Preview

Управление

Расширенный поиск

Экономические парадигмы и экономические коммуникации

https://doi.org/10.26425/2309-3633-2019-1-60-65

Полный текст:

Аннотация

На развитие современной экономической теории оказывают влияние разнообразные факторы внешней и внутренней среды. К факторам внешней среды относят: изменения в практике хозяйствования экономических субъектов, глобальной экономике, институциональной среде, технологические изменения. К факторам внутренней среды относят: изменения в сфере научного познания в целом, а также изменения в методологии самой экономической науки. Главной движущей силой развития экономической теории является эволюция экономических парадигм, которая влияет на методологический выбор исследователей, их научное мировоззрение. Важной составляющей хозяйственной деятельности людей являются экономические коммуникации, сущность и содержание которых пока недостаточно изучены с теоретической точки зрения. Так как экономические коммуникации тесно связаны с поведением экономических агентов, что сказывается, в свою очередь, на результатах хозяйственной деятельности, их исследование является актуальной задачей. Предмет исследования – взаимосвязь экономических парадигм и представлений о сущности экономических коммуникаций. Цель статьи – изучение влияния эволюции экономических парадигм на развитие научных представлений об экономических коммуникациях. В работе применены следующие методы: рациональной реконструкции науки, сравнительного анализа, научной абстракции и другие. Выявлена взаимосвязь между эволюцией экономических парадигм, теорий поведения экономических агентов и пониманием роли экономических коммуникаций в хозяйственной деятельности. Авторы исследовали экономические коммуникации в контексте теории полной, ограниченной, процедурной рациональности, органической иррациональности, а также в контексте теории продуктивного потребления. Основные научные результаты заключаются в выявлении особенностей в понимании сущности экономических коммуникаций с точки зрения различных теорий. Полученные результаты являются базой для исследования системных и гуманистических оснований экономических коммуникаций, а также для разработки рекомендаций по совершенствованию экономических коммуникаций.

Об авторах

Петр Ваврош
Университет финансов и управления
Чехия
канд. экон. наук


Радим Валенчик
Университет финансов и управления
Чехия
канд. экон. наук


Ондрей Рубаль
Университет финансов и управления
Чехия
канд. экон. наук


Светлана Леонидовна Сазанова
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
Россия
канд. экон. наук


Список литературы

1. Ариели, Д. Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом / Д. Ариели. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 296 с.

2. Канеман, Д. Думай медленно… решай быстро / Д. Канеман. М.: АСТ, 2014. 336 с.

3. Клейнер, Г. Б. Рациональность, неполная рациональность, иррациональность: психологические факторы / Г. Б. Клейнер // В кн.: Homo institutius − человек институциональный. / Под ред. д.э.н . О. В. Иншакова. Волгоград: ВолГУ, 2005. С. 220−236.

4. Клейнер, Г. Б. Три вопроса к политэкономии (попытка системной ретроспекции) / Г. Б. Клейнер // Вопросы экономики. 2018. № 8. С. 118−127.

5. Сазанова, С. Л. Современная поведенческая парадигма и принятие управленческих решений / С. Л. Сазанова // Институциональная экономика: развитие, преподавание, приложения. Сборник статей V Международной научной конференции. / Под ред. Г. Б. Клейнера. М.: Издательский дом ГУУ, 2017. С. 276−280.

6. Jurásek, M. Politicko-ekonomická reflexe současného stavu globální společnosti. Politická ekonomie − teorie, modelování, aplikace / M. Jurásek, V. Leinweber, R. Valenčík. Praha: Vysoká škola ekonomická, 2016. Roč. 64. Č. 2. S. 218−236.

7. Kahneman, D. A Prospect theory: Decision making under risk / D. Kahneman, A. Tversky // Econometrica. 1979. Vol. 47. No. 2. P. 263−292.

8. Roubal, O. Maximizers and satisficers in consumer culture changes / O. Roubal // Communication Today, FMK UCM − Trnava: Fakulta masmediálnej komunikácie Univerzity sv. Cyrila a Metóda. 2018. Roč. 9. Č. 2. S. 38−54.

9. Roubal, O. The duality of hedonism in the ambivalent world of polarities / O. Roubal // European Journal of Science and Theology. Technical University of Iasi. 2019. Roč. 15. Č. 1. S. 203−213.

10. Soumyananda, D. Inclusive growth through creation of human and social capital / D. Soumyananda // International Journal of Social Economics. Bradford. 2014. Vol. 41. No. 10. P. 878−895.

11. Steger, T. M. Productive consumption, the intertemporal consumption trade-off and growth / T. M. Steger // Journal of Economic Dynamics & Control. Amsterdam. 2002. Vol. 26. No. 6. P. 1 053−1 068.

12. Stillerman, J. The sociology of consumption: A global approach / J. Stillerman. Cambridge: Polity Press, 2015.

13. Valenčík, R. (ed.) Ekonomie produktivní spotřeby: Teoretický základ analýzy role odvětví produktivních služeb bylo přiděleno. Vydání první, Praha, 2019.


Для цитирования:


Ваврош П., Валенчик Р., Рубаль О., Сазанова С.Л. Экономические парадигмы и экономические коммуникации. Управление. 2019;7(1):60-65. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2019-1-60-65

For citation:


Wawrosz P., Valenchik R., Roubal O., Sazanova S. Economic paradigms and economic communications. Upravlenie. 2019;7(1):60-65. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2309-3633-2019-1-60-65

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)