Обоснование комплекса мер по формированию институциональной среды и системы управления диверсификацией оборонно-промышленного комплекса
https://doi.org/10.26425/2309-3633-2024-12-2-5-16
Аннотация
Волнообразный характер государственного оборонного заказа подтверждает необходимость диверсификации деятельности оборонных предприятий как способа повышения их устойчивости и развития, позволяющего поддерживать требуемый уровень обороноспособности страны и мобилизационной готовности экономики. Диверсификация в сфере продукции гражданского назначения дает возможность использовать компетенции и ресурсы оборонно-промышленного комплекса для укрепления технологического суверенитета страны и движения к технологическому лидерству.
Цель статьи – обоснование комплекса мер по формированию институциональной среды и системы управления диверсификацией оборонно-промышленного комплекса.
Рассмотрен зарубежный опыт диверсификации оборонной промышленности, выделены принципы, представляющие интерес для российских предприятий. Выявлены системные сложности диверсификации оборонно-промышленного комплекса методологического, институционального, организационного, социально-экономического характера. Обоснованы принципиальные основы для ее эффективного проведения, в том числе формирование институциональных условий, включая специальный административно-правовой режим, организацию системы стратегического трансфера технологий, системы научно-технологического прогнозирования, планирования, создание трехуровневой системы управления диверсификацией оборонно-промышленного комплекса, создание нормативно-правовой базы. Основой последней должен стать федеральный закон «О диверсификации деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса», а первым шагом – подготовка Концепции диверсификации деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса.
Об авторах
Д. Ю. БайдаровРоссия
Дмитрий Юрьевич Байдаров, канд. юрид. наук, директор департамента
департамент поддержки новых бизнесов
119017; Большая Ордынка ул., 24; Москва
Д. Ю. Файков
Россия
Дмитрий Юрьевич Файков, д-р экон. наук, вед. специалист
607188; Мира пр-т, 37; Саров
Список литературы
1. Байдаров Д.Ю., Полосин А.В., Файков Д.Ю. Гражданские технологии ОПК в контексте формирования технологического суверенитета государства. Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2023;1:27–36. doi: 10.52135/2410-4124_2023_1_27
2. Байдаров Д.Ю., Файков Д.Ю. Диверсификация в атомной отрасли России. Методологические и практические аспекты. М.: Перо; 2023. 238 с.
3. Байдаров Д.Ю., Файков Д.Ю. Модель трансфера технологии из оборонно-промышленного комплекса в гражданский сектор экономики. Управление. 2023;2(11):56–67. doi: 10.26425/2309-3633-2023-11-2-56-67
4. Барков А.В. Особенности государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе Китая как элемента стратегии инновационного развития военно-гражданской интеграции. Журнал прикладных исследований. 2020;4-2:38–46.
5. Бойко А.Н. Государственная корпорация «Росатом»: уникальная форма системного управления и хозяйствования. Менеджмент и бизнес-администрирование. 2020;4:25–36. doi: 10.33983/2075-1826-2020-4-25-36
6. Ганус Ю.А., Красникова А.С. Опыт диверсификации зарубежных оборонных предприятий. Вопросы инновационной экономики. 2020;3(10):1135-1146. doi: 10.18334/vinec.10.3.110506
7. Гапоненко М.А. Вопросы правового регулирования трансфера технологий из военной в гражданскую сферу. Управление наукой и наукометрия. 2019;3(14):459–476.
8. Гончарова К.С., Шеломенцев А.Г., Масюк Н.Н. Сравнительный анализ влияния глобальных цепочек создания стоимости на национальные экономики. Вестник МГИМО-Университета. 2023;4(16):107–126. doi: 10.24833/2071-8160-2023-4-91-107-126
9. Каменнов П.Б. Военно-гражданская интеграция в КНР на современном этапе: достижения и проблемы. Проблемы Дальнего Востока. 2022;5:119–131. doi: 10.31857/S013128120022590-0
10. Крюков В.А., Порфирьев Б.Н., Широв А.А. Меморандум суверенного роста. Цели и задачи экономической политики в новых условиях. Эксперт. 2022;20:44–46.
11. Мусатова М.М. Синергия поддержки государства и новых подходов в реализации стратегии диверсификации компаниями ОПК. Мир новой экономики. 2022;4(16):67–78. doi: 10.26794/2220-6469-2022-16-4-67-78
12. Розмирович С.Д., Манченко Е.В., Механик А.Г., Лисс А.В. Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках. Доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, подготовлен для V Международного форума «Технопром». Новосибирск; 2017. 35 с.
13. Файков Д.Ю., Байдаров Д.Ю. Организация технологического трансфера в национальных лабораториях США: опыт для российских предприятий. Вопросы инновационной экономики. 2020;3(10): 1687–1710. doi: 10.18334/vinec.10.3.110658
14. Файков Д.Ю., Байдаров Д.Ю. Особенности организации производства гражданской продукции в национальных лабораториях США. Российский внешнеэкономический вестник. 2020;8:40–62.
15. Шевырева Ж.И. Особенности распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по государственному контракту. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018;5:232–233.
16. Merindol V., Versailles D.W. The (R)Evolution of Defence Innovation Models: Rationales and Consequences. The Armament Industry European Research Group. 2020;60.
Рецензия
Для цитирования:
Байдаров Д.Ю., Файков Д.Ю. Обоснование комплекса мер по формированию институциональной среды и системы управления диверсификацией оборонно-промышленного комплекса. Управление. 2024;12(2):5-16. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2024-12-2-5-16
For citation:
Baydarov D.Yu., Faikov D.Yu. Justification of a set of measures for forming an institutional environment and a management system for defense industry complex diversification. UPRAVLENIE / MANAGEMENT (Russia). 2024;12(2):5-16. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2309-3633-2024-12-2-5-16