность, человеческое общение), с другой, – расширяя зону информированности участников взаимодействия. При этом отмечено, что использование современных информационных продуктов необходимо в определенном балансе со стандартными офлайн-инструментами работы.

39-47 18
Аннотация

Актуальность, содержание и преимущества стратегий интернационализации бизнеса, выявления или создания новых рынков остаются зачастую недооцененными или игнорируемыми многими субъектами мировой экономики. При формировании стратегий и конкурентных преимуществ упускаются проблемы и обширные потенциальные возможности мирового рынка и конкуренции для ускоренного и опережающего саморазвития субъектов хозяйствования. Увеличивается разрыв между традиционными подходами к стратегиям и реальными потребностями мира, временным преимуществом и устойчивой конкурентоспособностью, конкурентными лидерами и большинством субъектов мировой и национальной экономики. Существующие барьеры для интернационализации бизнеса обусловлены главным образом традиционными ментально-целевыми установками субъектов. Рассматриваемые стратегии связаны с обеспечением лидирования на мировых рынках, что означает большее, чем максимальная доля рынка или количественное ее изменение.
Современное лидирование в мировом масштабе включает превосходство в инновационной способности, уникальных технологиях, ключевых компетенциях, задании перспективных направлений прогресса, установлении новых стандартов и правил игры для конкурентов. Психологическое лидерство часто предшествует рыночному лидерству, является его причиной и основой. Чемпионов мирового рынка выделяет психологическое превосходство и интеллектуальное лидерство, подразумевающее и желание определять тенденции на рынке, а не только следовать им. Скрытые чемпионы стали лидерами, поскольку предлагали миру свои лучшие и непрерывно совершенствуемые продукты/услуги клиентам, где бы они не находились. Комбинация специализации (по продукту, «ноу-хау») и глобального расширения рынка/ниши имеет разнообразные преимущества, включая экономии на масштабах, кривой обучения, даже временную монополизацию рыночной ниши. Стратегию выявления и создания новых рынков и рыночных ниш могут формировать и осваивать не только крупные компании, но средние и малые предприятия, обладающие особой изобретательностью, инициативностью, гибкостью, творчеством в поиске и создании новых рынков/ниш. Транснациональное расширение бизнеса может вызываться различными мотивами, но его следует начинать как можно раньше и осуществлять по возможности быстрее. Лидеры мировой экономики создают продукты, по возможности, более отличительные, не приемлют определения и границы рынка, заданные их конкурентами, а вместо этого сами определяют свой рынок.

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

48-56 20
Аннотация

В статье рассмотрены факторы, вызывающие быстрое расширение теневой (неформальной) экономики в развивающихся странах, особенно в Африке к югу от Сахары. Теневой сектор экономики является крупнейшим и быстрорастущим сектором в регионе, поэтому существует необходимость в изучении и выработке политических рекомендаций в целях развития. Авторы изучили некоторые определения теневой экономики известных авторов и обозначили суть данных определений. Рассмотрены факторы, тормозящие развитие сектора, и изучены причины низкого финансового доступа среди этих предприятий. Выявлено, что одной из главных проблем является информационная асимметрия, которая ограничивает доступ к финансам фирмами теневой экономики. Следовательно, небольшой (ограниченный) доступ к финансам, ограничивает инновационную деятельность малых и средних предприятий, с помощью которой эти фирмы производят товары и услуги для удовлетворения местных нужд.
Однако, нельзя не учитывать роль теневой экономики, поскольку этот сектор обеспечивает более 55 % занятости, а также вносит более 50 % в валовой внутренний продукт региона. Таким образом, это в большей степени способно задушить малые и средние предприятия в теневом секторе экономики и их инновационные проекты, что способно замедлить технологическую индустриализацию и развитие экономики региона. Обоснована позиция автора в отношении мер по решению проблем финансовой доступности и доступа теневых малых и средних предприятий к финансовым ресурсам в регионе. Таким образом, необходимо большее внимание политиков и бизнес-сообщества к решению проблем, обозначенных в статье, что содействует экономическому и инновационному развитию региона.

57-64 20
Аннотация

В статье исследованы проблемы развития новых цифровых технологий, которые, в свою очередь, оказывают влияние на деятельность крупных финансовых институтов Российской Федерации. Целью исследования является анализ современной ситуации в экономике, связанной с ростом рынка цифровых продуктов, их интеграцией в существующую модель предоставления финансовых услуг клиентам, а также поиск решений в вопросах совместной деятельности финансовых корпораций и финансово-технологических компаний. В статье даны определения и основные направления деятельности финансовых корпораций и финтех-стартапов. Выделены преимущества и недостатки крупной финансовой корпорации и развивающихся компаний, работающих в сфере цифровых технологий, а также положительные результаты объединения их ресурсов. Приведены позитивные примеры мирового опыта сотрудничества двух видов этих организаций и отношение главного регулятора – Центрального Банка России – к развитию и внедрению финансовых технологий в экономику страны.
Проанализированы проблемы и возможности высокой конкуренции в борьбе за современного потребителя, которые приводят к стремительному развитию всего рынка финансовой индустрии. Результаты исследования показали, что ежедневно по всему миру финтех-компании тестируют значительное количество цифровых продуктов, различных инструментов открытой архитектуры, способы передачи информации через технологии блокчейн, оптимизируются и интегрируются в действующие системы новые программы ведения клиентской базы, которые полностью меняют основные бизнес-процессы крупных компаний и оказывают значительное влияние на основного потребителя – человека. Это свидетельствует о необходимости проведения дальнейших исследований, направленных на изучение и анализ интеграции финансовых корпораций с технологическими компаниями, изменение существующей бизнес-модели, поиск современных подходов к современному потребителю и созданию новой стратегии развития организации в условиях цифровой экономики страны.

65-70 25
Аннотация

В статье исследованы вопросы изменения характеристик трудового потенциала при переходе к техногенному социуму в условиях постиндустриального общества, для которого характерны процессы дальнейшей урбанизации и развития мегаполисов. Техногенный социум рассмотрен как общество, основу которого определяет снижение зависимости личности от социальных групп, усиление индивидуального начала в творческой деятельности, изменение структуры мотивации, высокая скорость социальных изменений, изменение форм межличностных коммуникаций. Изменение количественных характеристик трудового потенциала связано со снижением рождаемости, увеличением доли старших возрастных групп, изменением объемов миграции в сторону их снижения. Тенденции изменения качественных характеристик предопределяются широкими возможностями непрерывного обучения и самообучения. Это, в свою очередь, приводит к изменению ситуации на рынке труда, где неквалифицированная рабочая сила становится неконкурентоспособной. Высокая квалификация коренным образом меняет мотивацию работника: снижается роль материальных стимулов, внешняя мотивация меняется на внутреннюю, на первое место выходит содержательность труда, самостоятельность выполнения работы, ответственность за принятые решения.
Переход к новой культуре техногенного социума предопределяет необходимость изменения коммуникаций, как межличностных, так и профессиональных. Коммуникационная среда все более смещается в виртуальную сферу. Вместе с тем, отмечается необходимость выделять риски техногенного социума, связанные с увеличением доли присутствия человека в виртуальном пространстве, и управлять ими. Риски техногенного социума связаны с зависимостью человека от киберпространства, что отрицательно воздействует на его психическое здоровье, а постоянное пользование техническими средствами предопределяет риски ухудшения его физического здоровья. Цифровая трансформация социума требует обратить повышенное внимание на безопасность присутствия в виртуальном пространстве как с точки зрения обеспечения анонимности идентифицирующей отдельного человека персонифицированной информации, так и геолокационного обнаружения его присутствия в географических координатах реального пространства. В условиях виртуализации всех сторон жизни человека возрастают риски изменения отношения к семейным ценностям, составляющим мировоззренческую основу функционирования социума. Техногенный социум привносит риски осознанного одиночества, отказа от семейных ценностей. Эти риски будут катастрофическими для существования человеческого общества.

71-86 17
Аннотация

В 90-е гг. XX в. в связи образованием новых самостоятельных государств в постсоветском пространстве, а также изменением конституционных основ стран восточной Европы, перед правительствами возникла задача обеспечения экономической безопасности стран.
В научной литературе выделяется три основные парадигмы решения этой задачи: национальных интересов страны; независимого и самостоятельного развития национальной экономики; устойчивого развития национальной экономики. Экономическая система страны со свойственным ей механизмом функционирует в циклическом режиме, состоящем из четырех этапов: развития; замедления темпов развития и застоя (кризиса); спада и депрессии; стабилизации. Необходимо иметь инструментарий (методику), позволяющий предвидеть время наступления и завершения всех этапов цикла функционирования экономики страны в дальнесрочном периоде сроком упреждения более 30 лет. Структурное и конъюнктурное уравнение такого цикла может быть использовано для определения времени возникновения экономических угроз в национальной экономике.
В основу макроэкономической модели безопасного функционирования национальной экономики страны заложено разработанное автором уравнение циклического функционирования национальной экономики как динамической системы, уравнение цикла функционирования национальной экономики страны на дальнесрочном периоде. На основе данного уравнения, разработанного для экономики Республики Азербайджан, определено время начала замедления темпов развития национальной экономики республики. Предложены три основных условия безопасного функционирования национальной экономики. На основе разработанной автором методики, определены основные условия безопасного функционирования национальной экономки Азербайджана.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ

87-94 13
Аннотация

Рассмотрены вопросы правового регулирования инвестиционной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации. Цель исследования – изучение стратегических документов в сфере инвестиционной деятельности субъектов Российской Федерации и нормативной базы. Объектом исследования является механизм стратегического планирования инвестиционного развития территорий. Как показало эмпирическое исследование реализации инвестиционных процессов в российских регионах, правовое регулирование неоднородно, но в целом хорошо представлено и позволяет улучшать инвестиционный климат и способствовать привлечению инвестиций, а также в определенной степени оказывать влияние на обеспечение экономической безопасности регионов. Изучен опыт функционирования специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, организации государственно-частного партнерства на региональном уровне. Представлен алгоритм утверждения инвестиционных проектов территориального развития.
На примере крупного российского региона – Алтайского края – рассмотрены положения и принципы инвестиционной декларации субъекта, такие как равенство субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, вовлеченность субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в инвестиционный процесс, прозрачность (открытость) информации, применение лучших практик работы с инвесторами. Определен комплекс внутренних мер и инструментов реализации эффективной инвестиционной политики на региональном уровне. Также уделено внимание актуальному вопросу заключения концессионных соглашений, как способу развития территорий и реализации инфраструктурных проектов. Предложены внутренние меры повышения инвестиционной привлекательности российских регионов, в частности необходимы трансформация делового климата, повышение ответственности региональных органов исполнительной власти за инвестиционное развитие территорий и создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение доступности источников долгосрочного финансирования при реализации инвестиционных проектов, развитие венчурного финансирования и краудфандинга. 

95-103 19
Аннотация

На основе данных официальной американской статистики рассмотрен вопрос оплаты труда в обрабатывающей промышленности США. Настоящее исследование является важным направлением изучения современных социально-экономических проблем США. Обрабатывающая промышленность играет важную роль для экономики США, так как создает материальную основу для всех других отраслей. В статье выявлены основные тенденции и проблемы в этой области. Для всестороннего анализа в работе использованы системный подход, экономико-статистические и логические методы исследования. Проведено комплексное исследование оплаты труда в важнейших отраслях народного хозяйства на основе данных Бюро трудовой статистики Министерства труда США.
Отдельное внимание уделено категории «производственные рабочие», доля которых составляет около 70 %. Приведены статистические данные по среднегодовой заработной плате производственных рабочих по отраслям согласно Североамериканской отраслевой системе промышленной классификации. Показано значение обрабатывающей промышленности в создании, сохранении и возвращении рабочих мест для экономики США. Проанализирована разница в оплате труда в зависимости от уровня образования, опыта работы и профессии. Приведены данные по самым высокооплачиваемым производственным профессиям. Показана неравномерность распределения обрабатывающей промышленности по штатам. Отмечено, что сокращение охвата профсоюзным движением американских рабочих является еще одним фактором, влияющим на уровень оплаты труда. В статье приведена корреляция между объемом производства и коэффициентом Джини в США в период с 1947 г. по 2014 г. Отмечено, что рост неравенства в доходах США и упадок обрабатывающей промышленности взаимосвязаны.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ

104-115 70
Аннотация

Изложены научные подходы к формированию цифровых технологий экосистемы профессионального образования и управления формированием человеческого капитала для субъектов реального сектора экономики России. Предложено выделить конкретные компетенции в качестве единиц обучения (квантов), оцифровать их, создать поуровневый классификатор компетенций и на базе оцифрованных единиц выстроить систему формирования заказа, систему выбора используемых для выполнения заказа методических и учебно-материальных средств, непрерывную (от общего образования до профессионального обучения по заданной должности) систему профессионального образования по индивидуальным образовательным траекториям с четко определенными (оцифрованными) параметрами и сфокусированными инвестициями в человеческий капитал. Используя сформированные системы, можно обеспечить цифровую модернизацию основных дидактических процессов с гарантированным достижением конкретных диагностируемых результатов обучения в соответствии с заказом.
Для новых компетенций возможна разработка онтологических моделей профессиональной деятельности работника. При этом предполагается решить несколько важных задач, включающих разработку и принятие общей концепции непрерывного профессионального образования, выделение и классификацию дидактических единиц для конкретных профессий, разработку и внедрение системы классификации образовательных организаций по уровням компетенций, разработку и внедрение системы классификации квалификации преподавательских кадров, формирование системы задания образовательных траекторий (необходимых компетенций) для бизнеса, разработку стандартов педагогических технологий, гарантирующих достижение результата (нужные люди – в нужном месте – в нужное время). Предложено выбрать несколько отраслей реального сектора экономики для реализации пилотных проектов с последующим распространением опыта на всю экономику России.

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

115-123 16
Аннотация

В статье предложено осуществить процесс разработки новой финансовой системы государств БРИКС в следующей последовательности: перевести внешнюю торговлю между государствами на расчеты в национальных валютах с последующей разработкой собственной расчетной единицы, которая впоследствии сможет заменить доллар и евро во взаиморасчетах в рамках БРИКС; разработать собственную криптовалюту или определиться с выбором такой из существующих криптовалют, которые на определенный период будут являться одним из возможных элементов механизма расчетов во взаимной торговле этих пяти стран; разработать наднациональную криптовалюту для стран – членов БРИКС. Этот процесс будет очень сложным, поскольку потребует решения многих технологических, макроэкономических и организационных проблем.
Для решения проблемы построения новой финансово-валютной системы стран БРИКС выполнен анализ фактического уровня цифровизации финансовой деятельности в странах объединения, на основании которого разработаны предложения и сформулированы следующие выводы. Криптовалютные операции полностью не запрещены ни в одном из государств объединения, а запреты распространяются лишь на отдельные операции (ISO, майнинг, биржи). Криптовалюта не признается законным средством платежа; в странах БРИКС отсутствуют собственные, национальные криптовалюты, а разрабатываются только проекты будущих криптовалют с учетом особенностей поставленных целей развития экономики и управления криптовалютной деятельности. Страны объединения не отказываются от использования технологии блокчейн в сфере экономики и финансов, так как она обеспечивает открытость и безопасность хранения данных, создания централизованных бирж, обмен товарами и услугами. Страны БРИКС должны быть заинтересованы в постепенном уходе от долларовой зависимости. Инструментами этого движения являются национальная валюта, собственная внутренняя расчетная единица, собственная национальная криптовалюта, наднациональная криптовалюта.

124-132 21
Аннотация

В статье обоснованa, представленa и исследована декомпозиция социальных проблем цифровизации управления, последовательно выделены и раскрыты директории и форматы их позиционирования. Ключевые объекты исследования – проявления влияния социальных проблем на постановку, разработку и осуществление программ цифровизации управления, подходы, возможности и примеры определения вариантов их разрешения. Проведенный анализ и сформулированные выводы позволяют сформировать целостное представление и применить прикладные рекомендации по выделению, исследованию и разрешению социальных проблем цифровизации управления современной организацией. Это особенно актуально сегодня, когда национальная, отраслевые и региональные программы цифровизации экономики и управления определяют один из ключевых трендов прорывного социально-экономического развития.
Проанализированы примеры проявления, изучения и разрешения социальных проблем цифровизации из актуальной практики управления лидирующих в своих отраслях, эффективно действующих отечественных предприятий реального сектора экономики. Представляемый материал собран, обработан и адаптирован в процессе разработки, внедрения и сопровождения применения организационно-методических материалов по заказу этих организаций, в рамках выполнения прикладных научных исследований. В изложении положений статьи использован также материал, собранный на открытых ресурсах и в процессах взаимодействия с организациями инфраструктуры, активно внедряющими и широко использующими в практике управления цифровые продукты и базы данных. Проведенный анализ конкретного материала реально участвующих в рассматриваемых процессах предприятий и организаций позволяет достоверно, адекватно и перспективно ориентированно выявлять, оценивать и декомпозировать сложившийся спектр социальных проблем цифровизации управления.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

133-138 95
Аннотация

Протестное движение «желтые жилеты» началось во Франции в конце 2018 г. Эти протесты являются самыми массовыми в стране в период с 1968 г. В статье рассмотрены причины возникновения движения «желтых жилетов» и динамика вовлечения в них представителей различных регионов Франции. Вначале со стороны протестующих в качестве претензии к французскому правительству высказывалось несогласие с повышением налогов на топливо. Постепенно требования все более расширялись, приобретая политическую окраску.
Большая часть населения стала жить хуже по причине снижения доходов. Рейтинг Президента Франции Э. Макрона с момента его вступления в должность заметно упал, а поддержка со стороны населения страны значительно снизилась. За время его президентства налоговые послабления коснулись в основном только крупного бизнеса. Бедные слои населения были ущемлены по причине сокращения социальных выплат,
а также возрастания прямого и косвенного налогов.
Основные причины возникновения движения «желтые жилеты» заключаются в недовольстве французов своим экономическим положением и снижением уровня жизни. Отмечается, что данное движение вышло за пределы Франции, охватив другие государства Западной Европы такие, как Бельгия, Испания, Великобритания, Германия, Швеция, которые испытывают подобные проблемы. Также в статье рассмотрены основные отличия данного протестного движения от тех, которые случались во Франции ранее. Представлены экономические и политические требования, которые были выдвинуты со стороны протестующих к своему правительству и Президенту Э. Макрону. Рассмотрены перспективы развития движения «желтых жилетов» в современной Франции.

139-146 15
Аннотация

В статье рассмотрена проблема эволюции власти как индикатора структурных преобразований. Анализ российской практики позволяет сделать ряд выводов, представляющих интерес для политической науки. Ретроспективный анализ эволюции типов власти позволяет получить дополнительное знание о политическом процессе и выявить важный для данного исследования политико-управленческий аспект. Акцентировано внимание на структурных преобразованиях действующей власти.
Взаимозависимость субъекта власти и объекта власти обусловливает их взаимодействие. Оно может быть разным (конфликтное, консенсусное, тесное) и характерным для определенного типа политической системы (абсолютная и конституционная монархия, президентская и парламентская, президентско-парламентская, конфедеративная, федеративная республики). Монархическое правление с элементами принуждения обречено на конфликтное взаимодействие, что предопределило половинчатость всех реформ в Российской империи. Традиционная легитимация власти не способствовала улучшению взаимодействия. Советское правление, результативное при мобилизации общества, при реальных достижениях не избежало критического числа отрицательных индексов. Почти стопроцентная легитимация советской власти не снимала сомнений в ее прочности. Демократическая легитимация власти требует от нее реализации программы преобразований в системе власти и обществе. Эволюция власти является точным индикатором преобразований в обществе. Политическая структуризация остается прерогативой действующей власти. Затруднения в осуществлении программы заставляет власть переключить внимание на поддержание стабильности в обществе.
Хорошо структурированная власть – условие для ее эффективного функционирования. Эффективность власти (борьба с коррупцией, обеспечение прироста валового внутреннего продукта, решение социальных проблем и т. д.) обусловлена ее способностью адекватно реагировать на вызовы и находить консенсус в принятии решений в политической турбулентности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)