Том 6, № 2 (2018)
Скачать выпуск
PDF
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
4-9 917
Аннотация
Статья посвящена особенностям регулирования вопросов финансирования капитальных вложений бюджетными и автономными учреждениями. После проведения реформы системы государственных и муниципальных учреждений (2011-2013 гг.) бюджетным и автономным учреждениям был присвоен особый финансово-правовой статус. Порядок осуществления капитальных вложений неоднократно менялся за последние годы. В статье рассмотрены тенденции изменений законодательства в данной сфере за последние годы. В течение трех лет после реформы системы государственных и муниципальных учреждений был установлен переходный период, во время которого органы государственной власти могли самостоятельно определять форму осуществления капитальных вложений подведомственными бюджетными и автономными учреждениями. Учреждения могли осуществлять капитальные вложения в порядке, определенном для получателей бюджетных средств в 2011 г. и 2012 г., а также получать субсидии либо наделяться полномочиями государственного заказчика (в 2013 г.). Начиная с 2014 г., на федеральном уровне закреплены две формы осуществления капитальных вложений: субсидии и бюджетные инвестиции. В статье рассмотрены эти два способа осуществления капитальных вложений, проведен их сравнительный анализ. В соответствии с действующим законодательством субсидии на капитальные вложения предоставляют в целях создания объектов основных средств для нужд бюджетных и автономных учреждений. Учреждение в таком случае не становится участником бюджетного процесса. Бюджетные инвестиции предоставляют в целях создания объекта для обеспечения деятельности казенных учреждений или государственных (муниципальных) органов. Учреждение в таком случае выступает от имени государственного (муниципального) органа. Сделан вывод о целесообразности существования двух форм финансирования капитальных вложений. Рассмотрены возможные области предоставления бюджетных инвестиций государственным и муниципальным учреждениям.
10-13 989
Аннотация
Рассматриваются концепции «глобальных городов», развития инновационной среды в территориальном пространстве, проблемы формирования новой среды за счет повышения инновационной активности, тенденции в подходах к инновационному развитию территорий, характеристики для определения развития города. Отмечается современная роль мегаполисов в качестве точек роста, при котором агломерация (присоединение, сосредоточение) представляет собой процесс создания мегаполиса. Структуру агломерации формируют города, поселения, микрорайоны, не имеющие четких физических границ. Исследуется модель стратегического управления городом, основанная на принципах системного подхода, целостности (определение границы и системы управления всей агломерацией), эмерджентности (достижение синергетического эффекта), иерархичности (представление о направленности стратегического анализа), самоорганизации (соответствие законам теории организации). Специфика инновационной среды определяется ее способностью генерировать синергию, добавленную стоимость элементов из их взаимодействия. Инновационная среда рассматривается основным источником создания добавленной стоимости в процессе промышленного производства. Новые среды появляются на новых территориях и возникают в результате объединения факторов производства: финансов, труда и сырья в производственную организацию. Выделяется шесть ключевых характеристик европейского подхода к развитию городских территорий - креативная экономика (smart economy), рациональная мобильность (smart mobility), эффективное природопользование (smart environment), образованное население (smart people), здоровый образ жизни (smart living), профессиональное правительство (smart governance.) Предлагается статус «умных городов» присваивать городам России после оценки на соответствие принятым показателям женевской Хартии, основным среди прочих оценочным показателем территориального развития следует принимать индекс устойчивой удовлетворенности жителей данной территории.
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ
14-18 1035
Аннотация
Рассмотрен один из самых сложных аспектов реализации государственно-частного партнерства (да-лее - ГЧП) - управление рисками. Указанное партнерство может выступить эффективным организационным механизмом при выборе путей развития транспортной, социальной, коммунальной и иной инфраструктуры. Практика применения ГЧП приобретает все большую популярность на территории России. Для модернизации российской экономики и ее дальнейшего развития необходима реорганизация существующей парадигмы управления рисками ГЧП. Неотъемлемой составляющей повышения эффективности контроля за рисками является определение и четкая идентификация объектов управления. В статье затронут ряд дискуссионных моментов, непосредственно связанных с классификаций рисков ГЧП. Поскольку отечественной теорией еще не решена проблема четкого и всестороннего определения рисков при реализации проектов на основе ГЧП, то сама необходимость разработки подобной классификации в настоящее время приобретает особую актуальность. Проанализированы некоторые имеющиеся по этому вопросу точки зрения. Предложена авторская позиция относительно классификации рисков проектов ГЧП для территорий опережающего развития исходя из среды их возникновения. Разработанная классификация поможет стимулировать рынок ГЧП с практической точки зрения в разных отраслях. Кроме того, выявлены современные достоинства применения территорий опережающего развития в Российской Федерации, что позволяет их рекомендовать, как организационную модель ГЧП. Необходимо отметить, что на сегодняшний день отсутствует единая система документов развития региональной инфраструктуры, что вызывает множество неопределенностей в ходе принятия инвестиционных решений и требует дальнейших исследований в обозначенной сфере.
19-25 932
Аннотация
В статье рассматривается опыт туристического районирования Болгарии, основные задачи и принципы разделения страны на туристические районы. Проанализированы туристические зоны Болгарии, их основные характеристики и показатели развития на основании действующей в настоящее время Концепции туристического районирования. Данная концепция была принята в 2015 г. и играет ключевую роль в продвижении туристического продукта на международном рынке и популяризации страны в качестве круглогодичного направления. В настоящее время районирование Болгарии охватывает всю территорию страны и состоит из девяти районов: Дунав, Стара Планина, Долина Роз, Тракия, Родопи, Рила-Пирин, София, Северное Черноморие, Южное Черноморие. Каждый район имеет свою специализацию и уникальность, что позволяет повысить эффективность регионального маркетинга и узнаваемость каждого отдельного региона. В статье рассмотрена система управления районами и роль государственной поддержки в создании организаций по управлению туристическими районами. Также проведен сравнительный анализ туристического районирования Болгарии с другими европейскими странами, такими как: Ирландия, Хорватия, Румыния. Выявлено, что всем странам присуще неравномерное распределение районов по площади и степени развитости туристических услуг и является объективным фактором при туристическом районировании территории. Сделан вывод о том, что грамотное туристическое районирование является эффективным инструментом для реализации туристического потенциала и диверсификации туристких предложений с учетом потребностей различных зарубежных рынков. Данный опыт может быть учтен в России при разработке маркетингового плана продвижения страны на международном рынке туристических услуг.
УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
26-31 596
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы эффективности оценивания и отбора научно-технических проектов приоритетных направлений развития национальной экономики для их финансирования из федерального бюджета Российской Федерации. Предложено совершенствование существующих конкурсных процедур с использованием разработанного инструментария оценки конечного результата - совокупного продукта научно-технического проекта, рассматриваемого как совокупность всевозможных товарных выходов, имеющих полезность в раз-личных отраслях экономики, в том числе в качестве конверсионных решений. Для целенаправленного использования инвестиционных ресурсов государства в стратегически эффективных направлениях при отборе проектов предложено осуществлять их привязку к аллокационно сгруппированным отраслям экономики, в качестве которых рассматриваются отрасли стратегического ядра, а также отрасли I-го и II-го рода. Показатель совокупного продукта проекта оценивается его потребительной стоимостью как аддитивная форма свертки частных показателей технического качества всевозможных товарных выходов проекта с использованием оценки их маркетинговой поддержки на возможных рынках сбыта. В статье рассматриваются организационно-процедурные схемы предлагаемых решений по совершенствованию оценки научно-технических проектов, а также экономико-математический инструментарий ранжирования представляемых для финансирования из государственного бюджета научно-технических проектов приоритетных направлений развития российской экономики. Поликритериальная оценка конечного результата проекта и использование в качестве результирующего оценочного показателя критерия потребительной стоимости совокупного продукта позволяет объективизировать сложные процедуры конкурсных отборов крупномасштабных проектов, повысить их экономическую результативность, что подтверждается проведенными апробационными исследованиями на примере проекта создания и производства многофункциональной бортовой радиолокационной аппаратуры.
32-38 1054
Аннотация
В статье рассмотрены управленческие и финансовые аспекты проведения Чемпионата мира (да-лее - ЧМ) 2018 г. по футболу в России. Проанализирован зарубежный опыт, в частности, характерные особенности подготовки и проведения ЧМ по футболу в Бразилии в 2014 г. При подготовке к ЧМ 2014 г. Бразилия потратила почти 3 млрд долл. США на строительство новых стадионов и реконструкцию уже имеющихся. Однако при строительстве был оставлен без внимания тот фактор, что некоторые арены находятся вдали от мест базирования популярных бразильских клубов, что привело к серьезным проблемам с заполняемостью и огромным финансовым потерям. На основе анализа российского опыта выявлена и обоснована необходимость комплексного подхода в управлении объектами спортивной инфраструктуры со стороны федеральных и муниципальных органов власти, а также разработки долгосрочной программы развития. В этом документе должны быть отражены конкретные экономические и законодательные инициативы отдельных государственных структур. По результатам проведенного исследования автором сформулированы возможные направления эффективного использования объектов спортивной инфраструктуры после проведения мероприятия, которые могут быть объединены в три группы. Спортивное использование подразумевает использование данных объектов по прямому назначению в качестве арен для проведения футбольных матчей, а также соревнований по другим видам спорта (например, хоккей, баскетбол, бокс и другие). Коммерческое использование предполагает сдачу в аренду территории и помещений стадионов. Культурно-развлекательное использование заключается в проведении выставок, концертов, форумов и конференций, а также общегородских праздников, корпоративных и общественных мероприятий. Возможно также комбинированное использование, то есть совмещение нескольких из вышеуказанных трех вариантов.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ
39-44 2590
Аннотация
В процессе своей деятельности наукоемкие предприятия сталкиваются с совокупностью различных угроз и сопутствующими им рисками. В статье авторы доказали значимость проблемы совершенствования системы управления рисками (далее - СУР) в авиационной отрасли. Актуальность данного исследования обоснована необходимостью повышения качества принятия управленческих решений с учетом влияния рисков при реализации сложных инновационных проектов по созданию и эксплуатации авиационной техники. Статья содержит результаты исследования по выявлению новых подходов к решению проблемы эффективного управления предприятиями авиационной отрасли, в том числе управления рисками, как элемента общей системы управления предприятием. В статье описана существующая СУР, обоснованы основные недостатки, сформированы предложения по ее совершенствованию. В результате проделанной работы авторами разработана СУР, позволяющая своевременно выявлять факторы рисков и оценивать влияние реализации рискового события на ключевые показатели деятельности предприятий. Применение предложенной СУР позволит обеспечить новый подход к риск-ориентированному управлению в отрасли с возможностью принятия эффективных управленческих решений на разных уровнях управления - от отраслевого до проектного, что позволит повысить уровень экономической безопасности предприятий в современных условиях, обеспечить эффективное взаимодействие между предприятиями с возможностью принятия управленческих решений на разных уровнях управления. Экономическая эффективность применения предложенной в работе СУР будет проявляться в выборе оптимального управленческого решения при эффективном использовании ограниченных ресурсов, в улучшении показателей, характеризующих экономическую безопасность предприятий.
45-51 681
Аннотация
Статья включает анализ современного состояния теории дифференциальных игр, базируемой на принципе максимума академика Л. С. Понтрягина. Исследованы оптимальное решение конфликтных, но не (строго) аналитических игр, и вопрос о единственности оптимального решения. Автор составляет и анализирует систему из четырех нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений с параметрами, причем их (динамическая) вариация ведет к улучшению последовательных приближений точного решения, нахождение которого весьма проблематично. Статья включает несколько примеров: модель боевых действий при определенном арсенале и разбор двух неантагонистических игр - динамической модели торговли между Великобританией и Португалией, а также между Россией и Белоруссией.В статье показано, как из простейших задач классического вариационного исчисления возникает задача дифференциальной экономико-математической игры. Исследованы достаточные условия максимума Понтрягина-Мангасариана и их приложения к исследованию экономических задач. Показан переход к изучению непрерывно-дифференциальной игры международной торговли. Исследованы возможные стратегии пове-дения игроков в неантогонистических (позиционных) играх. Проблема отсутствия статистической информации (базы) сведена к исследованию не абсолютных, а относительных значений фазовых переменных, что гарантируется устойчивой структурой соответствующей экономико-статистической модели. Выводы могут быть полезны для студентов старших курсов и аспирантов экономико-математического профиля. Реализация предложенных автором разработок предполагает наличие весомой базы экономико-статистических (экспериментальных) данных и акцентирования соответствующего лица, принимающего решение. Для практики анализа и прогнозирования результаты статьи могут оказаться полезными.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ
52-56 2303
Аннотация
Драйвером современной глобальной экономики являются цифровые технологии, под влиянием которых формируются не только новые виды профессий, товаров и услуг, но и вызовы для предприятий и организации различных сфер деятельности. Цифровизация затронула IT-сферу, деятельность финансовых организаций, производство, маркетинг, здравоохранение. В Российской Федерации развитию цифровых технологий в различных сферах деятельности придается огромное значение, что находит отражение в официальных документах, целевых государственных программах, бизнес-аналитике и практике бизнеса. Все это актуализирует изучение проблемы трансформации управления в нефинансовых организациях под влиянием распространения цифровых технологий.В статье исследуются стратегические вызовы, стоящие перед нефинансовыми организациями России в условиях цифровой экономики. В ходе решения поставленных задач исследуются становление и развитие цифровой экономики, ее сущность и содержание, а также перспективы ее развития в нашей стране; проанализированы программные документы и направления государственной программы развития цифровой экономики. Доказано, что вовлечение в процессы цифровизации не только финансовых, но и нефинансовых организаций несет в себе огромный потенциал с точки зрения оздоровления ценностной среды российского бизнеса, поскольку делает «прозрачными» сделки в теневой экономике, коррупционные схемы и т. п. Авторы доказали, что возрождение традиционных ценностей российского предпринимательства на новой современной основе повысит уровень доверия в обществе, будет способствовать развитию инноваций в промышленности, энергетике, агропромышленном комплексе, образовании и устойчивому развитию экономики в целом. Авторы структурировали вызовы цифровой экономики для нефинансовых организаций нашей страны и сформулировали предложения по совершенствованию экосистемы цифровой экономики
ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ
57-60 799
Аннотация
На развитие цифровой экономики России влияют регулярно возникающие вызовы и угрозы. Сфера их возникновения обширная и трудно прогнозируемая. Причины их появления связаны с проблемами развития цифровой экономики. В статье рассмотрены вызовы и угрозы, возникающие в процессе развития цифровой экономики, которые достаточно условно можно объединить в две группы: первая - организационные, технические и технологические, вторая - информационной безопасности. Подобное разделение возникающих вызовов и угроз способствует определению и выбору форм и методов борьбы с каждым из них. В статье рассмотрены и обобщены барьеры развития, которые часто являются предметом вызовов и угроз. Первый барьер - неготовность предприятий и организаций заниматься развитием производства и представления услуг с применением сетевых технологий. Вторым барьером является недостаток квалифицированных специалистов информационных технологий (далее - ИТ). Третий барьер - обеспечение кибербезопасности. Четвертый - угроза массовой безработицы вследствие внедрения и развития ИT. Далее более подробно рассмотрены угрозы и вызовы, связанные с преодолением четвертого барьера, касающиеся перспективных изменений рынка труда, возрастающей роли и влияния робототехники. Кроме этого, отмечено начавшееся в промышленности под влиянием технологического сдвига нарастание изменений, по завершении которых по разным оценкам технологии Индустрии 4.0 приведут к сокращению около 610 000 рабочих мест, но в тот же период может появится и около 960 000 новых вакансий. Рассмотрены ряд рисков, которые несет в себе «цифровизация» и, которые связаны с возможной утратой национальной самобытности, культуры и языка. В статье приведены и рекомендованы меры, которые, в результате их применения, позволят управлять возникающими технологическими рисками и повысить общий научно-технологический уровень. Управление возникающими вызовами и угрозами является составным элементом управления развитием цифровой экономики, но существуют некоторые особенности, связанные с неопределенностью их возникновения как по времени, так и по направлению и месту. Но это не исключает возможности управления рисками и угрозами по схеме управления развитием цифровой экономики объекта.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
61-66 1017
Аннотация
Предметом исследования выступает сложившаяся в настоящее время в России модель формирования и реализации государственной политики. Целью настоящей статьи является анализ и развернутая характеристика основных отличительных черт указанной модели и выявление факторов, их обусловивших. При этом основное внимание автор уделил политико-культурному фактору, как фундаментальной основе национальной модели государственной политики в любой стране. В числе иных составляющих национальной модели государственной политики выделяют институциональный центр принятия политических решений, особенности системы представительства интересов, и технологии принятия политических решений. Первичные данные получены в результате заочного экспертного анкетирования, а также фокус-группового интервью.В статье дана развернутая характеристика российской политической культуры, в особенности восприятия гражданами основных институтов политической системы (государства и его ключевых институтов, политических партий, общественно-политических организаций и т. д.). При этом автор опирался как на результаты ранее проведенных исследований в указанной области, так и на последние данные Всероссийского центра изучения общественного мнения. Анализ особенностей восприятия гражданами основных политических институтов позволил сделать вывод об их прямой связи со спецификой отечественной системы политического представительства.Основной теоретический результат проведенного исследования заключается в обосновании авторского подхода к исследованию государственной политики. Доказано, что государственную политику следует трактовать как результат взаимодействия государства, институтов гражданского общества, научного, экспертного и делового сообщества при решающей роли первого. Не менее важным исследовательским результатом является обоснование авторского понимания национальной модели государственной политики, ее структуры и особенностей проявления в современной России. Практическая значимость полученных результатов обусловлена возможностью их использования при раз-работке концепций, стратегий и доктрин государственной политики в различных областях, а также программных документов политический партий и иных общественно-политических организаций.
67-72 515
Аннотация
Еще в конце 2010 г. - начале 2011 г. политическими лидерами Германии, Великобритании и Франции сделаны заявления о «провале мультикультурализма», что действительно стало доминантным событием в социально-политической и этнокультурной жизни Западной Европы. Безусловно, лидеры трех ведущих стран Европейского Союза не поставили под сомнение необходимость гармоничного сосуществования представителей различных этнокультур и религий в одном государстве. Они акцентировали внимание мировой общественности на неверно выбранном принципе организации взаимодействия различных этноконфессиональных и культурных общин, проживающих на территории современного национального государства. И действительно, сегодня, когда практически повсеместно состав современных национальных государств утрачивает свою однородность, а взрывные силы мультикультурности порождают очень серьезные политические и социокультурные проблемы, актуализируется вопрос, можно ли найти адекватный эквивалент для того, чтобы достичь единения гражданской и этнической нации. Данная статья - это попытка дать ответ на этот вопрос. Анализ трендов развития современной этнокультурной политики в ряде стран современной Европы дает основание рассматривать динамику протекающих этнополитических и социокультурных процессов в одних случаях как способ решения актуальных экономических задач и обращения с массой трудовых мигрантов, в других - как поиск оптимальных способов искусственного построения единого мультикультурного пространства. Результаты предпринятого исследования позволяют заключить, что декларация принципов мультикультурализма не дает гарантии достижения межэтнической толерантности, напротив, его функциональное применения как некоего технического приема заведомо бесперспективно как раз там, где реализуется целевая государственная политика по ее достижению.
73-78 672
Аннотация
Статья посвящена научному осмыслению традиционных основ российской политической культуры и их влияния на формирование национальных особенностей политических отношений, политического транзита и российского политического процесса в целом. Автор статьи не ограничивается характеристикой основных фундаментальных особенностей российской политической культуры, на протяжении длительного периода времени определявших основной вектор общественного развития в России, и тех существующих в науке основных подходов и точек зрения на природу и причины, их сформировавших. В статье дана лишь общая оценка факторов, обусловивших специфику государственно-политического развития России. К наиболее важным из них наряду с «антикапиталистической» и антисобственнической ментальностью русских людей, государственным патернализмом и сакрализацией верховной власти, автор статьи относит ведущую роль государства в регулировании политической и социальной жизни общества (этатизм) и связанное с этой фундаментальной особенностью политического процесса формирование особого национального «профиля» публичной политики, ограничивавшего возможности развития в стране гражданского общества со всеми его атрибутами и характеристиками. Основной задачей научной публикации автор поставил исследование истоков, сущности и характера взаимосвязей русского этатизма и политического радикализма, длительное время являвшихся двумя базовыми характеристиками российской политической традиции. В статье обосновывается мысль о том, что и русский этатизм, как традиционная основа российской политической культуры, и русский нигилизм были исторически и объективно взаимообусловлены и связаны между собой, дополняли друг друга и, являясь миросозерцанием русской власти, в конечном счете, выражали характерное для российской политической и интеллектуальной элиты нигилистическое отношение к сложным проявлениям реальной жизни, склонность к простым обобщениям и схемам, догматизм в построении своих идеалов. Именно в этом во многом, по мнению автора статьи, кроются причины крушения исторической России в 1917 г., приведшие к разрушению исторической государственности
ISSN 2309-3633 (Print)
ISSN 2713-1645 (Online)
ISSN 2713-1645 (Online)