ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Цель исследования – оценка полярности и поляризации экономического развития территорий по однородным группам. Объект исследования – экономическое пространство Республики Башкортостан. Предмет исследования – сущность полярности, поляризации и нивелирования в социально-экономическом развитии территориальных образований. Методы исследования – сравнительный, логический, статистический анализ, анализ структуры и динамики, графическая интерпретация результатов.
Предложена оригинальная методика оценки полярности и поляризации пространственного развития региона. Методика апробирована на примере муниципальных образований Республики Башкортостан. Представлена графическая модель поляризации и нивелирования поляризации по однородным группам муниципальных образований. По видам поляризации представлены стратегии опережающего и догоняющего развития, стратегии выравнивания при стагнации, формирование разрыва. Показаны оптимальные границы нивелирования.
Сделан вывод, что среди муниципальных районов одной типологической группы формируются разрывы, происходит дальнейшая поляризация. Выявлено, что несмотря на отличие однородных групп муниципальных образований по социально-экономическому уровню, процессы поляризации схожи по каждому показателю. Сделан вывод о единой системе политики управления в регионе для всех муниципальных образований.
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Проанализирована сложившаяся практика экономического регулирования аэропортовой деятельности государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сделан вывод, что ограничены инструменты управления спросом, доступные субъектам авиатранспортного рынка государств – членов ЕАЭС.
С целью устранения указанного ограничения предложена идея интегрированной информационно-управляющей платформы по управлению маркетингом в государственно-частном партнерстве со смещением акцента в сторону спроса на транспортные услуги. Сформулированы основные задачи, которые должна решать такая платформа: 1) управление расписанием полетов авиакомпаний и работой операторов железнодорожного и автобусного сообщений в аэропортах государств – членов ЕАЭС; 2) управление базой данных по спросу на услуги воздушного транспорта со стороны туристических операторов и компаний, занимающихся организацией и проведением выставок, конференций, культурно-массовых мероприятий; 3) управление комплексной системой предложения услуг воздушного транспорта по доставке грузов и почты.
Даны рекомендации по формированию единого транспортного пространства государств – членов ЕАЭС посредством цифровой системы принятия решений при оценке экономического потенциала аэропортов. В процессе исследования уточнены понятия «естественная монополия» и «конкурентный рынок».
Приведен обзор, выполнены анализ и классификация успешных управленческих практик, применяемых на предприятиях российской промышленности в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Выделены основные факторы роста производительности труда: инвестиционная политика, рост человеческого капитала и эффективное использование организационного капитала предприятия.
С целью определения потребности предприятий в повышении производительности труда предложено четыре универсальных критерия, сигнализирующих о существующей неэффективности еще до потери конкурентоспособности: 1) динамика показателя производительности труда в компании не положительная в течение заданного периода; 2) компания отстает от конкурентов по показателю производительности труда; 3) компания отстает от конкурентов по показателю темпов роста производительности труда за определенный период; 4) растут издержки на производство единицы продукции.
Приведенные критерии позволяют учитывать ситуацию как внутри предприятия, так и в сравнении с другими предприятиями. Каждый критерий можно рассматривать отдельно либо в совокупности с остальными, применять на предприятиях разных отраслей, специализации и масштаба. Критерии указывают направление развития, в котором компания испытывает трудности в текущий момент, либо может их испытывать в будущем.
УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Предмет исследования – торговля между Россией и Вьетнамом. Цель исследования – выявление исторических особенностей, преобладающих направлений, тенденций развития, современного состояния и перспектив развития международной торговли между указанными странами. Методика исследования основана на логистической функции П. Ф. Ферхюльста и заключается в: 1) выборе прогнозируемых величин, начальной величины и показателей, используемых для прогнозирования; 2) расчете показателей, необходимых для составления системы уравнений; 3) формировании системы уравнений и ее решении; 4) расчете прогнозируемых показателей; 5) построении графической модели прогнозирования; 6) формулировании выводов.
Представлен исторический обзор торговых взаимоотношений России и Вьетнама. Разработана математическая модель прогнозирования экспорта и импорта России и Вьетнама по отдельным показателям до 2025 г. Выполнен расчет с использованием статистических данных за период 2011–2018 гг. Результаты вычислений представлены графически. По результатам расчетов выделены основные направления, тенденции и перспективы развития внешней торговли обеих стран до 2025 г.
Результаты исследования могут быть использованы для преподавания дисциплин, рассматривающих вопросы торговли между Россией и Вьетнамом. Материалы могут представлять интерес для компаний и государственных органов, занимающихся вопросами международной торговли и прогнозирования.
Рассмотрена динамика и структура внешней торговли Российской Федерации и Республики Сербия, а также влияние на внешнюю торговлю обеих стран тарифных преференций. В качестве анализируемых мер выбраны: динамика экспорта и импорта России в Сербию, тарифные преференции, применяемые между странами. Приведены статистические данные динамики и структуры внешней торговли двух стран за 2010–2019 гг., отмечена их зависимость от применения тарифных преференций, а также показатели товарооборота ЕАЭС и государств – членов ЕАЭС с Республикой Сербией за 2017–2019 гг. Проанализированы возможные направления участия Сербии в ЕАЭС и Европейского cоюза, проведена оценка преимуществ создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и Сербией, а также издержек процесса интеграции Сербии в Европейский cоюз. Показана значимость тарифных преференций в развитии внешнеторговых отношений между Россией и Сербией.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ
Рассмотрены процессы цифровизации миграции как государственной политики, направленной на совершенствование регулирования миграционных потоков. Цель исследования – показать возможности цифровизации миграции в России и на международном уровне, положительные стороны этого процесса и основные риски и угрозы, возникающие в ходе внедрения цифровых технологий для принятия управленческих решений. Актуальность исследования связана с необходимостью внедрения цифровых технологий в государственное управление миграционными процессами. Раскрыты понятия цифровой трансформации и цифрового государства. Отмечены сложности, возникающие при попытке дать определение цифровым технологиям, связанные со своеобразной и изменчивой социальной средой, в которой они создаются.
В ходе исследования применялись системный и сравнительный методы, контент-анализ печатных и электронных средств массовой информации, анализ научных источников и статистических данных исполнительных органов власти, что позволило изучить цифровые технологии как объект государственного управления миграционными процессами. По результатам анализа сделан вывод о том, что технология цифровой трансформации может влиять на управление международной миграцией в трех разных измерениях: 1) увеличивать разрыв между развитыми и развивающимися странами; 2) способствовать модернизации традиционных методов, применяемых в практиках международных организаций; 3) влиять на принятие новых более обоснованных управленческих решений в сфере миграции для обеспечения безопасности границ.
Выявлены основные проблемы, с которыми могут столкнуться разработчики цифровых технологий и представители органов власти при массовом внедрении в миграционную практику указанных технологий. Выводы статьи могут быть полезны для заинтересованных органов власти, осуществляющих деятельность по регулированию миграционных процессов.
Рассмотрена методика планирования производственных мощностей высокотехнологичного предприятия на основе применения математической модели максимума Понтрягина. Представленная методика направлена на повышение показателей производительности установленного на предприятии оборудования с целью оптимизации временных затрат и объема производимой продукции. В исследовании проанализирована деятельность научно-производственного предприятия с целью повышения уровня эффективности управления производственными мощностями. Цель исследования заключается в организации эффективного процесса планирования производственных мощностей высокотехнологичного предприятия на основе применения математической модели максимума Понтрягина, которая позволяет существенным образом повышать не только показатели производительности оборудования, но и оптимизировать время, необходимое для выполнения текущей программы производства.
Предложенные в статье алгоритмы, модели и методы апробированы на научно-производственном предприятии, занимающемся производством наукоемкой продукции. Использование полученных моделей позволит оптимизировать пиковые нагрузки в действующей на предприятии программе производства, уменьшить показатели трудоемкости в годовом производственном плане, определить необходимое количество производственного оборудования, что в итоге снизит объем необходимых инвестиций. Приведен практический пример организации производства нового типа, направленного на изготовление деталей сложной формы.
Рассмотрен аутсорсинг бизнес-процессов с точки зрения стратегической основы деятельности предприятий в условиях нестабильной экономики. Показано, что сегодня стратегия аутсорсинга становится новой нормой и меняет мировую экономику. Применен авторский подход, основанный на методах научного обобщения, сравнительного анализа, системного и ситуационного подходов. Обосновано использование стратегии аутсорсинга на предприятиях, установлены основные преимущества и недостатки при его внедрении. Разработана модель трансформации предприятия на основе аутсорсинга бизнес-процессов. Даны рекомендации по передаче бизнес-процессов на аутсорсинг, реализация которых позволит предприятиям оптимизировать стратегию управления в условиях нестабильной экономической ситуации. Настоящая статья может послужить основой для дальнейших научных исследований в области стратегического управления на базе технологий аутсорсинга.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ
Предмет настоящего исследования – теория моделирования транспортных потоков и современная транспортная инфраструктура в городах и регионах. В статье обсуждается классификация и применение различных моделей корреспонденций по путям для общественного транспорта – сетевых, маршрутных и мультимодальных. Проведен сравнительный анализ двух маршрутных моделей: 1) на основе интервалов, где входная информация о каждом маршруте ограничивается его сопровождением по графу транспортной сети, последовательностью остановок, временами движения между остановками и частотами движения транспортных средств; 2) на основе расписаний, которые используют детальную информацию о расписаниях движения транспортных средств по маршрутам (время прибытия и время отправления для каждой остановки). Сделан вывод, что в моделях на основе расписаний возможно определить не стратегии поведения, как в случае моделей на основе интервалов, а конкретные пути для каждой корреспонденции. В результате анализа мультимодальных моделей организации транспортных потоков автор пришел к заключению, что наиболее востребованными в настоящее время являются модели распределения корреспонденций по мультимодальным путям.
ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ
В статье проанализированы зарубежная и отечественная практики принятия решений о финансировании проектов, связанных с демографией, здоровьем и социальной защитой населения. Рассмотрены декларации, концепции, стратегии, направленные на решение проблемы старения, актуальной для стран Европы, Северной Америки, Российской Федерации. Исследованы вопросы оценки социального эффекта от реализации стратегий и программ активного долголетия в отечественной науке и практике и сделан вывод, что в настоящее время не выработано универсальной методики, а имеющиеся типовые подходы адаптированы из управления корпоративными структурами. Целью статьи является апробация системы измерителей социального эффекта реализации концепции активного долголетия в регионе.
Методологической основой исследования являются факторный подход, методы анализа рядов динамики, а также методические рекомендации Всемирной организации здравоохранения, ООН и Европейского союза. Научная новизна представленных результатов заключается в авторских методологических разработках: трактовке социального эффекта стратегии активного долголетия и системы статистических показателей оценки социального эффекта при реализации стратегий активного долголетия в регионе. Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности применения регионами Российской Федерации авторской системы измерителей социального эффекта для мониторинга стратегий и программ реализации активного долголетия. Применение системы показателей обеспечит решение проблемы его количественной оценки; позволит выяснить уже на этапе планирования недостатки региональных целевых индикаторов, будет способствовать повышению уровня согласованности целей региональных стратегий с национальными целями и требованиями международных организаций.
Рассмотрены предпосылки появления новой мировой идеологии – концепции устойчивого развития, возникшей под влиянием планетарного экологического кризиса, связанного с усилением антропогенного воздействия на окружающую среду и осознанием прогрессивным человечеством необходимости выработки нового, отличного от антропоцентрического, подхода к природопользованию и природе в целом. Выполнен исторический обзор зарождения и развития концепции устойчивого развития, международных нормативных документов, отражающих решения об изменении курса всего мирового сообщества от техногенного развития к устойчивому. Отмечен вклад в законодательство Российской Федерации предложений о совместных действиях по продвижению «зеленой экономики»: «экологические» статьи содержит Конституция Российской Федерации; принят головной закон экологического права «Об охране окружающей среды»; кодексы, регулирующие природопользование, содержат нормы, предусматривающие эколого-правовую ответственность.
Отечественными специалистами сделан вывод о том, что переход к устойчивому развитию в каждой стране и в этой же стране в различное время может иметь различные приоритеты, что нашло отражение в законодательстве. В частности, Правительством утверждена Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. В настоящее время законодательство отражает господствующие антропоцентрические тенденции, однако когда идея устойчивого развития войдет в массы, можно надеяться на изменение потребительского мировоззрения на уважительное, дружественное отношение человека к природе, частью которой он является.
Цель статьи – изучение влияния пандемии коронавируса COVID-19 на устойчивость положения работников. Проанализированы актуальные отечественные и зарубежные публикации в сфере труда и занятости. В отношении удаленной занятости, как одного из наиболее эффективных способов сохранения здоровья работников, отсутствует единая точка зрения. Среди основных минусов удаленной работы выделены: дефицит живого общения и контактов с коллегами, трудности с организацией рабочего процесса в технологическом аспекте, а также сложность совмещения трудовых и домашних обязанностей. Показано, что позиция исследователей более однозначна в вопросах сокращения количества рабочих часов, опасений лишиться работы или заработка – подобные риски возрастают во многих регионах мира, а часть населения уже непосредственно столкнулась с такими проблемами. При этом выявлено, что, к примеру, опасения потерять работу во многом зависят от формы собственности, специфики деятельности организации и т.д. Особое внимание в исследовании уделено положению отдельных категорий работников и уязвимых слоев общества на рынке труда. Обозначены перспективы удаленной занятости и сохранения устойчивости положения работников в новой социально-экономической реальности.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
В статье рассмотрен процесс нормативного развития с середины ХХ века прав человека и принятия государствами на себя социальной и юридической ответственности в отношении мигрантов. Проанализировано состояние правового положения мигрантов на территории Российской Федерации, в странах Европейского союза, США. Поднят широкий круг вопросов, касающихся предоставления социально-экономических прав и обеспечения доступа к медицине вернувшимся в Россию бывшим соотечественникам и их детям. Отмечено, что в последние годы в странах Запада происходит пересмотр подходов к государственному регулированию социальной сферы, носящий в некоторых случаях дискриминационный характер по отношению к беженцам и переселенцам из других стран. Оценено влияние мирового эпидемиологического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, на социально-экономическое положение мигрантов, оказание медицинской и социальной помощи населению стран. Сделан вывод, что в условиях пандемии государства должны предоставлять мигрантам бесплатное медицинское обслуживание и находить действенные механизмы социальной поддержки. Пандемия не должна использоваться как оправдание подрыва гарантий соблюдения прав мигрантов.
Рассмотрены и проанализированы принципы и направления российской внешнеполитической деятельности в годы президентства В. В. Путина с момента его вступления в должность главы государства до текущего президентского срока. Определены основные принципы внешней политики России в указанный период и вынесена им оценка. В исследовании использованы материалы публикаций как российских, так и зарубежных авторов, экспертов в области политологии, истории и международных отношений, а также документы, регламентирующие внешнеполитическую деятельность высших органов государственной власти.
Процесс формирования приоритетов внешней политики России рассмотрен как с точки зрения накопленного исторического опыта и преемственности внутреннего порядка, так и в параллели с процессами трансформации всей системы международных отношений и мирового порядка. Отмечена многовекторность внешнеполитической стратегии России, направленная на развитие многосторонних межгосударственных связей, достижение мира и безопасности на межгосударственной арене, активное противодействие современным вызовам и угрозам межгосударственной безопасности, а также формирование многополярного мира.
Сделан вывод, что в настоящее время внешнеполитическая активность России направлена на укрепление престижа России, поддержку экономического роста и конкурентоспособности, обеспечение безопасности и реализацию национальных интересов. Внутриполитические реформы способствуют укреплению политической власти президента Российской Федерации и повышению эффективности принятия внешнеполитических решений.
Предмет настоящего исследования – теория социальных сетей для управления международной миграцией. Теория предполагает, что миграция из общества происхождения в принимающее общество может происходить, если существуют связи между этими двумя обществами, и что поток мигрантов проходит по линии установленных связей. Теоретический прогноз, который можно сделать, заключается в том, что если политическая администрация желает установить поток мигрантов между любыми двумя обществами, сначала необходимо установить связь между этими двумя обществами.
Теорию автор проверял на кейсе управления эмиграцией рабочих правительством Бангладеш. Обнаружено, что, во-первых, связи между обществом происхождения и принимающим обществом были созданы искусственно, однако, в отличие от теоретического прогноза, наблюдалось, что такие связи обычно не соответствуют географическому распределению максимальной близости к обществу происхождения или назначения. Вместо этого выявлено, что близость связи между двумя обществами порождается близостью между политическими администрациями одних и тех же обществ, что противоречит теоретическим ожиданиям. В связи с этим автор предложил расширить теорию международной миграции в социальной сети, предположив, что близость между двумя политическими администрациями, а не между двумя обществами в целом, является условием, необходимым для международной миграции. Это, в свою очередь, позволяет нам заполнить теоретический пробел, связанный с отношениями между теорией социальных сетей и управлением международной миграцией. Сделан вывод о том, что можно создавать любые миграционные потоки, формируя соответствующие связи между любыми двумя обществами.
ISSN 2713-1645 (Online)