Top.Mail.Ru
Preview

Управление

Расширенный поиск
Том 6, № 4 (2018)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

4-9 5420
Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам мотивации работников государственных органов в Российской Федерации. Человеческий фактор является основным элементом производительности труда и увеличения эффективности деятельности организации. Важнейшим направлением повышения эффективности государственной гражданской службы является разработка комплекса по совершенствованию работы государственных гражданских служащих. Государственные гражданские служащие - фундамент государственного аппарата. В современных условиях эффективное функционирование государственного аппарата невозможно без активного участия государственных служащих в достижении национальных целей и задач. Результативность деятельности государственных служащих во многом зависит от их заинтересованности в исполнении служебных обязанностей на высоком уровне. Одним из методов повышения эффективности государственной гражданской службы может выступить грамотно разработанная система мотивации. В целях недопущения рассогласования в понимании системы мотивации автором сформирован основной понятийный аппарат по теме. Установлено, что основным средством управления мотивацией государственных служащих в России в настоящее время являются денежные выплаты. Автором приведены составляющие денежного содержания государственного гражданского служащего. Обоснована необходимость проведения реформы заработной платы государственных служащих. По результатам проведенного автором исследования сформулированы возможные направления совершенствования трудовой деятельности государственных гражданских служащих. Выработаны предложения по совершенствованию государственной службы в Российской Федерации, в первую очередь предлагается внедрение трудового договора по принципу «эффективный контракт». Установлено, что в отношении каждого государственного служащего при заключении эффективного контракта должны быть детализированы его функционал, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Предложены основные критерии оценки деятельности государственных гражданских служащих.
10-15 611
Аннотация
Целью настоящей статьи является построение прогнозов развития Казанской, Набережночелнинской и Альметьевской агломераций, расположенных на территории Республики Татарстан. Формирование агломераций в течение нескольких последних лет прочно заняло место одной из основных стратегических целей развития нашей страны. По прогнозам, почти 80 % прироста валового внутреннего продукта до 2020 г. будут обеспечивать именно агломерации. В связи с этим особенно актуальным является изучение существующих агломераций с позиции достигнутого и будущего уровня развития. В статье приведены результаты анализа состояния указанных агломераций за последнее десятилетие, на основании которых были рассчитаны прогнозы развития данных агломераций на среднесрочную перспективу до 2020 г. Использованы метод наименьших квадратов и метод скользящей средней, сравнение полученных результатов позволило сделать наиболее точные прогнозы. При использовании каждого из методов также проведен анализ средней относительной ошибки прогноза. Сравнительный анализ ситуации и прогнозов развития агломераций показал, что наиболее развитой можно считать Казанскую агломерацию, в которой большинство оцениваемых показателей демонстрируют рост. Набережночелнинская и Альметьевская агломерации пока отстают от Казанской по некоторым показателям, прежде всего демографическим. В целом все три изученные агломерации при формировании планов своего развития должны акцентировать свое внимание прежде всего на таких факторах, как коэффициент миграции, объем инвестиций в основной капитал на душу населения, валовой территориальный продукт на душу населения. Проведенный анализ позволил выявить основные тенденции в развитии каждой агломерации, а также сформулировать рекомендации по управлению развитием данных агломераций.

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ

16-20 1590
Аннотация
Рассмотрена возможность увеличения туристопотока в российские регионы на основе развития ивент-туризма. Показаны преимущества развития ивент-мероприятий для принимающего региона. Выделены виды данного туризма: фестивали, карнавалы, парады, празднования; конференции, форумы, симпозиумы, круглые столы; семинары, тренинги, курсы повышения квалификации; спортивные соревнования; концерты, показы фильмов, театральные постановки; юбилеи, свадьбы, торжества; выставки, ярмарки, торговые шоу, презентации, открытия предприятий, приемы, мероприятия, связанные с продвижением торговой марки и т. д. Проанализированы проблемы современного развития въездного иностранного туризма в Россию, снижение доли иностранных туристов, самостоятельная организация отдыха в России без привлечения туристических компаний, короткий срок пребывания в стране. Выявлено, что основным источником развития российского туризма в настоящее время является внутренний туризм. Это свидетельствует о перспективности развития рынка ивент-мероприятий для привлечения туристов в российские регионы. На конкретных примерах из опыта проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г. показано позитивное влияние ивент-туризма на рост доходности сферы гостиничных услуг. Анализ проведения Чемпионата мира по футболу в Санкт-Петербурге выявил также, что не все регионы России показали ожидаемый рост доходности. Это свидетельствует о необходимости серьезных маркетинговых исследований потребительского спроса на проведение ивент-мероприятий. Приведен позитивный опыт развития туризма в отдельных регионах России: в Санкт-Петербурге и Владимирской области, которые активно используют различного рода фестивали и праздники для привлечения российских и зарубежных туристов с целью увеличения доходов региональных объектов гостинично-туристической отрасли и пополнения местного бюджета.
21-28 1434
Аннотация
Доля расходов государства на создание и развитие инфраструктурных проектов в сфере физической культуры и спорта, по многим экспертным оценкам, в настоящее время в России остается невысокой, и в условиях текущих кризисных явлений не покрывает существующей потребности. В этой связи остается открытым вопрос повышения эффективности использования бюджетных средств и стимулирования притока частных инвестиций в обозначенную сферу. В статье проанализирована российская практика реализации государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта. Исследованы формы государственно-частного партнерства в обозначенной сфере, тенденции развития и меры государственной поддержки, существующие как на общем федеральном, так и на региональном уровнях. На основе анализа реализуемых проектов, а также правовых механизмов, обеспечивающих права инвесторов в Российской Федерации, сделаны выводы о необходимости совершенствования механизмов поддержки государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта, при этом целесообразно определить прозрачные и однозначные критерии выделения государственных средств. Основной целью статьи автор ставит обобщение и систематизацию применяемых механизмов государственной поддержки частных инвестиций в спортивной индустрии. Поскольку при реализации таких проектов необходимо учитывать специфику указанной сферы, исследованы современные тенденции в развитии предпринимательства в спортивной сфере. Сделан вывод, что при взаимодействии предпринимательства в сфере физической культуры и спорта с государством должен достигаться баланс между частными интересами предпринимательства и социальными задачами, которые ставятся и должны решаться в интересах развития общества.

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

29-34 1284
Аннотация
Современные условия, вызванные нестабильной геополитической и экономической ситуацией в стране и мире, стимулируют проведение научных исследований в области обеспечения экономической безопасности предприятий высокотехнологичных отраслей, таких как авиационная, космическая, оборонная промышленность. Изучение данного вопроса позволит разработать эффективный механизм обеспечения экономической безопасности предприятия с учетом специфики деятельности предприятий высокотехнологичных отраслей в условиях неопределенности. В статье рассмотрены проблемы текущего состояния экономической безопасности на предприятиях авиационной отрасли. Актуальность данного исследования подтверждается тем, что в условиях активной интеграции между предприятиями внутри страны, а также в рамках межгосударственного сотрудничества по ряду авиационных проектов развитие связей между предприятиями несет определенные риски, оказывающие существенное влияние на состояние экономической безопасности предприятий в целом и реализацию авиационных проектов в частности. В таких условиях предприятиям необходимо управлять экономической безопасностью. Авторами задачу управления безопасностью предложено решать в единой системе управления рисками предприятий авиационной отрасли. Обосновывается роль и место риск-менеджмента в процедуре обеспечения экономической безопасности и стабильного устойчивого развития предприятия с учетом специфики управления рисками авиационных предприятий. Решение проблемы обеспечения экономической безопасности на уровне предприятий является приоритетной, особенно, если учесть, что этот уровень безопасности в настоящее время методологически наименее изучен. Управление рисками это неотъемлемая часть обеспечения безопасности предприятия, главной задачей которого является обеспечение предсказуемости прогнозируемых результатов.
35-39 671
Аннотация
В современных условиях большое значение приобретает понятие «сбережения граждан» и их влияние на экономическую ситуацию в стране, что в большей степени зависит от правильности их управления. Сбережения выступают источником финансового богатства граждан, которое проявляется не только в денежной форме, но и в материальных и нематериальных активах. В статье выявлены концептуальные подходы к определению категорий «сбережения граждан» и «управление». Отмечено, что в большинстве научных источников сбережения рассматривают с точки зрения индивида, но при этом не учитывают значимость сбережений в экономическом росте страны. На основании выявленных подходов дано авторское определение категории «сбережения граждан». Систематизация теоретических аспектов различных источников отечественной и зарубежной литературы позволила понять, что не существует определения категории «управление сбережениями граждан». На основе обобщенного мате-риала дано авторское определение «управление сбережениями граждан». Определены группы форм сбережений. Представлены результаты исследования динамики вкладов (депозитов) населения в рублях и в иностранной валюте в период с 2014 г. по 2017 г. Выявлено, что население формирует свои сбережения в любых условиях, в независимости от экономической, политической и социальной ситуации в стране. Данное формирование сбережений в большей степени зависит от потребностей населения, что приводит к изменению объема, форм и видов сбережений в зависимости мотивации и внешней среды. Отмечено, что сбережения граждан являются важнейшим инвестиционным потенциалом страны и дополнительным неинфляционным источником средств для экономики.
40-46 664
Аннотация
Исследованы современные тенденции инвестирования средств пенсионных накоплений граждан, переданные в доверительное управление государственной управляющей компании «Внешэкономбанк», негосударственным пенсионным фондам и частным управляющим компаниям за период с 2005 г. по 2017 г. Прослежена динамика рыночной стоимости их инвестиционных портфелей. Выделены основные периоды сходной динамики прироста стоимости анализируемых инвестиционных портфелей. Выявлены основные факторы, определившие данную динамику. Представлена структура инвестирования пенсионных накоплений данными субъектами в различные виды активов: государственные и корпоративные ценные бумаги, депозиты и счета кредитных организаций. Оценена динамика изменения структуры активов за период с 2005 г. по 2017 г., а также стратегия инвестирования каждого из субъектов инвестирования пенсионных накоплений за анализируемый период. Эффективность инвестирования пенсионных накоплений рассмотрена не только с позиции защиты пенсионных накоплений от инфляционных потерь, но и с точки зрения убыточности деятельности государственной управляющей компании «Внешэкономбанк», негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний. Приведены данные об общей сумме убытков по результатам инвестирования за исследуемый период. Сделаны выводы о соотношении доходности и риска вложения пенсионных накоплений в различные виды активов. В результате проведенного исследования выявлены ключевые тенденции развития системы обязательного пенсионного страхования при осуществлении функций доверительного управления государственной управляющей компании «Внешэкономбанк», негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний средствами пенсионных накоплений граждан за 13-летний период с момента начала доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ

47-54 723
Аннотация
С позиции современной теории антикризисного управления и теории управления системами в целом выдвинута гипотеза наличия критической точки в развитии социально-экономической системы. В зависимости от остроты кризиса, ограниченности ресурсов и времени рассмотрена связь степени управляемости и разрушаемости системы. Степень кризиса влияет на пополнение ресурсной массы системы, как следствие, имеющийся дефицит времени и ресурсов приводит к потере управляемости и одновременно к росту вероятности разрушения. При этом если в определенный момент начать реализацию антикризисных мероприятий, то дастся сохранить контроль над управляемыми процессами, уменьшить потери от кризиса и сохранить устойчивость социально-экономической системы. Обратная связь функций управляемости и разрушаемости позволяет определить критическую точку кризисных процессов в социально-экономической системе. Постоянный мониторинг и оценка положения критической точки способствуют прогнозированию, ранней идентификации кризисных процессов, заблаговременной подготовке к ним в целях устойчивого и непрерывного функционирования социально-экономических систем различных уровней. Индикатор мониторинга является основой построения системы антикризисного мониторинга. Такой параметр должен быть интегральным показателем, пред-ставленным совокупностью переменных, каждая из которых отражает состояние предприятия с различных сторон. Данный индикатор позволяет оценить вероятность разрушения предприятия и определить место на траектории его развития. Одним из вариантов определения разрушаемости системы в статье предложено использовать модели оценки банкротства. Развиты положения теории антикризисного управления по нахождению критической точки кризисных процессов в социально-экономических системах.
55-61 1590
Аннотация
Рассмотрены вопросы управления и финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных и частных учреждений. Преимущественно речь идет о государственных и муниципальных учреждениях, которые, в отличие от частных, делят на типы (автономные, бюджетные и казенные). Каждый из типов обладает рядом уникальных черт, как сильных, так и слабых. Главным образом тип учреждения обусловлен его сферой детальности и целью, ради которой оно создано. Наиболее прогрессивным типом считается автономное учреждение. Оно обладает большей свободой финансово-хозяйственной деятельности (может открывать не только лицевые счета в казначействе, но счета в кредитных организациях, осуществляет закупки на основании положения, утверждаемого наблюдательным советом и проч.) и имеет коллегиальный орган в лице наблюдательного совета, состоящий из представителей органов государственного и муниципального управления, работников и независимых специалистов. Наиболее скованы действия казенных учреждений, создаваемых для выполнения работ и исполнения государственных (муниципальных) функций. Средней свободой наделены бюджетные учреждения, созданные для выполнения государственного (муниципального) задания в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки, социальной защиты, занятости населения, физической культуры, спорта и иных областях. К ним относится основная часть детских садов, школ, домов культуры, театров, музеев, досуговых центров, спортивных клубов и школ, поликлиник, больниц, диспансеров, высших учебных заведений, научных институтов. Бюджетные учреждения получили наибольшее распространение в России как на федеральном, так и региональном (субъектов федерации) и муниципальном уровнях.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ

62-66 1387
Аннотация
В статье рассмотрены основные тенденции, которые будут характерны для всей отрасли гостеприимства в ближайшие годы: использование мобильных платежей, изменение приоритетов у современного потребителя, экологичность мышления у потребителя, индивидуализация услуг в гостиницах, наличие чат-ботов, создание умных и велнес-номеров с использованием голосовой активации и интернет команд, установка в гостиницах цифровых киосков, самостоятельная регистрация и вы-писка гостя с помощью информационных технологий, цифровое оснащение номерного фонда отелей, использование мобильного телефона в качестве замка к номеру, наличие в гостиницах интерактивных новинок социальных сетей, использование СМС-уведомлений в программе лояльности, активное использование интернет-маркетинга. Приведены примеры гостиниц, которые уже активно внедряют современные инновации в практику хозяйствования. Показано значение индивидуализации услуг в средствах размещения на примере исследования опыта международных гостиничных сетей. Исследован опыт гостиничных сетей по формированию уровней программ потребительской лояльности, а также условия получения и привилегии держателей карт Marriott Rewards. Выявлены основные принципы, которых гостинице необходимо придерживаться для удержания потребителя и обеспечения повторных посещений: обращение к каждому гостю по имени, сбор у гостей контакт-ной информации и e-mail, стимулирование гостей для написания отзывов, изучение предпочтений и требований гостей, предоставление качественного сервиса, предпочтительно прямое бронирование. Разработаны рекомендации для гостиничного менеджмента по созданию программ повышения потребительской лояльности, а также сформирован комплекс технических новинок, на внедрение которых отелям в ближайшее время необходимо обратить особое внимание.

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

67-73 707
Аннотация
Исследованы данные статистики по объему реализации продукции четырехсот ведущих российских компаний, консолидированные медиахолдингом «Эксперт» в преддверии принятия распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Основной целью программы является процесс трансформации вещной экспортно-ориентированной экономики России в цифровую. Процесс такой трансформации предполагает, что валовой внутренний продукт должен формироваться за счет производства в основном «виртуальных» товаров. Таким образом, цифровизация экономики подразумевает переориентацию производительных сил общества с производства и преобразования материальных объектов на сферу производства и преобразования числовых массивов, которые хранятся, обрабатываются и передаются посредством современной информационно-технологической инфраструктуры. Насколько готова экономика и промышленность Российской Федерации к такой трансформации, каково базовое состояние общественных и производительных сил поддержать процесс трансформации вещной экспорт-но-ориентированной экономики в цифровую, можно косвенно оценить по объему реализации ведущих отечественных компаний. Подразумевается, что чем выше доля объема реализации информационно-технологически ориентированных производств и компаний в совокупном объеме ведущих отечественных компаний, тем выше степень трансформации ресурсно-ориентированной и материалоемкой экономики в экономику цифровую. Если считать, что банковские услуги составляют основную часть современной цифровой экономики наряду с информационно-технологическими компаниями и компаниями по передаче мобильных данных, то их доля по сравнению с ресурсодобывающими компаниями первой десятки ведущих российских компаний составит более трети (34 %) объема реализации, что позволяет говорить об уверенном процессе цифровой трансформации российской экономики.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

74-79 604
Аннотация
Экологический кризис, который так внезапно поразил место обитания человека, внес значительные коррективы во взаимоотношения природы и человека, вынудил пересмотреть все значимые разработки человеческой цивилизации и крайне актуализировал сегодня социально-экологические проблемы на всех уровнях: региональном, общенациональном, мировом. В связи с этим проблемы экологии, как результат потребительского отношения человека ко всей природной системе, являются на сегодняшний день одними из наиболее обсуждаемых тем и в научных публикациях, и в медиапространстве, и в научном дискурсе. Бездумное, неограниченное удовлетворение растущих потребностей людей привело к необратимому изменению свойств ландшафтов, истощению и потере полезных ископаемых, исчезновению многих видов животного и растительного мира. Нерешенные проблемы в сфере экологии на данный момент отражают реальность ХХI века. Решение возникших экологических проблем зависит не столько от уровня развития производства, науки и техники, сколько от экологической культуры населения, от понимания источников, сущности и путей выхода из сложившейся кризисной ситуации, от участия каждого в сохранении природных ресурсов, минимизации отходов потребления.В статье на основе исследования состояния экологического сознания студенческой молодежи рассмотрена роль экологического образования как фактора формирования культуры, моральных норм во взаимоотношениях с природой, преодоления экологического кризиса. Полученные данные позволили аргументировать выводы о необходимости принципиальных изменений в образовательных программах, ужесточения законодательных норм в сфере природопользования как механизма противодействия вымиранию и гибели цивилизации.
80-85 563
Аннотация
Изучено влияние средств массовой информации на актуальные тенденции политического рынка, сделан вывод о возникновении так называемых медиафакторов, то есть факторов воздействия средств массовой информации на политику. По мнению автора, эти тенденции появляются на медиарынке самостоятельно, но при этом обладают собственным влиянием на политическую жизнь. По наблюдениям, чаще всего медиафакторы возникают в тех сферах, где средства массовой информации отходят от привычных ролей (например, коммуникативной, идеологической, организующей, социальной и других), что в свою очередь вызвано определенными социальными и экономическими тенденциями. Отдельно и более подробно исследовано влияние медиафакторов на консьюмеризацию политической сферы жизни - тренд, характеризующийся появлением черт экономического рынка в политическом процессе. Отмечено, что благодаря этой тенденции политический рынок отчасти начинает функционировать подобно классическому рынку спроса и предложения, на нем появляются маркетинговые и рекламные технологии. Автором учтены причины возникновения и развития самой консьюмеризации, среди которых политический абсентеизм, деидеологизация, глобализация рынков, экономическая нестабильность. Дано как определение, так и собственная классификация медиафакторов, рассмотрены в общих чертах причины их появления с учетом современного состояния рынка средств массовой информации, происходящих на нем процессов технической модернизации и конвергенции жанров, а также текущей политики по госрегулированию медиаотрасли. Также проанализированы способы и возможности влияния каждого из пяти рассмотренных медиа-факторов на политическую жизнь, в том числе консьюмеризацию. Сделан прогноз дальнейшего развития явления, в частности сделаны выводы о том, что медиафакторы способствуют росту консьюмеристкой тенденции.
86-94 634
Аннотация
Рассмотрены проблемы генезиса и практики российского неокорпоратизма в условиях информационной революции. Неокорпоратизм, сформировавшийся в последней трети ХХ века, проходит серьезное испытание на модальность в начале ХХI века как политико-управленческая концепция. Моральное старение политических идей, доктрин, институций обусловлено характером развития общества, нелинейным процессом политической модернизации. Российский неокорпоратизм (моносубъектность власти (управления)) как антинеокорпоратизм на практике проходит испытание на этичность. В исследовании российского неокорпоратизма автор основывается на анализе политической практики. В политической науке еще не решена дефиниционная проблема в отношении российского неокорпоратизма. Нет ясности в типологической характеристике: демократической или бюрократической. Автор исследования считает российский неокорпоратизм неотрадиционалистским. Такой вывод имеет важное значение для анализа внутренней и внешней политики действующей власти. Практика российского неокорпоратизма обозначила назревшие проблемы управления. В условиях информационной революции и технологической революции традиционалистские и неотрадиционалистские методы управления теряют свою эффективность. В новых реалиях многие принципы неокорпоратизма осмысливаются в современном контексте и по их модальности в политической практике. Назревшие проблемы управления уже нельзя решать апробированными методами управления в меняющихся условиях. Научная новизна исследования: решение дефиниционной проблемы неокорпоратизма, определение инерционнного характера функционирования управленческой системы.
95-102 622
Аннотация
Рассмотрена практика применения публичных слушаний в Московской области при преобразовании муниципальных образований за период 2015-2018 гг. В связи с изменениями в российском законодательстве в последние годы публичные слушания стали обязательным элементом взаимодействия граждан и представителей муниципальных образований при объединении муниципалитетов. Цель статьи состоит в определении фактического влияния граждан, их мнения, внесенных ими предложений, выражения согласия или несогласия по рассматриваемому на слушаниях вопросу на итоговое решение. Для этого проведен анализ протоколов и заключений публичных слушаний, определены основные характеристики данной формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Приведены статистические данные о среднем количестве участников публичных слушаний по вопросам преобразования муниципальных районов в городские округа, времени на подготовку к ним в масштабе 20 муниципальных образований Московской области, результатах голосования граждан, присутствии на слушаниях представителей государственной власти и некоторых других характеристиках. Также проведено исследование аргументации «за» и «против» объединения, определены некоторые противоречия в точках зрения представителей муниципальной власти по вопросам преобразований. По результатам исследования дана оценка публичным слушаниям как форме демократического участия граждан в осуществлении местного самоуправления на основании ее практической реализации в Московской области, определены ситуации, при которых мнение населения способно скорректировать предполагаемый исход преобразований. В частности, сделан вывод о достаточно высоком проценте посещаемости гражданами слушаний, отсутствии в большинстве случаев единого мнения по поводу объединения муниципалитетов у граждан, и, напротив, однозначно положительной оценке преобразований со стороны муниципальной власти. Также пред-полагается, что наиболее редкий сценарий - отмена объединения муниципалитетов под влиянием публичных слушаний - возможен в большей степени для сельских поселений с высокой инициативностью населения.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)
ISSN 2713-1645 (Online)