НАУЧНАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ
Развитие науки и образования сопровождается возникновением потребности включить в них новые знания, естественно возникающие в теории и практике экономики. В высшем учебном заведении это проявляется во включении новых дисциплин в образовательную программу, в создании новых кафедр, обеспечивающих преподавание этих дисциплин. Необходимо убедительно обосновать выделение новой дисциплины, разработать ее содержание, которое отражало бы практические потребности в новых знаниях и их научную значимость, научные основания. Кафедре научных основ управления производством, которая формировалась по инициативе ректора Московского инженерно-экономического института, доктора экономических наук, профессора Олимпиады Васильевны Козловой, в 1960-е годы пришлось решать эти задачи. Эта составило большую и трудную работу по формированию концепции управления как нового научного направления в складывающемся комплексе социально-экономических наук, отражающих как потребности развития производства, так и тенденции развития научной мысли.
Систематизируя фундаментальные организационные положения, современная наука представляет основы устройства и взаимодействия в любой изучаемой сфере. В свою очередь, представляемая формой, раскрываемая содержанием, классифицируемая и детерминируемая организация становится необходимой основой построения любой науки и каждой дисциплины. Общие организационные начала формирования и развития системы знаний, а, значит, и действий обосновывают и представляют разнообразные научные школы, основываясь на едином понимании их организации. Формирование организационного направления научной школы теории управления определяет область основополагающих представлений о порядке, формах, структурах, процедурах и методах построения, оформления и отражения всех существующих и представляемых процессов и систем.
Исследования, проводимые на кафедре теории управления, развивают ранее выполнявшиеся преподавателями кафедры теоретические работы. Грант, полученный кафедрой от министерства образования, способствовал подготовке и выпуску учебника, практикума и сборника в таблицах и схемах по дисциплине «Организационное поведение». В развитие этого направления был подготовлен и выпущен учебник по обновленной дисциплине «Теория организации и организационное поведение». Все это обусловило необходимость модернизации теоретико-методического обеспечения освоения компетенций, преподаваемых кафедрой учебных дисциплип, содержание которой представлено в настоящей публикации.
Самоуправление сегодня представляет собой качественно новое явление, сохранившее, по существу, лишь старое название в новых условиях разгосударствления собственности и приватизации предприятий, стремительного развития его частных форм, как релевантной части мер по переходу к рыночным отношениям. Самоуправление как явление социальной жизни было всегда, на каких бы этапах развития не находилось общество. Внешне самоуправленческие отношения представлялись разными формами, это означает, что за различием форм надо видеть единообразие сути. У разных народов в разных странах, да и одного и того же народа в разные исторические периоды, различными были общественные роли субъектов и объектов, как управления, так и самоуправления, их социальный, морально-этический и правовой статус, а, значит, и отношения с органами государственной власти и управления.
В статье обоснована необходимость формирования и применения организационно-экономических механизмов, способствующих укреплению духовно-нравственных компонентов в управленческой среде. Особое внимание уделено взаимодействию организаций как основы ценностного управления социально-экономическими системами. Статья написана по материалам, полученным в результате выполнения НИР в рамках госзадания Министерства образования и науки РФ
Рассмотрен научный вклад кафедры «Теория управления» в разработку концепции управления знаниями. Кафедра одна из первых в нашей стране начала изучение нового направления менеджмента, включая проведение научных исследований, создание первых учебников, обучающих программ, разработку новой учебной дисциплины «Управление знаниями», публикацию научных статей и монографий в новой области менеджмента.
В статье проанализированы актуальные направления развития научной школы теории управления, особое внимание уделено проблемам культурного содержания, функционального управления и процессам разработки, принятия и реализации управленческих решений. Автор исследует самые важные проблемы в области современного управления и приходит к выводу, что современный менеджмент нуждается в систематизации, а иногда и в переосмыслении взглядов.
НАУКА УПРАВЛЕНИЯ – ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
В статье описаны основные события и результаты возникновения, становления и развития научной школы теории управления. Оцениваются место, роль, вклад научной школы Государственного университета управления в совершенствование и развитие теории и практики управления народным хозяйством России.
Статья посвящена деятельности лаборатории «Мастерская сценического действия в управлении» кафедры Теории управления по формированию сценической методологии в управленческом образовании. Обращение к этой практике дает современному управленцу шанс быть целостным в действии и эффективно работать в современной кризисной ситуации. Сценическое пространство игры становится площадкой формирования организационно-управленческой позиции в ситуации неопределенности, а также освоения ресурса органичного действия – собственной телесности (тела и голоса). Сценическая методология открывает иной горизонт управленческого образования на пути к органичному управлению.
Будучи структурным подразделением вуза, кафедра осуществляет учебную, методическую, научно-исследовательскую деятельность, подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. Все эти виды деятельности являются неповторяемыми, интеллектуально наполненными, требуют высокой творческой активности, следовательно, находятся в прямой зависимости от человеческого фактора. Основная деятельность кафедры связана с необходимостью генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь. В систему организации этой деятельности входят выявление, привлечение, удержание и стимулирование творческих работников, создание всех условий для их использования. Поэтому первоочередное значение приобретает воспроизводство научного потенциала кафедры. Главным источником и носителем знаний, новых научных идей и концепций является творческий коллектив. Поэтому наиболее важным аспектом становится создание условий для привлечения молодых специалистов. Этой задаче отвечает деятельность кафедры по подготовке научных и научно-педагогических кадров.
Планирование, подготовка, защита докторской диссертации не случайно представляется большинству сторонних наблюдателей исключительно сложной, трудоемкой, длительной задачей, постановка и решение которой доступны далеко не каждому исследователю, тем более занятому серьезной практической деятельностью руководителю. Средства массовой информации, в том числе зарубежные, устойчиво формируют представление о том, что научные степени руководителей крупных государственных ил бизнес организаций далеко не всегда стали результатом их деятельности. Конкретный рассказ о том, как, в рамках научной школы теории управления кафедры теории организации и управления Государственного университета управления была подготовлена и защищена диссертация доктора экономических наук действовавшим префектом Юго-Восточного административного округа города Москвы Зотовым Владимиром Борисовичем, дает исчерпывающий ответ на этот вопрос.
КОРПОРАТИВНЫЙ ПОРТРЕТ
В статье проанализирована роль доктора экономических наук, профессора кафедры теории управления, заслуженного деятеля науки РФ З.П. Румянцевой в развитии теории и практики отечественной школы управления; вклад в подготовку научно-педагогических кадров. Приводится широкий спектр реальных примеров, профессиональных характеристик, индивидуальных оценок ее совместной работы с аспирантами и учениками в рамках становления и развития научной школы теории управления. Авторы делятся личными наблюдениями и впечатлениями, сложившимися у них в ходе подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук под непосредственным научным руководством Зинаиды Петровны Румянцевой.
В статье представлено краткое описание наиболее характерных черт основателей, последователей, учеников научной школы кафедры теории управления Государственного университета управления, работавших на ней в течение 50 лет ее деятельности. Сегодняшний коллектив кафедры с благодарностью вспоминает вклад этих замечательных ученых и практиков в формирование, становление и развитие первой в стране научной школы теории управления.
ISSN 2713-1645 (Online)