Preview

Управление

Расширенный поиск
Том 7, № 1 (2019)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

5-12 194
Аннотация

В статье проанализирована миграционная ситуация с учетом социально-экономического развития Российской Федерации. Приведены статистические данные по трудовой миграции, нелегальной миграции, а также показатели демографического развития и рынка труда. Рассмотрен прогноз изменения демографической ситуации. Выявлены основные тенденции распределения иностранных работников с учетом профессионального-квалификационного состава. Авторы констатировали возрастающую роль миграции в формировании трудового потенциала и его размещения на территории страны. Основным правовым инструментом в сфере миграции, по мнению авторов, является Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 гг. (далее – Концепция), утвержденная Президентом Российской Федерации, в которой определены цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации. Реализация мероприятий Концепции позволит совершенствовать миграционное законодательство, используя инструменты рынка труда, связанные с определением потребности российской экономики в иностранных работниках, упрощением порядка въезда, выезда и пребывания квалифицированных иностранных специалистов, предпринимателей и инвесторов, развитием образовательной и академической миграции. Совершенствование механизмов осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов у российских физических лиц, содействия территориальной мобильности российских граждан являются важным аспектами государственной миграционной политики. Экономические тренды управления государственной миграционной политикой прежде всего должны быть направлены на сбалансированное распределение трудовых ресурсов на территории Российской Федерации. Особое внимание уделено международному сотрудничеству в сфере миграции. Уделено внимание международным договорам, направленным на осуществление трудовой деятельности мигрантами, пресечению незаконной миграции, а также международным договорам о реадмиссии. Определены перспективы эффективного управления миграционными процессами в Российской Федерации на основе взаимодействия различных уровней власти.

13-18 112
Аннотация

В статье рассмотрены теоретические вопросы организации деятельности органов местного самоуправления как ключевого элемента муниципального управления. В настоящее время возрастает актуальность изучения управления муниципальными образованиями. Это обусловлено экономическими, политическими причинами и процессами, происходящими в муниципальных образованиях. Муниципальное управление является ключевым элементом системы государственного управления, в основе организации управленческой деятельности на местном управленческом уровне лежит удовлетворение потребностей, а также реализация общественных интересов местного населения. Законодатель четко определил сферы деятельности, полномочия и ответственность для органов местного самоуправления. При этом к основным сферам деятельности органов муниципального управления относится организация и подчинение деятельности предприятий, организаций и учреждений муниципальной и иных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, возникающее на основе удовлетворения общественных интересов граждан. Именно органы местного самоуправления обеспечивают организацию и осуществление местной власти при самостоятельном участии социальных структур и их отдельных элементов при решении вопросов, имеющих значение местного уровня. Высшей ценностью местного управления является признание прав человека и гражданина. Гражданин выступает самостоятельным субъектом, который и формирует управление на муниципальном уровне. Муниципальное управление является основой демократического строя государства и непременным условием прогрессивного развития современного общества; имеет свою сущность, политическое свойство, которое определяет его содержание, ценность и назначение; основой сущности выступает власть и ее осуществление. В процессе реализации деятельности должностных лиц или исполнительных органов для того, чтобы был выработан наиболее эффективный вариант муниципального управления, на практике применяют определенные способы и приемы деятельности в этой сфере.

19-25 87
Аннотация

В данной статье проведено обобщение и систематизация ключевых тенденций развития негосударственных пенсионных фондов (НПФ) при осуществлении функций по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений граждан за период с 2005 по 2017 годы. Участие негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования привело к становлению их в качестве крупнейшего страховщика, так, начиная с 2016 года, НПФ как крупный институциональный инвестор стали сконцентрировать больше половины всех переданных в управление всем субъектам средств пенсионных накоплений. Количественный анализ институциональной структуры российской системы доверительного управления средствами пенсионной системы позволяет определить основные направления ее трансформации; четко проявляется тенденция к сокращению: общего числа НПФ, действующих в системе ОПС. В статье определена стратегия инвестирования НПФ в различные классы активов на протяжении исследуемого периода, выявлено, что из всего объема вложенных средств пенсионных накоплений в корпоративные ценные бумаги 2/3 из них приходится на вложения НПФ. За последний анализируемый период наблюдается резкий прирост вложения пенсионных накоплений НПФ в государственные ценные бумаги, что в большей частью объясняется ужесточением регуляторных требований к уровню риска портфельного инвестирования. Важным направлениям проведенного исследования является оценка эффективности функционирования НПФ в системе обязательного пенсионного страхования с позиции сравнения накопленной доходности по портфелю НПФ с накопленной инфляцией за анализируемый период, а также по критерию фактически накопленного инвестиционного дохода с проиндексированными доходами на уровень инфляции.

26-34 88
Аннотация

С развитием независимости в Казахстане претерпели изменения все общественные институты, включая институт местного управления. В предшествующий период местное управление в СССР, куда входил и Казахстан, осуществлялось в формах государственного управления на местном уровне, функции которого реализовались в рамках местных советов народных депутатов. Участие населения в управлении территориями и населенными пунктами ограничивалось делегированием своих полномочий выборным представителям – депутатам сельских округов, районных, городских и областных советов. Выборы народных избранников осуществлялись в соответствии с Конституцией и нормами советского права, где также были отражены права и обязанности местных советов в рамках политической системы союзного государства. С обретением независимости страны в рамках национального законодательства Республики Казахстан конституционный статус приобрело местное самоуправление. Оно кардинальным образом реформируется на демократической основе в сторону повышения самоорганизации населения в рамках модели национального устройства и политической системы общества. В этих целях выделены органы государственного управления на местном уровне – акиматы, во главе с акимами областей, районов (городов), сельских населенных пунктов. Кроме того, образованы маслихаты, как представительные органы, избираемые населением, на районном (городском) и областном уровнях. Эти структуры в соответствии с законодательством частично наделены функциями самоуправления территорий. Наряду с этим, с учетом мирового опыта, в республике идет процесс формирования населением институтов самоуправления территорий. Однако об эффективности созданной национальной модели местного самоуправления и ее механизмов говорить пока рано. Реально население Республики Казахстан пока не имеет возможности самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения, осуществлять контроль за работой местных органов власти и др. Контекст местного управления в Казахстане меняется с изменением общества под влиянием внутренних и внешних факторов. Эти изменения происходят постоянно и создают некоторую неопределенность, вызывая модернизацию элементов существующих институтов местного управления. Однако, с учетом предстоящих изменений в будущем, новых вызовов глобального, регионального и национального характера, необходим переход к более эффективным механизмам и методам управления обществом на различных уровнях государственного устройства на демократической основе.

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

35-39 81
Аннотация

Государственно-частное партнерство выступает в качестве одной из форм эффективного взаимодействия публичного партнера и частных инвесторов с целью решения различных социальных проблем. Социальная сфера, являясь преимущественно объектом прямого государственного управления и финансирования, испытывает значительные потребности в ресурсах, внедрении современных методов управления и передовых технологий. Бюджетные средства не позволяют полностью и в короткий период решить эти задачи, поэтому становится необходимым прямое привлечение компетенций и инвестиций частного сектора. Центральное место среди отраслей социальной сферы занимают образование и здравоохранение. Актуальность использования государственно-частного партнерства в социальной сфере обусловлена тем, что за относительно небольшой период времени можно устранить пробелы в развитии социальной инфраструктуры посредством объединения усилий, средств, рисков двух экономических субъектов – государства и бизнеса. Исследование зарубежного опыта реализации социально-значимых проектов с использованием инструментов государственно-частного партнерства необходимо для оценки возможностей использования моделей государственно-частного партнерства в России. Взаимодействие государственной власти и частного сектора в части объединения ресурсов и потенциалов в рамках государственно-частного партнерства позволит активно привлекать инвестиции, качественно и своевременно реализовывать социальные проекты, повысить качество оказания социальных услуг населению, увеличить уровень управления социальной инфраструктурой, способствовать развитию государственных учреждений социальной сферы. При этом государственно-частное партнерство поможет эффективно использовать финансовые ресурсы, опыт и профессионализм частного сектора при сохранении государственного контроля над активами социальной сферы. На основе анализа непокрытой потребности в ресурсах для ускоренного развития социальной сферы предложены: запуск новых механизмов финансовой поддержки из федерального бюджета и увеличение объемов бюджетного финансирования для целей предоставления «бюджетного плеча» в проектах государственно-частного партнерства; совершенствование законодательства в сфере государственно-частного партнерства для устранения «барьеров» и упрощения процедуры запуска проектов государственно-частного партнерства в образовании и здравоохранении; актуализация документов планирования (изменение действующих документов государственного стратегического планирования), в том числе с целью изменения приоритетов в инфраструктурном развитии и используемых для этого механизмов.

40-49 78
Аннотация

В статье изложены результаты исследования научно-проектной деятельности нефтегазовых компаний, действующих на территории Сибирского федерального округа. Цель исследования – разработка приоритетных направлений инновационного развития научно-проектного комплекса. За гипотезу исследования принято положение о том, что приоритеты инновационного развития научно-проектного комплекса должны быть увязаны с внешними и внутренними отраслевыми вызовами. В качестве исходных данных приняты результаты исследования, выполненных авторами для дочерних компаний ПАО «НК «Роснефть». В ходе исследования выявлен перечень внешних и внутренних технологических и производственных вызовов, стоящих перед нефтегазовой отраслью России, проанализирована научно-исследовательская деятельность институтов, исследования и разработки которых направлены на развитие нефте- и газодобычи в Сибирском федеральном округе, выполнен SWOT-анализ инновационной деятельности научно-проектных комплексов. На основе выявленных вызовов и SWOT-анализа выделены приоритетные направления инновационного развития нефтегазового комплекса. В частности установлено, что для успешного преодоления вызовов, стоящих перед нефтегазовой отраслью, требуется в кратчайшее время реализовать ряд технологических и управленческих преобразований, среди которых развитие компетенций в области интегрированного проектирования, начиная с модели пласта и заканчивая экономическим обоснованием освоения месторождения с использованием в проектах передового оборудования и технологий. Отмечена также необходимость создания отечественного программного обеспечения для нужд геологоразведки, добычи, а также автоматизации управленческой деятельности компаний. Научный вклад проведенных исследований состоит в том, что перспективные направления инновационного развития научно-проектных комплексов отрасли соотнесены с современными внешними и внутренними вызовами, стоящими перед нефтегазовой отраслью.

50-59 109
Аннотация

Целью работы является обоснование необходимости перехода к стратегическому управлению интеллектуальной собственностью в контексте современного состояния, целей и задач инновационного развития российской экономики, сформулированных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017–2019 гг., а также в контексте Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г. Основными критериями успешной интеграции российской инновационной экономики в мировую должны стать участие российских организаций в процессах глобального аутсорсинга в качестве носителей передовых технологий, а также доля России в общемировой системе приращения и использования нового знания – «копилке» новых изобретений и иных создаваемых интеллектуальным трудом объектов промышленной собственности. Процесс разработки стратегий управления интеллектуальной собственностью инновационной организации для обеспечения технологического лидерства в выбранных направлениях развития науки и технологий заслуживает специального исследования. Рассмотрено экономическое содержание интеллектуальной собственности как нематериального капитала, а также ее роль как фактора создания уникальных конкурентных преимуществ и обеспечения долгосрочной конкурентоспособности инновационной организации на основе технологического лидерства. Выполнен анализ спектра инновационных стратегий при помощи матрицы «уровень новизны инноваций – спрос на результаты интеллектуальной деятельности». С использованием данных российской и международной статистики в сфере инновационной деятельности проведена выборочная сравнительная оценка инновационных ресурсов России и стран-лидеров современного рынка интеллектуальной собственности. Определены этапы перехода к стратегическому управлению интеллектуальной собственностью инновационных организаций, основанные на рекомендациях Всемирной организации интеллектуальной собственности и опыте российского бизнеса.

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

60-65 62
Аннотация

На развитие современной экономической теории оказывают влияние разнообразные факторы внешней и внутренней среды. К факторам внешней среды относят: изменения в практике хозяйствования экономических субъектов, глобальной экономике, институциональной среде, технологические изменения. К факторам внутренней среды относят: изменения в сфере научного познания в целом, а также изменения в методологии самой экономической науки. Главной движущей силой развития экономической теории является эволюция экономических парадигм, которая влияет на методологический выбор исследователей, их научное мировоззрение. Важной составляющей хозяйственной деятельности людей являются экономические коммуникации, сущность и содержание которых пока недостаточно изучены с теоретической точки зрения. Так как экономические коммуникации тесно связаны с поведением экономических агентов, что сказывается, в свою очередь, на результатах хозяйственной деятельности, их исследование является актуальной задачей. Предмет исследования – взаимосвязь экономических парадигм и представлений о сущности экономических коммуникаций. Цель статьи – изучение влияния эволюции экономических парадигм на развитие научных представлений об экономических коммуникациях. В работе применены следующие методы: рациональной реконструкции науки, сравнительного анализа, научной абстракции и другие. Выявлена взаимосвязь между эволюцией экономических парадигм, теорий поведения экономических агентов и пониманием роли экономических коммуникаций в хозяйственной деятельности. Авторы исследовали экономические коммуникации в контексте теории полной, ограниченной, процедурной рациональности, органической иррациональности, а также в контексте теории продуктивного потребления. Основные научные результаты заключаются в выявлении особенностей в понимании сущности экономических коммуникаций с точки зрения различных теорий. Полученные результаты являются базой для исследования системных и гуманистических оснований экономических коммуникаций, а также для разработки рекомендаций по совершенствованию экономических коммуникаций.

66-71 63
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы товарной сертификации в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе. Объектами исследования являются экономические системы Европейского союза и Евразийского экономического союза. Область исследований – теоретические основы мониторинга развития экономических систем, указанных объединений. План соглашения об экономическом сближении Европейского союза и Евразийского экономического союза сегодня, по мнению авторов, кажется фантастическим. Связи России и Евросоюза в настоящий момент находятся в значительном кризисе. Сотрудничество в экономической области сокращается в условиях взаимных санкций. Вместе с тем, авторы полагают, что Европейский союз способен сыграть основную роль в решении вопросов совершенствования государств – членов Евразийского экономического союза, прежде всего в экономическом масштабе. Роль российского лимита на импорт продовольствия показал степень взаимозависимости во внешней торговле и заинтересованность европейских компаний в нормализации коммерческих и экономических отношений. Страны мирового сообщества, в том числе и Россия, подтверждают единство своих взглядов к процессу гармонизации стандартов, понимая, что на практике гармонизированные стандарты гарантируют качество продукции и услуг, экологичность производств и товаров, безопасность труда, функциональную совместимость продукции и, при необходимости, ее взаимозаменяемость. В связи с этим актуален вопрос гармонизации европейских и российских эталонов соответствия, оформления документации по сертификации и оценке соответствия и качества экспортируемой и импортируемой продукции, механизма управления качеством работ и услуг. В статье проанализированы правила сертификации в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе, рассмотрены маркировки СЕ, ЕАС и проблемы, возникающие при нанесении этих символов, исследовано влияние внешних (требования рынка, конкуренция) и внутренних (организационные, экономические и т. д.) факторов на развитие рынков, размещение производительных сил, повышение эффективности общественного производства. Сделан вывод о том, что стандартизацию следует воспринимать как результативный элемент механизма управления качеством продукции, работ и услуг. Это подтверждается тем, что создание и применение гармонизированных стандартов позволяет приблизиться к ориентирам устойчивого развития и своевременно удалить с повестки дня многие вызовы современности.

72-76 100
Аннотация

Не только долгая история китайско-российской экономической коммуникации, но и удачные сроки, географическое удобство и хорошие человеческие отношения помогают создать прочную основу для современного сотрудничества между Китаем и Россией, а также предоставляют предпринимателям подходящие возможности для глобальной работы на российском и китайском рынке. В статье исследованы некоторые новые тенденции в предпринимательстве, которые наблюдаются как в Китае, так и в России. Выявлены причины, лежащие в основе этих новых тенденций. Изучены правовые основы развития китайско-российских торгово-экономических отношений. Рассмотрена двусторонняя торговля России и Китая с внедрением инновационных технологий. Проанализирована работа китайских предпринимателей в России. Дана оценка российского рынка и его потенциала китайцами. Описаны заключение двусторонних китайско-российских соглашений, создание совместных предприятий, а также трудности, с которыми приходится сталкиваться китайским бизнесменам в России. Исследована работа российских предпринимателей в Китае. Показаны возможности для ведения бизнеса россиянами в Китае. Отмечена заинтересованность китайского правительства и деловых кругов в российских инвестициях, двустороннем экономическом и культурном сотрудничестве. Китайцы рассматривают такие хорошие отношения между Китаем и Россией как «медовый месяц». В рамках «медового месяца» хочется верить, что китайские и российские предприниматели воспользуются предоставленной возможностью, расширяя трансграничные связи в сфере электронной торговли, содействуя техническому обмену и создавая беспроигрышную ситуацию как для китайцев, так и для россиян.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ

77-85 117
Аннотация

Для успешной реализации грандиозных социально-экономических целей, изложенных в Послании и майском (2018 г.) Указе Президента В. В. Путина, в том числе войти в топ-5 крупнейших экономик мира, уменьшить уровень бедности у 10 млн россиян, необходимо, по мнению авторов, создать комфортные условия для ведения бизнеса в нашей стране, снизить, а по возможности искоренить рейдерство и коррупцию. Это очень сложная задача, и ее невозможно решить без тесного взаимодействия власти и бизнеса. Цель статьи – исследование проблем взаимодействия бизнеса и власти в свете майского (2018 г.) указа главы государства о прорывном социально-экономическом развитии нашей страны. Чтобы изучить проблемы взаимоотношений бизнеса и власти в России, авторы проанализировали как положительные аспекты, так и недостатки в этой области, в основном связанные с коррупцией, лоббизмом, уголовным преследованием предпринимателей и т. д. Для раскрытия основных аспектов темы использованы также сравнительный, институциональный, статистический и функциональный методы анализа. Применение институционального метода позволило проанализировать роль высшего российского руководства и других органов власти в реализации экономической политики, организации взаимодействия власти и бизнеса. Системный, а также структурный и функциональный подходы способствовали формированию целостного и объективного взгляда на состояние бизнеса, условий его ведения в нашей стране, выявлению как позитивных аспектов, так и существующих недостатков в реализации государственной политики в этой сфере. Метод сравнительного анализа применялся для сравнения объема валового внутреннего продукта России и других экономических показателей с экономиками развитых государств. Результатом исследования стали некоторые практические рекомендации авторов по совершенствованию взаимодействия бизнеса и власти в России, направленного на дальнейшее социально-экономическое развитие нашей страны в условиях ужесточения западных санкций.

86-90 141
Аннотация

В статье теоретически исследованы вопросы эффективности командообразования на современном этапе развития управления персоналом, проанализированы их особенности в современных российских условиях. Рассмотрены наиболее важные и значимые критерии повышения эффективности работы команды, выделены приоритетные виды работ, необходимых для сплочения команды. Определен один из ключевых факторов успеха организации – управление человеческими ресурсами. Актуализирован вопрос о формировании команды и этапах развития команды. Представлена в общем виде схема этапов развития команды для всеобщей эффективности управления персоналом. Каждый из этапов подробно раскрыт и имеет четкую взаимосвязь с развитием команды на этапе адаптации до завершающего этапа расформирования команды, где все интенсивные отношения команды сходят на нет ввиду достижения поставленных целей. Уделено особое внимание наиболее значимым и важным элементам успеха команды ввиду эффективного развития и роста до команды высшего качества. На основе сопоставительного анализа противоречивых подходов к командообразованию выделены объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность командообразования в современном процессе управления персоналом. Отмечена роль руководителя организации в развитии и объединении сотрудников в команду. Сделаны выводы о всеобщей эффективности командообразования в современном процессе управления персоналом, где ведущим фактором эффективности выступает групповое взаимодействие, признание членами команды одновременно и личных, и групповых целей и интересов.

91-95 98
Аннотация

В статье отмечена актуальность оценки технико-экономической эффективности авиационных двигателей и одного из ее основных показателей – прямых эксплуатационных расходов. Установлено их место в обеспечении конкурентоспособности авиатехники на соответствующих секторах рынка. Одним из основных показателей эффективности авиационной техники является ее технико-экономическая оценка. Обозначены существующая в настоящее время жесткая конкуренция между зарубежными игроками авиастроения и сложности сохранения своих позиций у российских авиастроителей. Отмечены особенности зарубежных и отечественных методик и подходов к экономической оценке авиадвигателей и проведен их сравнительный анализ. Выявлены проблемные вопросы при рассмотрении эффективности летательного аппарата в целом и трудности технико-экономической оценки авиационного двигателя как подсистемы воздушного судна. Обозначена необходимость учитывать условие, при котором, если рассматривать летательный аппарат в целом, эффективность его эксплуатации в основном определяется совершенством двигателей силовой установки. Отмечено, что двигатель может выступать на рынке как самостоятельный товар, имеющий рыночную цену. Однако в то же время необходимо учитывать, что авиационный двигатель является подсистемой воздушного судна, поэтому выполнять его технико-экономическую оценку следует, по возможности принимая во внимание характеристики самолета и особенности его эксплуатации, что является непростой задачей и это необходимая процедура, особенно в случае экономической оценки. Обозначена необходимость тщательного выбора показателей эффективности, способствующих получению надежной оценки конкурентоспособности предлагаемого продукта. При этом необходимо придерживаться определенных рамок, а именно при сравнении двигателей-конкурентов технико-экономическую оценку авиационных двигателей следует проводить в рамках одинаковых условий, касающихся эксплуатации и технического обслуживания воздушного судна в целом. Более того, двигатели должны иметь схожие показатели: размерность, установку на самолет одного класса и другие.

96-104 69
Аннотация

Цель данной статьи – выявить основные ситуации, возникающие в практической деятельности автомобильных перевозчиков и импортирующих компаний, при возникновении которых несоответствие предоставленной иностранными поставщиками строительных материалов транспортной тары перевозимому грузу приводит к повышению риска повреждения и уничтожения товаров, а также к срыву сроков доставки импортируемых грузов. Особое место в статье отведено рекомендациям по минимизации рисков, связанных с тарой и упаковкой строительных материалов, доставляемых в Россию из-за рубежа автомобильным транспортом. Отмечено, что в условиях сокращения платежеспособного спроса на жилую и коммерческую недвижимость одним из наиболее распространенных способов снижения затрат на строительство и, как следствие, стоимости недвижимости, является уменьшение расходов на закупочную логистику. Автор обращает внимание на тот факт, что одной из причин возникновения дополнительных издержек на стадии закупки товаров для нужд строительства может стать полная или частичная несовместимость тары и упаковки груза как с самими перевозимыми материалами, так и с транспортными средствами, в которых планируется осуществлять перевозку. В статье рассмотрены особенности базовых номенклатурных групп ввозимых из Европы строительных материалов, подробно проанализированы характеристики используемой при их перевозке транспортной и индивидуальной тары, а также упаковки. Предложен алгоритм согласованных действий поставщика, покупателя, местного перевозчика страны отправления и логистического оператора, который может применяться для сокращения числа связанных с тарой и упаковкой инцидентов во время логистической обработки грузов.

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

105-113 154
Аннотация

В современных условиях реализации исламской модели банковского бизнеса на первый план выходят вопросы повышения эффективности его деятельности и обеспечения долгосрочной стабильности исламских банков. В представленной статье анализируется деятельность исламских банков в посткризисном периоде, причем как в целом мирового исламского банковского сектора, так и в разрезе отдельных стран, в которых исламские банки преимущественно или значительно представлены, а также указываются финансовые риски, которые несут угрозу потерь для исламских банков. Сделан вывод о том, что исламская финансовая система становится одной из важнейших составляющих международной финансовой системы, а исламские банки в рамках мировой финансовой системы становятся все более признанными и конкурентоспособными, поскольку демонстрируют достаточно высокую эффективность и стабильность деятельности, положительный тренд развития. В результате анализа установлено, что исламский банкинг продемонстрировал свою надежность и устойчивость, и в посткризисном периоде и продолжает оставаться в качестве жизнеспособного и эффективного механизма финансового посредничества в условиях нестабильности мировой финансовой системы. Выявлены различия в функционировании и результатах деятельности исламских банков различных стран в рамках единой консолидированной исламской банковской системы, дан сравнительный анализ эффективности деятельности банковских секторов ряда мусульманских стран, показаны направления развития исламского банкинга в них. Сделаны выводы относительно необходимости внедрения исламскими банками эффективных механизмов мониторинга и управления финансовыми и инвестиционными рисками с целью повышения способности противостоять неблагоприятным внешним факторам, поскольку в перспективе, несмотря на положительные тенденции в деятельности исламских банков, существуют потенциальные финансовые риски, обусловленные ростом их текущих расходов, связанных с возможностью потенциального ухудшения качества активов и сокращения уровня прибыли.

114-120 79
Аннотация

Исследование проведено с целью разработки теоретико-методологических подходов к прогнозированию перспективной потребности инновационной экономики в кадрах для обеспечения востребованности сформированного кадрового потенциала. Разработка базовых методик и инструментов расчета потребности инновационной экономики в высококвалифицированных кадрах на долгосрочную и среднесрочную перспективы основана на таких методологических подходах, как системный, деятельностный и компетентностный подходы, а также ситуационный подход; на методологии интерактивной, понимающей и интерпретативной социологии, методологии синергетики, сетевого мышления и социального управления, методологии модального анализа. Выявлен, описан и систематизирован ряд методологических проблем существующей системы обеспечения инновационной экономики в кадрах: прогноз баланса трудовых ресурсов не учитывает изменений условий труда, модернизации производственных фондов и новых технологий; планирование контрольных цифр приема в вузы по программам магистратуры осуществляется в отрыве от реальных кадровых потребностей; отсутствует критериальная система выявления компетентностных потребностей инновационной экономики; назрела необходимость перехода от сценарного подхода прогнозирования потребностей экономики в профессиональных кадрах к подходу «тройная спираль». В статье предложен методический подход к прогнозированию кадровых потребностей инновационной экономики, предусматривающий построение стратегических прогнозов на долгосрочную и среднесрочную перспективу и их ежегодную корректировку на операционном уровне с использованием технологии стратегического форсайтинга. Проведена декомпозиция по видам прогнозов таких характеристик, как: уровень регулирования, предназначение, ключевые определения, методы и подходы, факторы, виды информации, инструменты обеспечения кадровых потребностей на каждом уровне, основные результаты. Такой подход позволит снизить государственные затраты на подготовку кадров и предотвратит «сгорание» невостребованных будущим рынком труда компетенций. Модель взаимодействия рынка труда и сферы профессионального образования, основанная на стратегическом форсайтинге кадровых потребностей, призвана обеспечить самостоятельный, обоснованный профессиональный выбор молодежи сегодня для удовлетворенности и социальной мобильности населения в будущем. Реализация предложенного подхода позволит повысить качество прогнозов кадровых потребностей инновационной экономики и создаст основу для научно обоснованного регулирования развития системы общего, профессионального и дополнительного образования на федеральном и региональном уровне. Это, в свою очередь, будет способствовать достижению максимального соответствия между кадровыми потребностями инновационной экономики и ее сформированным ресурсным потенциалом.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

121-127 85
Аннотация

В статье рассмотрены геополитические воззрения на империю как особый тип государства и политики, закономерности его развития и место империи в теоретических построениях современной геополитики. Империя представляется масштабным экспансионистским, геополитически самодостаточным политическим образованием. При этом в геополитике традиционно выделяют континентальные (теллурократия) и морские (талассократия) империи. Исследования в рамках геополитического подхода фиксируют, что экстенсивный путь распространения имперского могущества влечет за собой недостаток ресурсов по поддержанию имперской системы, достигшей к этому времени своих максимальных пределов. Кризис, связанный с имперским перенапряжением, обозначает предел имперской экспансии, за ним следует падение империи с распадом на несколько мелких политических образований. В геополитическом аспекте империя-государство находится в тесной связи с устремлениями, направленными на доминирование не только по отношению к подчиненной периферии, но и другим менее значимым и мощным участникам международной политики. Способность империи выступать в качестве центра силы может рассматриваться в качестве одного из ее свойств. В целом геополитическая трактовка империи позволяет указывать на ее специфику, но не в качестве государства, а как особого типа политики, направленной на установление господства, содержанием которого выступает концентрация политических ресурсов и исключительное положение государства, образующего имперский центр. Геополитический анализ подчеркивает центральное положение имперской метрополии в координатах отношений центр-периферия, с одной стороны, выступающей в качестве источника политических установок и правил, с другой стороны – сосредоточения политических ресурсов и монопольного политического положения, обеспечиваемого в том числе превосходством в геополитическом позиционировании за счет долгосрочного стратегического планирования и политики.

128-136 63
Аннотация

В статье рассмотрена проблема неотрадиционализма, в том числе российского, на современной эмпирической базе. Автор исследования считает, что неотрадиционализм, как фактор неоконсервативной модернизации, двойствен и иррационален. Поскольку для развития государства важна преемственность политических традиций, то продолжение добрых традиций – этическая основа власти. Новый традиционализм – обновление традиционных старых схем и методов управления. Неотрадиционалистская политическая практика последних лет выявила ряд негативных моментов в политической жизни российского общества: доминирование партии власти, вертикализация власти, адаптация власти при консолидации общества. Обоснована констатация модальности неотрадиционализма в трансформации власти как системообразующего института, предопределившего неоконсервативную модернизацию. Автор исследования убежден, что инерционная модель политического развития показана к посттрадиционному переходному обществу, поскольку обусловлена преимущественно поколенческой сменой элит. В посттрадиционном обществе в условиях кризиса власть, борясь с политической турбулентностью, ради достижения политической стабильности в обществе, применяет не только механизмы политико-правовой регуляции, но и неотрадиционалистские инструменты регулирования. Поэтому возникает необходимость рассмотрения проблемы неотрадиционализма не только в теоретическом аспекте, но и в практическом плане. Политический неотрадиционализм – расширение сферы неформальных отношений. Неотрадиционализм предопределил специфику эволюции власти и управления в контексте страновой идентификации. Неотрадиционализм в системе управления современным информационным обществом двойствен. Демократичность персонифицированной модели управления относительна. Современное информационное общество подготовлено к переходу от моносубъектной модели управления к полисубъектной модели. Неотрадиционализм в онтологическом смысле не противоположен старому изначальному традиционализму, что подтверждает практика. Неотрадиционализм в условиях негативной стабилизации проходит серьезные испытания на этичность.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)