ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Эффективность законодательства об организации физической и огневой подготовки полицейских в Российской Федерации сформулирована в работе как решение задачи оптимизации подготовки сотрудника полиции к правомерному и результативному применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в ситуациях оперативно-служебной деятельности. Исходя из практикоориентированного подхода к формированию компетентности полицейских в области применения физической силы и огнестрельного оружия, исследован доступный автору опыт (статистика, кейсы) в изучаемой сфере. В результате анализа действующего законодательства сформулированы предложения по совершенствованию нормативно-правовых основ применения сотрудниками органов внутренних дел (далее – ОВД) физической силы и огнестрельного оружия. Для обеспечения адекватности реформ по нормативно-правовому обеспечению физической и огневой подготовки сотрудников ОВД предложено организовать всероссийское исследование фактов применения сотрудниками ОВД физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия с классификацией по направлениям применения физической силы и огнестрельного оружия, изложенным в федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Предлагаемое исследование должно носить межведомственный характер, при его организации должен быть использован проектный подход. Ожидаемый результат: выявление и классификация проблем, затруднений в процессе использования сотрудниками ОВД физической силы и оружия, определение причин таких «недоработок», а также выявление территориальных особенностей, которые влияют на эффективность применения сотрудниками ОВД физической силы и огнестрельного оружия. Итоги этого исследования должны стать основой для совершенствования действующей системы физической и огневой подготовки сотрудников ОВД.
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Новая Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. одним из своих основополагающих принципов называет оптимизацию и совершенствование таможенного администрирования. Наметившаяся тенденция приводит к увеличению облигаторности развития формализованных средств моделирования и анализа процессов управления в таможенной сфере. Измерение результатов деятельности – один из самых эффективных управленческих инструментов. Взяв за основу базовые положения Национальной технологической инициативы, авторы статьи продолжили картоаж проблемы измерения результатов функционирования таможенных органов по ключевым направлениям их деятельности в контексте квалитологической системной трансформации таможенного института, обусловленной его интеллектуализацией в условиях цифровой экономики. Целью исследования является создание модели измерения и оценки результатов деятельности таможенных органов. Для конкретизации общей методологии описана модель измерения и оценки степени достижения цели по направлению «Финансы». В основу исследования положен когнитивный подход, позволяющий описывать интеллектуальную среду деятельности таможенных органов и модели эвальвации и управления на основе алгоритмов нечеткой логики. Реализация технологии представления знаний экспертов предметной области осуществляется на основе построения прескриптивной логической продукционной модели, позволяющей формализовать экспертные знания в виде импликативных высказываний с привлечением нечетких формулировок в антецедентах и консеквентах, и использующих в качестве логического вывода обобщенный modus ponens. Компьютерная разработка математической модели проводится в пакете прикладных программ Fuzzy Logic Toolbox for Matlab.
Эффективное развитие российской промышленности играет ведущую роль в экономике страны. Статья посвящена исследованию эффективного развития российской промышленности на сложном этапе противостояния санкциям и условиях импортозамещения. Автор исследует развитие российского промышленного производства в регионах в современных реалиях и перспективы его развития в условиях импортозамещения. Во введении представлен обзор научной литературы экономистов-исследователей, изучающих проблему промышленного производства, и сформулированы цели и задачи работы. Цель статьи заключается в оценке состояния российской промышленности в сложных условиях переоснащения и перенастройки производственных процессов на импортозамещение. Рассмотрена динамика индексов, характеризующих промышленное производство по различным направлениям. Выявлены факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на эффективное развитие российской промышленности в последние годы. На основании проведенного исследования сформулирован общий вывод, что для страны выступает целесообразным осуществлять поддержку промышленного производства для эффективного его развития.
Большая часть стратегических направлений совершенствования таможенного администрирования в Российской Федерации в силу специфики деятельности сопряжена с взаимодействием с таможенными органами иностранных государств по различным аспектам таможенного дела. В статье рассматриваются подходы к оценке эффективности межгосударственного таможенного взаимодействия как подвида деятельности таможенной службы России. Актуальность проблемы заключается в том, что в основу межгосударственного таможенного взаимодействия положен принцип минимизации возможных таможенных рисков. Вместе с тем существующая система показателей, применяемая для оценки деятельности таможенных органов, не отражает эффективность взаимодействия с точки зрения администрирования указанных рисков. Цель исследования – рассмотреть процессный подход к оценке эффективности таможенного сотрудничества в концепции управления цепочками поставок. Такой подход предполагает анализ деятельности не отдельной национальной таможенной администрации, а оценку интеграции действий государств в контексте заключенных соглашений о взаимодействии в области таможенного дела. Трансграничная цепочка поставок, по мнению автора, может иметь различную степень эффективности в зависимости от типа поведения национальных таможенных администраций внутри нее. Задача исследования заключается в анализе показателей российской и китайской таможенной статистики взаимной торговли методом сопоставления «зеркальных» данных об экспортно-импортных операциях, экстраполяции тренда расхождений на динамику развития таможенного сотрудничества России и Китая, идентификации элементов, влияющих на разрывы зеркальных данных. Полученные результаты позволяют предположить, что при достаточно определенном и устойчивом перечне причин расхождения данных «зеркальной» таможенной статистики, их состав и степень воздействия различны в каждый период времени и являются отражением уровня взаимодействия таможенных администраций России и Китая. Для верификации предлагаемого подхода анализируется тренд отклонений региональной «зеркальной» статистики российско-китайской торговли в контексте развития ключевых проектов сотрудничества таможенных администраций Дальнего Востока России и Китайской Народной Республики.
УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Промышленный симбиоз активно развивается и внедряется в различных странах в качестве инструмента для снижения негативного влияния деловой активности общества на экологию. В мире более 30 реализованных примеров промышленного симбиоза: в Великобритании, Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции, Японии, Китае, США, Бразилии, Российской Федерации. В существующих исследованиях определено, что практическая реализация концепции происходит, как правило, двумя способами: хаотично/спонтанно или в плановом режиме. Цель настоящего исследования – выявить основные модели формирования и развития промышленного симбиоза на основании организационной формы его участников (коммерческая/некоммерческая). Основными задачами исследовательской работы являются консолидация и обобщение примеров зарубежной и российской практик формирования симбиотических цепочек, изучение организационных форм участников существующих промышленных симбиозов, сопоставление выявленных примеров между собой, визуализация схем потенциальных взаимодействий в тех или иных условиях. В результате были сформулированы и описаны пять моделей построения промышленного симбиоза. Исследование может представлять интерес для профильных специалистов и экспертов, фасилитаторов, менеджеров по устойчивому развитию и других при планировании и формировании промышленных симбиотических цепочек в различных регионах Российской Федерации.
В рамках мероприятий, направленных на перезапуск инвестиционного цикла в новой экономической реальности, Правительством Российской Федерации принят и готовится к внедрению ряд мер, призванных упростить реализацию инвестиционных проектов и тем самым создать предпосылки для поддержания интереса к инвестированию в реальный сектор экономики. Благодаря сложившейся к текущему моменту в России модели финансового обеспечения инвестиционных проектов, инвестору доступен разнообразный и необходимый инструментарий при выборе способов осуществления инвестиций для принятия управленческих решений по реализации проектов, направленных на обеспечение устойчивости компаний различного типа. Естественным образом в рамках этого процесса возникает вопрос рационального определения параметров финансового обеспечения инвестиционного проекта, учитывающего все аспекты его реализации, начиная от выбора источников финансирования и заканчивая порядком возврата привлеченного капитала, а также вопрос структурирования проектов при оценке их соответствия критериям ESG (англ. Environmental, Social, Governance – экологические, социальные и корпоративные). Целью настоящей работы является исследование важности структурирования инвестиционного проекта в обеспечении устойчивости компаний, проработка всех аспектов реализации проекта как части процесса принятия управленческого решения, которая непосредственно влияет на возможность его реализации. Методологической и теоретической основой статьи явились общенаучные и частнонаучные подходы, посвященные вопросам структурирования проектов в рамках подготовки инвестиционных решений. Кроме того, в качестве академических баз данных использовались КиберЛенинка, eLibrary.Ru, Scopus, Web of Science и Google Scholar. Чтобы обеспечить точность обзора литературы, все публикации были независимо исследованы авторами. Проведен анализ порядка подготовки и процесса принятия инвестиционных решений, структурирования проектов. Предложена авторская логика интерпретации цели структурирования при принятии управленческих решений по финансированию проектов.
Статья посвящена анализу зарубежного опыта обеспечения доступности лекарственными средствами и продовольственными товарами населения северных регионов США и Канады. Автором подробно рассмотрена работа механизмов обеспечения в труднодоступных местах Аляски и Северо-Западных территорий Канады, где круглогодично отсутствует транспортное сообщение. Проведен анализ содержания государственных программ США по лекарственному обеспечению (программы Medicare и Medicaid), рассмотрены механизмы субсидирования продуктового обеспечения: Программа дополнительной помощи в области питания – Supplemental Nutrition Assistance Program (SNAP), Программа для женщин/ младенцев и детей – Women/ Infants and Children Program (WIC), Программа дополнительного питания – Commodity Supplemental Food Program (CSFP), Программа питания фермерского рынка – Farmers’ Market Nutrition Program (FMNP), Программа питания фермерского рынка для пожилых людей – Senior Farmers’ Market Nutrition Program (SFMNP). Изучена поставка продовольствия программой обходной почты Alaska ByPass, которая доставляет продукты питания и необходимые товары в труднодоступные населенные пункты, где отсутствуют автомобильные дороги. В статье также уделяется внимание государственной политике по здоровому образу жизни, включающей в себя правильное и сбалансированное питание, рассмотрены государственные программы и рекомендации по питанию для американцев (англ. Dietary Guidelines for Americans) и канадцев (англ. Canada’s Food Guide). Результаты работы могут быть использованы при разработке программ и предложений по совершенствованию мер поддержки и обеспечения арктических регионов Российской Федерации продовольственными товарами и лекарственными средствами.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ
Проведенные полевые исследования позволили определить степень влияния пандемии COVID-19 на деятельность предприятий конкретного региона в Восточно-Казахстанской области, а также выяснить мнение работодателей о формах государственной поддержки для сохранения занятости при переходе на удаленный формат работы. Перед исследователями стоял ряд задач по определению степени влияния пандемии COVID-19 на деятельность предприятий региона. Необходимо было выяснить, как отразились ограничения на прибыль и какие меры предпринимались работодателями по сокращению расходов, а также выявить степень влияния удаленной работы на производительность. Авторские исследования основываются на методике, предложенной Международной Организацией Труда, для выявления рисков работодателей в условиях пандемии COVID-19. Предложенная анкета-опросник была адаптирована к местным условиям. Опрос проведен среди работодателей одного из промышленных городов Республики Казахстан в то время, когда еще не все карантинные ограничения были сняты, что позволило получить достоверные сведения. Исследования позволили подтвердить гипотезу о том, что цифровизация обеспечивает повышение эффективности деятельности современного предприятия и способна сохранить уровень занятости во время ограничений, вызванных пандемией COVID-19, при условии, что создается среда для ее применения. Риски, выявленные в ходе опроса, могут быть изучены и учтены органами государственной власти, финансовыми организациями и другими заинтересованными сторонами при планировании мероприятий по восстановлению реального сектора экономики после кризиса.
ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ
Большинство существующих экологических проблем не решены до сих пор, а в последние годы они обострились еще сильнее. В общественном сознании растет понимание того, что инструменты, которые до сих пор использовались для решения этих проблем, не справляются с поставленными задачами. В настоящее время в среде общественных активистов проявляется неподдельный интерес к анализу существующих экологических проблем. Цель данной статьи состоит в разработке новых идей и направлений совершенствования экологической политики Российской Федерации на основе анализа существующих проблем, в том числе в сравнении с обстановкой в других странах. В процессе написания работы были использованы элементы сравнительного и системного подходов, в рамках которых применялись общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции и индукции. На основе анализа были выделены следующие основные экологические проблемы, которые существуют в Российской Федерации: вопросы обращения с отходами, загрязнение вод, уничтожение лесного массива, скептическое отношение к альтернативной и «зеленой» энергии. В результате исследования выявлена необходимость рассматривать новые тенденции экологической политики России с позиции политической экологии. Среди необходимых мер стоит отметить следующие: внедрение новой идеологии, которая будет ставить на первое место гармоничные отношения природы и человека; внедрение экологического образования; новая система подготовки и переподготовки специалистов, включающая дополнительные курсы по экологически ориентированному образу жизни; информационная политика, раскрывающая сущность существующих экологических проблем и необходимость их решения, начиная с бытового уровня; поддержка экологических организаций; внедрение кардинально нового подхода к альтернативной энергетике и «зеленым» технологиям.
Статья посвящена анализу тренда цифровой трансформации современных организаций и его составляющих факторов. Наиболее подробно рассматриваются организационные изменения российских компаний, использующих цифровой инструмент для интермиттенции организационно-экономических процессов с целью повышения результативности их деятельности и эффективности управления. Автор отмечает многогранность процесса цифровой трансформации современной организации в разрезе аспектов организационных изменений, детерминируемых цифровыми технологиями как инструментом инноваций. В основу статьи положена методология комплексного подхода и системного анализа. Теоретической основой статьи стали публикации российских исследователей, посвященные аспектам цифровой трансформации организации. В качестве методов исследования были выбраны ознакомление с нормативными документами и правительственными программами, методы сравнительного анализа. Также были использованы метод экспертных оценок, нормативный и логический методы. Определено, что структура ресурсного потенциала цифровых технологий для российских предприятий и организаций представляет собой широкую линейку возможностей влияния как на трудовой процесс, процесс формирования технологических и профессионально-цифровых компетенций сотрудников и руководителей, так и организационную экосистему в целом. Исследование показало, что институциональное поле бизнес-модели организации с включением в нее цифровых технологий позволяет создавать новые форматы взаимодействия как внутри организации (руководитель–сотрудники), так и во внешней среде (например, в работе с партнерами и клиентами). Однако данный процесс может столкнуться с существующими нарративами принципов работы организации, включая организационную/корпоративную культуру с ее ценностями, которая в определенной степени и определяет эффективность его реализации. Сделан вывод, что в основе смены ценностных приоритетов в новой цифровой реальности будет находиться имплементация конкретных системных мер, которые представлены автором в виде десяти направлений. По мнению автора, представленная в статье информация позволит конкретизировать управление бизнес-процессами организации для повышения результативности ее деятельности.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
В статье проведен анализ текущего состояния взаимодействия политических институтов с экспертным сообществом. Данное научное исследование проводилось в форме интервью. В качестве респондентов выступили члены экспертных сообществ как негосударственных структур, так и представители экспертных структур при государственных органах власти, а также представители политических институтов. Вопросы интервью выявляют набор компетенций, которые необходимы для того, чтобы в полной мере называться профессиональным экспертом, привлекаемым политическими институтами для выстраивания диалога и помощи в формировании эффективной государственной политики. Также вопросы касались текущей ситуации, связанной с ротацией состава экспертов в экспертных структурах. Было изучено мнение экспертов и представителей политических институтов о том, какие улучшения и механизмы стоит внедрить и наладить для выстраивания продуктивного и эффективного взаимодействия между экспертными сообществами и представителями политических институтов. В анализе ответов на эти вопросы заключается актуальность исследования. Логической целью работы является формирование понимания ряда современных проблем, с которыми сталкиваются как эксперты, так и представители политических институтов на текущем этапе развития их взаимодействия при формировании государственной политики.
В статье дается авторская интерпретация успехов и недостатков деятельности правительства Уго Чавеса, проявившихся за 14 лет его правления (1999–2013 гг.). Автор статьи на основе анализа политического, экономического и социального фона времени правления Чавеса делает обоснованный вывод о сложности задачи выработки некоего общего критерия для оценки положительных и отрицательных сторон этого правления. Либеральная демократия, составляющая основу политического мышления критиков Чавеса справа, придает большое значение системе сдержек и противовесов, которую чависты, придерживающиеся модели радикальной демократии, склонны игнорировать. Другим примером различных подходов, которые размывают объективную оценку деятельности правительства Чавеса, являются установки сторонников «социальной приоритезации», считающих, что деятельность национализированных компаний в стратегических отраслях должна быть в первую очередь подчинена социальным целям и национальному развитию, отдавая приоритет «прагматическому принятию решений», которое ставит на первое место цели производительности и эффективности в рамках движения чавизма. Автор статьи приходит к выводу, что, с одной стороны, несомненным достижением правительства Уго Чавеса является то, что в период с 1999 г. по 2013 г. Венесуэла получала самые высокие доходы от продажи нефти, которые когда-либо были у любого президента Венесуэлы, а также заметное сокращение бедности в стране, предоставление народу более широких возможностей для участия в принятии политических решений. С другой стороны, огромный внешний долг, а также весьма посредственные в контексте крупнейшего в стране нефтяного дохода экономические и социальные результаты, безусловно, следует отнести к явным просчетам в деятельности правительства Уго Чавеса.
ISSN 2713-1645 (Online)