Top.Mail.Ru
Preview

Управление

Расширенный поиск

Концептуальный подход к формированию и развитию человеческого капитала образовательных организаций высшего образования

https://doi.org/10.26425/2309-3633-2025-13-2-25-41

Аннотация

   Важнейшим компонентом воспроизводства национального человеческого капитала является система высшего образования, которая претерпела за истекшее двадцатилетие кардинальную реорганизацию. Выделены наиболее острые проблемы, обозначены актуальные тенденции развития системы высшего образования в современных условиях. Выдвинуто предположение, что от качества человеческого капитала научно-педагогических работников зависит качество трудовых ресурсов страны.

   Целью настоящего исследования является попытка формулирования концепции комплексного подхода к формированию и развитию человеческого капитала преподавателей высшей школы на основе анализа существующих теоретико-методологических подходов, научных публикаций, сравнительного анализа разносторонней информации, а также современного состояния кадрового потенциала образовательных организаций высшего образования.

   На основании сформулированной цели решены научно-исследовательские задачи, включающие исследование теоретико-методологической базы, выявление ключевых особенностей формирования и развития человеческого капитала образовательных организаций высшего образования, разработку механизма его формирования и развития, определение показателей и индикаторов эффективности действующей системы. Предложен авторский механизм формирования и развития человеческого капитала образовательных организаций высшего образования. Акцентировано внимание на важности экосистемного взаимодействия для развития интеллектуального ядра. Выделены факторы, повышающие или понижающие продуктивность человеческого капитала.

Об авторах

Е. А. Митрофанова
Государственный университет управления
Россия

Елена Александровна Митрофанова, д-р экон. наук, проф.

каф. управления персоналом

109542; Рязанский пр-т, 99; Москва



О. С. Сувалов
Государственный университет управления
Россия

Олег Сергеевич Сувалов, аспирант, ассист.

каф. управления персоналом

109542; Рязанский пр-т, 99; Москва



Список литературы

1. Варламова Т.А., Гохберг Л.М., Зорина О.А. и др. Образование в цифрах: 2024. М.: ИСИЭЗ ВШЭ; 2024. 132 с.

2. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб: Наука; 1999. 309 с.

3. Долан Э.Д., Линдси Д.Э. Рынок: микроэкономическая модель. СПб: Печатный двор; 1992. 496 с.

4. Драганчук Л.С. Образование и развитие человеческого капитала в России. ПСЭ. 2011;1:50–54.

5. Голиков А., Кудака М., Сергеев В., Сергеева И., Тишин П., Тумакова Е. Человеческий капитал как основа развития современного университета. MATEC. 2018;193:05059. doi: 10.1051/matecconf/201819305059

6. Грузина Ю.М., Сорокин Д.Д., Штанова К.А. Роль науки и образования в развитии человеческого капитала. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;2(10):59–65.

7. Зайченко И., Прокудина А., Чжоу Х., Федорова Е. Модификация сбалансированной системы показателей в условиях цифровой экономики. В кн.: Понимание цифровой трансформации социально-экономико-технологических систем. Чам: Springer Nature Switzerland AG; 2024. С. 315–323. doi: 10.1007/978-3-031-56677-6_24

8. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. СПб.; 1996. 163 с.

9. Капелюшников Р.И. Источники накопления и составляющие человеческого капитала. По нотам созидания. Креативная экономика. 2014;3:11–22.

10. Кельчевская Н.Р., Черненко И.М., Ширинкина Е.В. Формирование и развитие человеческого капитала научно-педагогических кадров в организациях высшего образования РФ. Вестник ПГУ. Серия: Экономика. 2018;1:140–153.

11. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Экономика управления персоналом. М.: ИНФРА-М; 2013. 427 с.

12. Коблева А.Л. Развитие человеческого капитала в сфере образования. М.: Юрайт; 2024. 153 с.

13. Ковельский В.В. Совершенствование теоретических и методологических аспектов инновационной деятельности российских вузов на основе развития человеческого капитала. Дис. … д-р экон. наук: 5.2.3. Самара; 2023. 357 с.

14. Ковельский В.В. Человеческий капитал как ключевой фактор развития инновационной деятельности университетов. Креативная экономика. 2020;1(14):21–32.

15. Конопка Е., Панкратова О., Назаров И. Онлайн-обучение студентов педагогических курсов преподавателями из-за рубежа. В кн.: Международная конференция по инновационным подходам к применению цифровых технологий в образовании и научных исследованиях, Ставрополь, Россия, 16–18 декабря 2022 г. Springer Cham; 2025. С. 183–193. doi: 10.1007/978-3-031-78776-8_19

16. Лапина М., М. Токмакова М., Ковалевская В. Анализ современных методов и подходов с использованием информационных технологий в образовании и педагогике. В кн.: Международная конференция по инновационным подходам к применению цифровых технологий в образовании и научных исследованиях, Ставрополь, Россия, 16–18 декабря 2022 г. Springer Cham; 2025. С. 40–52. doi: 10.1007/978-3-031-78776-8_5

17. Матвеева А.С. Формирование системы управления человеческим капиталом национальных исследовательских университетов. Автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. М.; 2015. 24 с.

18. Митрофанова Е.А., Митрофанова А.Е. Экосистемный подход для трансформации управления человеческими ресурсами. Лидерство и менеджмент. 2022;1(9):201–218. doi: 10.18334/lim.9.1.114296

19. Николаев А.В. Функционирование человеческого капитала в условиях модернизации системы высшего профессионального образования. Дис. … д-р экон. наук: 08.00.01. Орел; 2011. 284 с.

20. Паранюк В.Д. Влияние образования на человеческий капитал. Молодая наука аграрного Дона: традиции, опыт, инновации. 2017;1:208–213.

21. Пономарева О.Н. Роль современных моделей университетов в формировании человеческого капитала. ЦИТИСЭ. 2019;5:344–353. doi: 10.15350/24097616.2019.5.31

22. Хохоев С.В. Человеческий капитал: сущность, структура. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2008;5(25):63–71.

23. Цигулева О.В. Роль образования в формировании человеческого капитала на современном этапе. Сибирский педагогический журнал. 2015;2:19–23.

24. Чучулина Е.В., Базеян А.А. Разработка модели формирования человеческого капитала в условиях интеграции высшего образования России на мировой рынок образовательных услуг. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет; 2020. 100 с.

25. Шанькова Н., Четырбок П., Лукьянова Е. Искусственный интеллект в образовании и тренингах. В кн.: Международная конференция по инновационным подходам к применению цифровых технологий в образовании и научных исследованиях, Ставрополь, Россия, 16–18 декабря 2022 г. Springer Cham; 2025. С. 365–371. doi: 10.1007/978-3-031-78776-8_36

26. Шибанкова Л.А. Человеческий капитал университета: формирование и развитие в эпоху цифровизации. КПЖ. 2020;3(140):19–27.

27. Becker G.S. Human capital: A theoretical and empirical analysis with special reference to education. New York: National Bureau of Economic Research; 1964. 187 p.


Рецензия

Для цитирования:


Митрофанова Е.А., Сувалов О.С. Концептуальный подход к формированию и развитию человеческого капитала образовательных организаций высшего образования. Управление. 2025;13(2):25-41. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2025-13-2-25-41

For citation:


Mitrofanova E.A., Suvalov O.S. A conceptual approach to forming and developing human capital in higher education institutions. UPRAVLENIE / MANAGEMENT (Russia). 2025;13(2):25-41. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2309-3633-2025-13-2-25-41

Просмотров: 67


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)
ISSN 2713-1645 (Online)