Preview

Управление

Расширенный поиск

Культурная политика Италии: уроки для России

https://doi.org/10.26425/2309-3633-2021-9-4-5-29

Полный текст:

Аннотация

В статье проанализирована современная практика государственного управления и финансирования организаций культуры Италии с использованием сравнительного и статистического анализа. Исследована структура органов управления отраслью и подходы к формированию бюджета на культуру на республиканском уровне. Выявлены тенденции к снижению финансирования из провинциальных, региональных и местных бюджетов. Охарактеризованы состояние, законодательные и институциональные условия для формирования уникальной многоканальной системы финансирования культуры Италии. Изложен анализ реформы музейной системы Италии. Подробно рассмотрена деятельность частных оперных фондов. Охарактеризованы основные сходства культурной политики России и Италии, среди которых: стремление к расширению границ и сфер деятельности, ассоциируемых с отраслью культуры, значительная нагрузка на местные и региональные органы управления в области сохранения культурного наследия, «количественный подход» и применение показателей финансовой эффективности к оценке результатов деятельности организаций культуры.
Научная новизна работы состоит в комплексном подходе к исследованию культурной политики Италии с использованием критериев, предложенных Д. Монтиасом и А. И. Глаголевым, а также изучении деятельности итальянских оперных фондов и музеев, до этого не имевших достаточного освещения в российской и зарубежной литературе. Перспективность тематики, практическая значимость и актуальность исследования обусловлены необходимостью реализации в России нормативно-правовых актов, наметивших курс на создание многоканальной системы финансирования и широкое понимание отрасли культуры, а также обеспечение межведомственного и межрегионального взаимодействия органов власти в рамках реализации культурной политики. В статье проанализирован широкий спектр механизмов финансовой поддержки культуры, большинство из которых поименованы в «Стратегии государственной культурной политики России в качестве целевых ориентиров к 2030 г.», в то время как Италией накоплен значительный опыт в указанной сфере на протяжении нескольких десятков лет.

Об авторах

М. С. Андрейкина
ФГБУК «Московский Художественный академический театр им. А.П. Чехова»
Россия

Андрейкина Марина Сергеевна, канд. экон. наук, первый зам. худ. рук.-дир.

SPIN: 8143-5121

125009, Камергерский пер., д. 3, г. Москва



Д. Л. Морозова
Министерство культуры Российской Федерации, Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества
Россия

Морозова Дарья Леонидовна, зам. нач. отд. проектов и гос. программ

SPIN: 6030-0382

125993, М. Гнездниковский пер., д. 7/6, стр. 1, 2, г. Москва



Список литературы

1. Абанкина Т.В. (2014). Модели государственной поддержки культуры: теоретические основания и финансовые инструменты // Журнал Новой экономической ассоциации. № 4 (24). С. 185–189.

2. Бельфиоре Э. (2009). Методологический вызов кросснационального исследования: сравнение культурной политики в Британии и Италии // Журнал исследований социальной политики. Т. 7, № 1. С. 89–116.

3. Глаголев А.И. (1991). Экономические отношения в художественной культуре. Т. I. Западный опыт. М.: ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. Ротапринт. 253 с.

4. Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. (2000). Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск: Издательский дом «Тигра». С. 26–31.

5. Заславский Г.А., Иванов О.В., Чернов А.Г. (2018). Перепись российских театров: исследовательский подход и основные результаты // Театр. Живопись. Кино. Музыка. № 3. С. 131–151.

6. Зеленцова Е., Гладких Н. (2021). Творческие индустрии: теории и практики. М.: T8RUGRAM. 209 с.

7. Моретти А. (2014). Система культурно-исторического наследия в Италии. Система финансирования и управления музеями // Материалы презентации на семинаре-конференции в Университете Боккони (г. Милан) для работников Минкультуры России. 31 марта – 4 апреля 2014. Перевод с итал.яз. 11 с.

8. Музычук В.Ю. (2019). Культурная политика государства // Культурная деятельность в контексте. Экономическая теория, институциональная средства, социологические измерения: колл. монография / под ред. А.Я.Рубинштейна. СПб.: Алетейя. C. 144–181.

9. Музычук В.Ю. (2020). Культурный мандат местного самоуправления: бег на месте // Федерализм. Т. 25, № 4 (100). С. 90–106. https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-4-90-106

10. Синтони Р. (2014). Реформа Фонда поддержки театра // Материалы презентации на семинаре-конференции вУниверситете Боккони (г. Милан) для работников Минкультуры России, 31 марта – 4 апреля 2014 г. / пер. с итал. яз. 15 с.

11. Хатри Г. П. (2005). Мониторинг результативности в общественном секторе / пер. с англ. М.: Фонд «Институт экономики города». 276 с.

12. Хаунина Е.А, Цыба А.А. (2014). Организационные и экономические особенности театральной деятельности в Италии // Культурологические записки. Выпуск 16: Культурная политика – 2014. Проблемы и перспективы. Сборник статей / отв. ред. Г.М. Юсупова. М.: Государственный институт искусствознания. C. 139–165.

13. Хаунина Е.А. (2018). 12 каналов финансирования наследия. Зарубежный опыт: палитра методов // Научно-практический журнал «Охраняется государством». № 2. С. 29–33.

14. Хаунина Е.А. (2019). Культурное наследие // Культурная деятельность в контексте. Экономическая теория, институциональная среда, социологические измерения: колл. монография / под ред. А.Я.Рубинштейна. СПб.: Алетейя. C. 240–276.

15. Шашкова А.В. (2018). Проблемы территориального деления Италии // Социально-политические науки. №1. С. 37–39.

16. Abankina T.V. (2016). Models for arts and culture financial support // Journal of US-China Public Administration. V. 13, No. 3. Pp. 173–180. https://doi.org/10.17265/1548-6591/2016.03.004

17. Baumol W.J., Bowen W.G. (1966). Performing arts: The economic dilemma. New York: Twentieth Century Fund. 582 p.

18. Bodo C., Bodo S. (2016). Country profile Italy. Compendium cultural policies and trends in Europe / edited by Council of Europe. Ericart. Bruxelles: Council of Europe. 100 p.

19. Chartrand H.H., McCaughey C. (1989). The arm’s length principle and the arts: An international perspective // In: Who Pays for the Arts? The International Search for Models of Arts Support. M.C.Cummings, J. M. D. Schuster (eds). New York: American Council for Arts. Pp. 43–80.

20. De Witte K., Geys B. (2011). Evaluating efficient public good provision: Theory and evidence from a generalized conditional efficiency model for public libraries // Journal of Urban Economics. V. 69, No. 3. Pp. 319–327. https://doi.org/10.1016/j.jue.2010.12.002

21. Montias J. (1986). Public support for the performing arts inEurope and the United States // Non-Profit Enterprise in the Arts. Studies in Mission and Constraint. New York. Pp. 287–319.

22. Teti E., Sacco P.L. (2011). La sostenibilità fi nanziaria della cultura. Il caso delle istituzioni teatrali italiane [Финансовая устойчивость культуры. На примере итальянских театральных учреждений] // Il Capitale Culturale Studies on the Value of Cultural Heritage (Journal of The Department of Cultural Heritage University of Macerata). V. 2. Pp. 179–195. https://doi.org/10.13138/2039-2362/106

23. Throsby D. (1996). Economic circumstances of the performing artist: Baumol and Bowen thirty years on // Journal of Cultural Economics. V. 20, No. 3. Special Issue: The 30th Anniversary of “The Performing Arts: An Economic Dilemma” by Baumol and Bowen. Pp. 225–240. https://doi.org/10.1007/BF00153849

24. Throsby D., Withers G. (1979). The economics of the performing arts. Edward Arnold. London: St. Martin’s Press. First Edition. 364 p. https://doi.org/10.1017/9781108368445.010

25. Trupiano G. (2015). Introduzione alla finanza della cultura [Введение в финансы культуры] // La finanza della cultura: La Spesa, il Finanziamento e la Tassazione [Финансы культуры: расходы, финансирование и налогообложение]. Centro di Ricerca sull’Economia delle Istituzioni [Центр исследований институциональной экономики](CREI). Roma. Pp. 5–24.

26. Wahl-Zieger E. (1980). The performing arts and the market: AngloAmerican and German approaches to theatre and orchestra inmarket economics // Economic Policy for the Arts. Pp.224–235


Для цитирования:


Андрейкина М.С., Морозова Д.Л. Культурная политика Италии: уроки для России. Управление. 2021;9(4):5-29. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2021-9-4-5-29

For citation:


Andreykina M.S., Morozova D.L. Italian cultural policy: conclusions for Russia. UPRAVLENIE / MANAGEMENT (Russia). 2021;9(4):5-29. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2309-3633-2021-9-4-5-29

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)
ISSN 2713-1645 (Online)