Социально-психологические механизмы формирования образа специальности в процессе профессионального развития
https://doi.org/10.12737/18788
Аннотация
В статье рассмотрены результаты работы по исследованию социально-психологических механизмов и закономерностей формирования образа специальности в процессе профессионального развития на основе атрибутивных теорий. Приводится определение образа специальности, описывается и обосновывается атрибутивная теоретическая модель образа специальности и ее механизмов: личностной, объектной и средовой атрибуции.
Рассмотрена методика проведения исследования, подробно изложены результаты эмпирического исследования образа специальности у лиц, находящихся на различных стадиях профессионального развития (ученики профильных классов, студенты, работающие по избранной специальности). Приведена структура образа специальности с описанием атрибутивных классов и элементов, их составляющих. Описываются типы атрибутивных механизмов и их сочетания, которые присущи каждому из рассмотренных этапов профессионального развития. Показано, какие из этих механизмов являются наиболее эффективными для формирования адекватной профессиональной картины мира.
Автором также приведены возможные направления оптимизации процесса профессиональной подготовки с участием бизнеса и учебных заведений для наилучшей адаптации молодого персонала в профессиональной среде.
Об авторе
Е. Е. ГусароваРоссия
канд. психол. наук, специалист
Список литературы
1. Андреева Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. – М.,1997.
2. Башмаков В.И. Социология труда: учебное пособие [Текст] / В.И. Башмаков. – М., 1999. – 294 с.
3. Горбаткин Д.А. Теоретическая модель функционирования социально-психологических механизмов в структуре имиджа организации [Текст] / Д.А. Горбаткин // Вестник университета. – 2003. – № 1(6). – С. 36– 48. – (Социология и управление персоналом).
4. Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования [Текст] / Ю.Д. Красовский. – М., 2003. – 367 с.
5. Князев В.Н. Психологические основы ситуационного подхода к управлению песоналом [Текст]: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В.Н. Князев. – М., 1998.
6. Куртиков Н.А. Социальный объект управления – коллектив [Текст] / Н.А. Куртиков. – М., 1977. – 200 с.
7. Сергиенко С.К. Современные отечественные технологии оценки и развития управленческого персонала [Текст] / С.К. Сергиенко. – М.: Книжный мир, 2004. – 206 с.
8. Бурлов А.В. Метод неоконченных предложений в изучении образа культурный человек [Текст] / А.В. Бурлов, Г.Г. Татарова // Социология: 4М. – 1997. – № 9. – С. 5–64.
9. Утлик Э.П. Личность в психологии и менеджменте [Текст]: учебное пособие / Э.П. Утлик. – М., 2003. – 228 с.
10. Филиппов А.В. Современные проблемы психологии управления [Текст] / А.В. Филиппов. – М., 2004.
Рецензия
Для цитирования:
Гусарова Е.Е. Социально-психологические механизмы формирования образа специальности в процессе профессионального развития. Управление. 2016;(1):14-20. https://doi.org/10.12737/18788
For citation:
Gusarova E.E. Socio-Psychological Mechanisms of Specialty Image Formation During Professional Evolution. UPRAVLENIE / MANAGEMENT (Russia). 2016;(1):14-20. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/18788