Preview

Управление

Расширенный поиск
№ 1 (2016)
Скачать выпуск PDF

НАУЧНАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ

5-9 12
Аннотация

В статье представлено описание истоков создания научной школы, ее развитие, основное содержание исследований, которые были осуществлены за время ее существования, перспективы развития, вовлеченность преподавателей, исследователей, аспирантов.

10-13 9
Аннотация

Статья поcвящeна анализу работ как первому этапу моделирования компетенций государственных служащих; работы соотнесены с решением управленческих, организационно-экономических, организационно-административных, организационно-методических и организационно-технических целей и задач.

14-20 16
Аннотация

В статье рассмотрены результаты работы по исследованию социально-психологических механизмов и закономерностей формирования образа специальности в процессе профессионального развития на основе атрибутивных теорий. Приводится определение образа специальности, описывается и обосновывается атрибутивная теоретическая модель образа специальности и ее механизмов: личностной, объектной и средовой атрибуции.

Рассмотрена методика проведения исследования, подробно изложены результаты эмпирического исследования образа специальности у лиц, находящихся на различных стадиях профессионального развития (ученики профильных классов, студенты, работающие по избранной специальности). Приведена структура образа специальности с описанием атрибутивных классов и элементов, их составляющих. Описываются типы атрибутивных механизмов и их сочетания, которые присущи каждому из рассмотренных этапов профессионального развития. Показано, какие из этих механизмов являются наиболее эффективными для формирования адекватной профессиональной картины мира.

Автором также приведены возможные направления оптимизации процесса профессиональной подготовки с участием бизнеса и учебных заведений для наилучшей адаптации молодого персонала в профессиональной среде.

21-30 15
Аннотация

самоопределения и построения профессиональной типологии личности и посвящена тому, как знание индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей обучающихся позволит в ходе обучения в вузе не только адекватно использовать природные склонности и способности, но оказать помощь в формировании индивидуального стиля деятельности. Это позволяет компенсировать недостаток развития одних компонентов развитием других, а в итоге – эффективно решать одни и те же профессиональные задачи людям с различным сочетанием операциональных компонентов в структуре личности. Поэтому в данном случае целесообразно акцентировать внимание на типологическом подходе к изучению сходства черт личности под воздействием профессии, и, беря его за основу, предлагается более гибкое изучение данной проблемы, предполагая возможность существования нескольких типов внутри одной профессиональной общности. Следовательно, возможно динамическое развитие качеств личности при наличии сильно выраженной мотивации к профессиональной деятельности.

Это направление исследований особенно актуально в связи с происходящими в обществе политическими и социально-экономическими преобразованиями и введением профессиональных стандартов, требуются существенные перемены в подготовке специалистов. В настоящее время существует достаточно серьезный разрыв между требованиями работодателей на рынке труда и знаниями, умениями и навыками, которые получают выпускники в процессе обучения. Профессиональные стандарты, регламентирующие требования к качеству и содержанию труда и являющиеся обязательным элементом оценки качества подготовки выпускника и его готовности к будущей профессиональной деятельности, только описывают необходимые параметры, не отвечая на вопрос, каким образом у молодежи, выбирающей определенную профессию, сформировать эти параметры с учетом индивидуальных особенностей личности. Если же профессиональный выбор человека определяют случайные факторы и не происходит формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения, такие ошибки в дальнейшем будут дорого обходиться и личности, и вузу.

31-41 5
Аннотация

В статье излагаются основные этапы зарождения, функционирования и развития процесса имитационного моделирования в социологии на основе консалтинговой деятельности, методы конструирования имитационных моделей в конкретике деловых игр. Автор раскрывает малоизученную проблематику в социологии на конкретных описаниях социальных технологий игровой практики, «расшифровывая» феномен имитационного моделирования как консалт-управленческий ресурс. Новым в понимании этого феномена является открытие автором двух новых функций в процессе его изучения: конструктивной и обучающей. В энциклопедическом социологическом словаре, где описывается феномен имитационного моделирования, изложены только пять его функций.

42-51 20
Аннотация

Статья основана на результатах глубинного интервью с вьетнамскими студентами, учащимися в вузах г. Москвы. Исследование посвящено тому, как студенты из других стран строят свою идентификацию, привлекая свои сети социальных связей. Результаты исследования позволяют понять то, как иностранные студенты сталкиваются с культурными различиями, чтобы определить новые перспективы идентичности, которая дает им возможность выполнять особые социальные роли и усилить их национальную и наследственную идентичность. В статье предложено составителям международных образовательных программ учитывать культурное разнообразие, признавая социальные и культурные влияния определяющими факторами в приобретении знаний и быте иностранных студентов, составлять учебный план и использовать педагогические приемы, которые дают возможность иностранным студентам развить самопознание, открытость и др.

52-58 8
Аннотация

Управление по ценностям представляет собой перспективную область деятельности в отношении управления человеческими отношениями. В связи с этим в данной статье автор анализирует индивидуальные матрицы ценностей как основу для управления поведением членов социальных групп. Вместе с тем рассматриваются вопросы коррекции социальных норм в рамках ранжированного ряда культурных ценностей.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

59-63 8
Аннотация

В статье разрабатывается подход к территориальным инновационным кластерам как крупномасштабным экономическим системам, что предполагает наличие в них институциональной составляющей. Методологически он базируется на системной парадигме Г.Б. Клейнера, согласно которой системы можно представить в виде совокупности четырех элементов – объектов, сред, процессов и проектов. Уподобление институтов системам позволяет инкорпорировать институциональную составляющую в системную парадигму. С учетом возможности четырехэлементного представления институтов-систем рассматриваются институциональные особенности крупнейших инновационных кластеров – российского Сколково и американской Кремниевой долины.

64-68 10
Аннотация

Авторы исходят из того, что при преподавании психологии менеджмента студентам, уже знакомым с основаниями институциональной экономической теории, полезно давать сведения, позволяющие им проводить параллели между этими двумя учебными дисциплинами, что им поможет лучше ознакомиться не только с каждой из них, но также рельефнее представить себе проблемы, возникающие в управленческой деятельности. В статье на примере управленческих конфликтов проводится сопоставление типичных случаев из психологии менеджмента и институциональной экономики.

69-73 7
Аннотация

Статья посвящена концептуальной проработке и эмпирической верификации гипотезы о существовании и развитии в российском обществе новых постурбанистических форм жизнедеятельности, которые формируются на базе индустриально-городского уклада, но пытаются преодолеть ограничения урбанизма. Авторы дифференцируют представителей постурбанизма на дауншифтеров и апшифтеров. Материалы проведенного эмпирического исследования показали, что важное место в моделях социально-экономической активности постурбанистов занимают новейшие технологические решения и современные автономные экологичные технологии жилищного жизнеобеспечения.

74-78 13
Аннотация

Авторы статьи рассматривают интеллектуальные права собственности с двух точек зрения: теории права и институциональной экономической теории. В статье раскрыты содержания понятий «интеллектуальная собственность», «интеллектуальные права» и обоснована необходимость их изучения не только с правовой, но и с экономической точки зрения. Авторы подчеркивают, что институциональная экономика в целом и экономическая теория прав собственности, в частности, обладают огромным потенциалом в изучении как теоретических, так и практических аспектов интеллектуальных прав. По их мнению, именно институциональный подход позволит создать эффективное законодательство в данной области.

СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

79-83 16
Аннотация

Авторы раскрыли взаимосвязь бизнес-образования, института предпринимательства и предпринимательской деятельности в России в современных условиях. Проведенный авторами анализ мотивации абитуриентов бизнес-школ позволил выявить ее составляющие, факторы, ее обусловливающие, а также стремление студентов бизнес-школ начать предпринимательскую деятельность. На основании теоретического и практического исследования авторы статьи обосновали практические рекомендации, направленные на повышение привлекательности бизнес-школ для потенциальных потребителей.

84-92 13
Аннотация

В условиях современной нестабильной экономической обстановки организации, предприятия и компании должны постоянно адаптироваться и вводить инновации, чтобы оставаться конкурентоспособными. Для стимулирования инноваций и усовершенствования адаптационных механизмов организация (компания) должна способствовать раскрытию потенциала своих сотрудников, предоставляя им свободу действий в рамках их полномочий, другими словами, она должна стать обучающейся. Обучающие сети представляют собой одну из форм обучающейся организации и могут быть использованы в качестве альтернативы традиционным методам управления организационными изменениями, вовлекая в них наибольшее количество участников для обеспечения эффективного перехода к новому способу функционирования, выгодному одновременно для компании, сотрудников и клиентов. В настоящей статье рассматриваются ключевые принципы обучающих сетей и приводятся основные результаты их использования в Национальном обществе французских железных дорог, где они применяются начиная с 2007 г.

93-101 10
Аннотация

Методологической основой научных исследований и профессионального управленческого образования служат классические и разрабатываемые подходы. Их постановка и использование осуществляются традиционно, инновационно и агрегировано, что становится конструктивным условием совершенствования процесса исследований и образования в сфере управления. С этих позиций осуществляется обоснование, постановка и применение методологии опережающего развития в процессно-ориентированном формате управления. Опережающая ориентация закладывает креативный потенциал мышления, формирует инновационную активность разработки, обеспечивает освоение и реализацию установки на достижение актуального результата. Приоритет опережающего развития обеспечивает освоение профессиональных знаний, практических умений и прикладных навыков обучающихся, конструктивными ресурсами разработки, постановки и реализации целей воздействия. Такая методология становится универсальной основой освоения и применения необходимых на практике инновационно ориентированных компетенций менеджера.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)