ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Автор анализирует политику Российской Федерации в сфере внешней трудовой миграции, выявляет особенность формирования российского рынка труда иностранной рабочей силы, акцентируя внимание на его базисной ориентированности на интеграционные модели Евразийского экономического союза и Содружества независимых государств. В статье рассматриваются формирования миграционной политики и указывается ряд проблемных вопросов управления внешней трудовой миграцией, которые автор связывает с несовершенством миграционной системы и особенностями политических процессов на постсоветском пространстве. По мнению автора, такой подход не способствует качественному развитию внешней трудовой миграции, однако является одним из способов лоббирования внешнеполитических интересов на постсоветском пространстве. В свою очередь, центрально-азиатские автократии заинтересованы в максимальном оттоке экономически неудовлетворенных граждан в целях пресечения антигосударственных выступлений. В качестве имеющихся рисков управления внешней трудовой миграции указывается потенциальная возможность роста популярности правых политических сил и дестабилизация российской политической системы. Принимая во внимание необходимость соблюдения баланса интересов национальной безопасности и поддержки лояльных России зарубежных политических элит, автором предлагается разделить управление миграционной сферой на правоохранительную и социально-экономическую части, что требует принятия политического решения властных институтов. Предложенный дуализм, по мнению автора, будет способствовать повышению эффективности противодействия нелегальной миграции, а также активации механизмов присутствия на рынке труда востребованных мигрантов. Как один из инструментов управления миграционными процессами автор выделяет институт международных соглашений, потенциал которого в настоящее время используется не в полной мере.
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ
УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье рассматривается связь управления экономикой с экономическим базисом. Обосновывается тезис, что эффективность экономического управления зависит от наличия экономического идеала, к достижению которого общество будет стремиться. Окружающий человека мир постоянно сохраняет свои сущностные фундаментальные свойства. И в этом качестве он совершенен. Человек духовно полагает себя выше природы. Потенциально он видит себя господином и хозяином природного мира. Однако действуя в природе как самостоятельная свободная сила он постоянно обнаруживает свое несовершенство. В силу ограниченности своих знаний о бесконечно сложной природе всё, что человек создает, – несовершенно. Путь к совершенству есть естественная цель жизни человека на земле. Однако на этом общем пути все народы и их большие группы – цивилизации – движутся по различным дорогам. А в современных условиях эти различия достигли опасной черты – все более обнаруживается противостояние цивилизаций. Исторической особенностью российского хозяйственного мировоззрения является абсолютный приоритет нравственных идеалов. Его глубинные экономические идеалы не носят агрессивного характера по отношению к другим странам и народам, а заключаются в поиске и умножении добра. Поэтому потенциально Россия может противодействовать негативному сценарию развития цивилизационных конфликтов.
Статья посвящена рассмотрению информационной базы изучения доходов населения, стандартов используемых в международной и отечественной статистической практике, изучению основных показателей благосостояния и доходов населения, используемых в Российской Федерации, оценке структуры доходов в субъектах Российской Федерации, а также анализу их различий в субъектах страны; изучению взаимосвязей между основными индикаторами доходов и благосостояния в 2011- 2016 гг.
Очередной кризис требует мобилизации всех знаний, в том числе опыта совершенных ошибок. Кризис 2008 г. является наиболее актуальным руководством по минимизации последствий кризисных явлений. Конечно, причины нынешнего и предыдущего кризиса принципиально разные и носят преимущественно региональный, а не мировой, характер. Но последствия у обоих одни и те же – падение уровня жизни, крах банковской системы, снижение диверсификации экономики. Именно поэтому для правительства становится так важно составить рациональный и эффективный антикризисный план. Рассматриваемый нами мировой финансовый кризис 2008 г. берет свое начало в США как следствие ипотечного кризиса. Явление быстро распространяется на остальные страны мира. В частности, Россия в первые месяцы сразу же предпринимает ряд мер для сокращения отрицательных последствий. В последствии все мероприятия слились в единый комплекс мер под названием «Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации» (2009 г.) и «Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 г.». Программы оказали как положительное, так и отрицательное влияние на восстановление экономики. Однако в общей сумме они помогли преодолеть России кризисный этап без катастрофических потерь, что было даже отмечено Мировым банком. Опыт некоторых зарубежных стран также является предметом рассмотрения в силу своей эффективности и отличности от российского. Он так же дополняет картину антикризисных мер и делает ее более цельной и глобальной. Прослеживая историю кризиса 2008 года, можно прийти к выводу, что государство, борясь с явлениями кризиса, было озабочено только статистическими показателями, без оглядки на жизнь своих граждан. При таком раскладе развитые страны должны научиться преодолевать кризисные ситуации с минимальным вмешательством государства, но сильным мотивирующим эффектом.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ
В статье дан анализ миграционной ситуации в России и результатов выполнения первого этапа Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Отмечается успешная работа за последние годы Федеральной миграционной службы. Однако, Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба была упразднена, а её функции в полном объёме переданы в МВД России. Автор отмечает, что для абсолютного большинства экспертов и специалистов в сфере миграции населения, это решение было неожиданным и анализирует положение дел в части институционного обеспечения государственной миграционной политики и прогнозирует последствия такой реорганизации федеральных органов исполнительной власти в части управления миграционными процессами. Особое внимание уделяется этапам становления институционального обеспечения государственной миграционной политики России.
Нормативное регулирование национальных систем квалификаций государств, входящих в СНГ, ЕАЭС и БРИКС и перспективы сотрудничества в области свободного перемещения рабочей силы в рамках этих союзов, связано с решением задач взаимного признания профессиональных квалификаций участников, их уровня и способов оценки квалификаций у субъектов миграционного обмена.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ
Быстрое развитие науки и техники в конце ХХ в. привело к появлению новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В связи с этим изменяются формы коммуникаций и в целом отношения между экономическими агентами. Это в частности выражается в смене конвенциальных ролей и общих ментальных моделей. В статье рассматриваются возможные негативные последствия применения новых ИКТ, а именно увеличение вероятности возникновения неточностей и ошибок в коммуникациях, появление разрыва в смыслах или взаимопонимании передающей и принимающей сторон из-за неверной передачи контекста.
Быстрая смена условий коммуникаций, ее способов, повышение доли вербальной информации приводит к разрушению дорациональной основы взаимопонимания людей, а следовательно к ограничению экономического роста по Г.В. Гребенникову.
Решение возникающих проблем видится в сохранении традиционного представления о коммуникациях (их целях, задачах, месте во взаимоотношениях); определении их некоторого необходимого числа и вида. Сохранение общих ментальных моделей зависит от сохранения их существенной части – общих ценностей. Нам видится что, Православная вера предлагает человеку высший идеал и соответствующие ему ценности, а также путь к его достижению, что может быть проверено опытным путем.
ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ
В статье рассмотрены проблемы и последствия усиления неравенства в обществе и размывания среднего класса в развитых странах, а также особенности этих процессов в России. Результатами растущего неравенства в США и других ведущих странах мира становится обострение социальных проблем. Затрудняется для значительного числа молодежи получение качественного образования и, в перспективе, высокооплачиваемой работы и собственного жилья. Наблюдается ухудшение здоровья, снижение продолжительности жизни для беднейших слоев населения, повышение преступности, рост числа людей, находящихся в заключении. Ведущие ученые Запада предлагают пути решения этих проблем. В статье показано, что российский «средний класс» имеет существенные особенности и находится еще в ходе своего формирования. Кризис 2014 г. нанес ущерб российскому среднему классу, который выполняет важные функции в экономическом и социальном развитии России. Он выступает главным потребителем производимых экономических благ; инвестором, чьи сбережения направляются на развитие хозяйства. Представители среднего класса формируют и накапливают «человеческий капитал», необходимый для развития инновационной экономики. Важнейшая роль этого слоя общества – служить социальным стабилизатором. Замедление развития среднего класса, и тем более снижение его численности может нанести серьезный урон экономическому и социальному развитию России.
ISSN 2713-1645 (Online)