Современные подходы к разработке цифрового продукта в условиях изменчивости рынка
https://doi.org/10.26425/2309-3633-2023-11-3-120-129
Аннотация
В настоящее время интерес к дизайн-мышлению в мире позволил добавить множество техник и визуальных схем, с помощью которых стало возможным решать задачи различного рода, в том числе для выстраивания стратегии достижения цели компании, ее корпоративного духа и развития креативных навыков ее сотрудников. Уже сегодня можно назвать заслугой дизайн-мышления перестановку акцентов в корпоративных целях на клиентоориентированность, на мобилизацию коллективного разума к решению задач, на понимание важности эмпатии, креативности и предприимчивости. В статье приведен сравнительный анализ существующих фреймворков дизайн-мышления, в том числе от исследователей компаний и дизайн-центров, таких как Hasso Plattner Institute of Design at Stanford University (d.school), The HPI-Stanford Design Thinking Research Program, Stanford d.school’s Design Thinking framework (IDEO), Google, Intel. Фреймворки структурируют процесс дизайн-мышления по 5–6 фазам: от эмпатии, когда проводится изучение потребностей и запросов потребителей, до тестирования создаваемого инновационного продукта или услуги. Показано место подхода «дизайн-мышление» в общей концепции человеко-центрированного дизайна. Задача дизайн-мышления, разработки инновационных продуктов или услуг, сконцентрированных на потребностях человека, заключается в том, чтобы обеспечить решением конкретную проблему определенной целевой аудитории. В работе изложены принципы проектирования цифрового инновационного продукта. Описаны пять шагов проектирования нового продукта и приведены особенности применения различных техник визуализации. В исследовании применены такие инструменты, как модель «Персона», фреймворки Job Stories, User Stories. Изложены особенности процесса создания инновационного продукта на основе интеграции дизайн-мышления, методики бережливого стартапа и теории работ Jobs To Be Done. Представлен жизненный цикл разработки инновации «Создание – Оценка – Обучение», в основе которого лежит процесс валидированного обучения. Представлены изменения канвы бизнес-модели в методологии бережливого стартапа. В бизнес-модели Lean Canvas добавлены новые сегменты – «Ключевые партнеры» (англ. Key Partners), «Ключевые активности» (англ. Key Activities), «Ключевые ресурсы» (англ. Key Resources), «Отношения с потребителями» (англ. Customer Relationships).
Об авторах
Е. В. ВасильеваРоссия
Васильева Елена Викторовна, д-р экон. наук, руководитель Департамента бизнес-информатики, проф. Департамента бизнес-информатики
125167, Ленинградский пр-т, 49/2, г. Москва
Е. А. Морев
Россия
Морев Егор Александрович, менеджер по продукции
115191, Духовской пер., 17 ст.3, г. Москва
Список литературы
1. Васильева Е.В., Точилкина Т.Е. Синергия подходов дизайнмышления и процессной трансформации. Управление. 2020;8(1):83–93.
2. Карпентер С. Системность во всем. Универсальная технология повышения эффективности. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2014. 272 с.
3. Blank S.С. The Startup Owner’s Manual: The step-by-step guide for building a great company. Pescadero: K&S Ranch; 2017. 608 p.
4. Bolshakova Y., Taratukhin V. The main models and approaches in creating of innovations in the post-Covid World in the Area of Information Technologies. Information Systems and Design. 2021;1539:52–65.
5. Christensen C.M., Dillon K., Hall T. Competing against luck: The story of innovation and customer choice. New York: Kindle;2016. 302 р.
6. Klement A. When coffee and kale compete. Become great at making products people will buy. New York: CreateSpace Independent Publishing Platform;2018. 227 р.
7. Maurya A. Running Lean: Iterate from Plan A to a Plan that works. Sebastopol: O’Reilly Media; 2012. 240 p.
8. Norman D.A., Draper S.W. User Centered System Design: new perspectives on Human-Computer Interaction. The American Journal of Psychology. University of Illinois Press. 1988;101(1):148–151.
9. Norman D.A. The design of everyday things, revised and expanded edition. New York: The MIT Press; 1988. 384 p.
10. Ohashi T., Auernhammer J., Liu W., Pan W., Leifer L. NeuroDesignScience: Systematic literature review of current research on design using neuroscience techniques. Design Computing and Cognition’20. 2022;575–592. https://doi.org/10.1007/978-3-030-90625-2_34
11. Ries E. The Lean Start-up: how today’s entrepreneurs use continuous innovation to create radically successful businesses. New York: Crown Business; 2013. 299 р.
12. Roth B., Auernhammer J. The origin and evolution of Stanford University’s design thinking: from product design to design thinking in innovation management. Journal of Product Innovation Management. Special Issue: design thinking and innovation management: matches, mismatches and future avenues (part 1). 2021;623–644.
13. Ulwick A.W., Osterwalder A. Jobs to be Done: theory to practice. New York: Idea by Press;2016. 201 p.
Рецензия
Для цитирования:
Васильева Е.В., Морев Е.А. Современные подходы к разработке цифрового продукта в условиях изменчивости рынка. Управление. 2023;11(3):120-129. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2023-11-3-120-129
For citation:
Vasilieva E.V., Morev E.A. Modern approaches to digital product development in the conditions of market variability. UPRAVLENIE / MANAGEMENT (Russia). 2023;11(3):120-129. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2309-3633-2023-11-3-120-129