Preview

Управление

Расширенный поиск

Свойства моделей управления городской агломерацией

https://doi.org/10.26425/2309-3633-2021-9-2-57-75

Полный текст:

Аннотация

Статья развивает методологическую базу для выбора оптимальной модели управления агломерацией поселений. Существующие агломерационные проблемы и потребность в ускорении роста вследствие агломерационного эффекта формируют вызов системе управления агломерацией. Для адекватного ответа важно понимать возможности моделей управления, которые можно выразить через описание свойств моделей. Для широко-масштабного описания свойств моделей нужно сформировать группы свойств, охарактеризовать каждое свойство, сравнить модели по степени его проявления, по возможности объяснить причину различий.

В статье исследованы работы в рамках теории муниципальных реформаторов, теории общественного выбора, в частности по вопросам централизации/децентрализации муниципалитетов, межмуниципального сотрудничества, эффективности экономики общественного сектора. Применялись общенаучные методы анализа, синтеза, группировки, сравнения.

Выявлено 29 свойств, представлено их пояснение и степень развития в зависимости от вида модели управления. Все свойства объединены в пять групп: экономическая, социальная, административная эффективность, демократизация, стабильность. Выявленные свойства позволяют оценить модель управления на предмет того, что получит агломерация от ее внедрения.

В результате исследования усилились возможности по обоснованию целесообразности внедрения той или иной модели. Научная новизна работы состоит в составлении более полного списка свойств моделей, в более подробном их изложении, подаче информации «от свойств», удобной группировке, позволяющей применять характеристику для оценки эффективности деятельности органов власти. Исследование может быть полезно гражданским служащим, курирующим агломерационные процессы.

Об авторах

Ю. В. Павлов
ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»
Россия

Павлов Юрий Владимирович, ст. преподаватель

443090, Советской Армии ул., 141, г. Самара



Г. А. Хмелева
ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет»
Россия

Хмелева Галина Анатольевна, д-р экон. наук

443090, Советской Армии ул., 141, г. Самара



Список литературы

1. Волчкова И.В., Минаев Н.Н. (2014). Теория и практика управления развитием агломераций: монография. Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та. 234 с.

2. Горяченко Е.Е. (2014). Межмуниципальное взаимодействие как способ улучшения социально-экономической ситуации в муниципальном образовании: предпосылки формирования, барьеры и основные модели управления агломерациями (материалы социологической лаборатории АСДГ) / Россия и страны СНГ: формирование и развитие городских агломераций. Сводный сборник к Всероссийской конференции «Развитие агломераций в России: практика и решения». Новосибирск. 202 с.

3. Гриценко Е.В. (2014). Городские агломерации: в поисках

4. оптимальной модели территориальной организации (сравнительно-правовой анализ) // Конституционное и муниципальное право. № 10. С. 28–36.

5. Ижгузина Н.Р. (2018). Формирование и развитие крупнейшей городской агломерации в экономическом пространстве региона: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет». Екатеринбург.

6. Изотов Д.А. (2017). Экономический рост городов в неоднородном пространстве Китая // Экономика региона. Т. 13, № 3. С. 789–802. http://doi.org/10.17059/2017-3-12

7. Маркварт Э., Соснин Д. (2018). Территориальные реформы местного самоуправления: оценка предпосылок и эффектов // Местное право. № 4. С. 19–34.

8. Нагимова А.М. (2009). Эффективность деятельности государственных органов управления как фактор повышения качества жизни в регионе: проблемы оценки и измерения: монография. Казань: Казан. гос. ун-т. 188 с.

9. Павлов Ю.В. (2019a). Будущее муниципалитетов в агломерации: эволюция взглядов на метрополитенское управление // Экономическая политика. Т. 14, № 1. С. 126–153. http://doi.org/10.18288/1994-5124-2019-1-126-153

10. Павлов Ю.В. (2019b). Классификация моделей управления городской агломерацией // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. Т. 5 (71). № 1. С. 106‒122.

11. Пузанов А.С., Попов Р.А. (2009). Проблемы управления городскими агломерациями в современной России. Городской альманах: вып. 4 / науч. ред. Г.Ю. Ветров. М.: Фонд «Институт экономики города». 312 с.

12. Рубл Б.А. (2013). Мировой опыт в эпоху городских агломераций: уроки для управления Москвой // Логос. № 4 (94). С. 267–287.

13. Русановский В.А., Марков В.А., Бровкова А.В. (2018). Моделирование эффекта пространственной локализации в городских агломерациях России // Экономическая политика. Т. 13, № 6. С. 136–163. http://doi.org/10.18288/1994-5124-2018-6-136-163

14. Силин Я.П., Анимица Е.Г., Новикова Н.В. (2017). Региональные аспекты новой индустриализации // Экономика региона. Т. 13, Вып. 3. С. 684–696. http://doi.org/10.17059/2017-3-4

15. Стародубровская И., Славгородская М., Жаворонков С. (2004). Организация местного самоуправления в городах федерального значения. Науч. консульт.: Катаев Д.М.: ИЭПП. С. 151.

16. Хмелева Г.А., Тюкавкин Н.М., Свиридова С.В., Чертопятов Д.А. (2017). Кластерное развитие региона на основе инноваций в условиях санкций (на примере нефтехимического комплекса Самарской области) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 10. № 5. С. 83–98. http://doi.org/10.15838/esc/2017.5.53.6

17. Шугрина Е.С., Миронова Г.В. (2018). Общая характеристика российских агломераций: соотношение de juro и de facto // Местное право. № 1. С. 3–24.

18. Ahrend R., Gamper C., Schumann A. (2014). The OECD metropolitan governance survey: A quantitative description of governance structures in large urban agglomerations // OECD Regional Development Working Papers. http://doi.org/10.1787/5jz43zldh08p-en

19. Allers M., Natris J., Rienks H., Greef T. (2021). Is small beautiful? Transitional and structural effects of municipal amalgamation on voter turnout in local and national elections // Electoral Studies. V. 70. http://doi.org/10.1016/j.electstud.2021.102284

20. Andersson M. (2012). Metropolitan management – approaches and implications // Sixth Urban Research and Knowledge Symposium. Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/INTURBANDEVELOPMENT/Resources/336387-1369969101352/Andersson.pdf (accessed 24.03.2021).

21. Bird R., Slack E. (2008). Fiscal aspects of metropolitan governance // Rojas E., Cuadrado-Roura J.R., Güell J.M.F. (Eds.). Governing the Metropolis: Principles and Cases. Washington, DC, Inter-American Development Bank, Cambridge, Mass, David Rockefeller Center for Latin American Studies, Harvard University, Pp. 193–262.

22. Blom-Hansen J., Houlberg K., Serritzlew S. (2021). Jurisdiction size and local government effectiveness: Assessing the effects of municipal amalgamations on performance // European Journal of Political Research. No. 60. Pp. 153–174. http://doi.org/10.1111/1475-6765.12394

23. Caldas P., Ferreira D., Dollery B., Marques R. (2019). Are there scale economies in urban waste and wastewater municipal services? A non-radial input-oriented model applied to the Portuguese local government // Journal of Cleaner Production. V. 219. Pp. 531–539. http://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.02.076

24. Carruthers J., Ulfarsson G. (2003). Urban sprawl and the cost of public services // Environment and Planning B: Planning and Design. No. 30. Pp. 503–522. http://doi.org/10.1068/b12847

25. Cuadrado-Roura J.R., Fernández Güell J.M. (2008a). Metropolitan areas and the challenges of competitiveness // Rojas E., Cuadrado-Roura J. R., Güell J. M. F. (Eds.). Governing the Metropolis: Principles and Cases. Washington, DC, Inter-American Development Bank, Cambridge, Mass, David Rockefeller Center for Latin American Studies, Harvard University. Pp. 25–76.

26. Cuadrado-Roura J.R., Fernández Güell J.M. (2008b). The long road towards good metropolitan government // Rojas E., Cuadrado-Roura J.R., Güell J.M.F. (Eds.). Governing the Metropolis: Principles and Cases. Washington, DC, InterAmerican Development Bank, Cambridge, Mass, David Rockefeller Center for Latin American Studies, Harvard University, Pp. 263–278.

27. Fox W.F. (2015). Structuring service delivery in small urban areas. The challenge of local government in developing countries // United Nations Human Settlements Programme (UN-Habitat). Barcelona: UN Habitat. Pp. 73–89.

28. Harjunen O., Saarimaa T., Tukiainen J. (2021). Political representation and effects of municipal mergers // Political Science Research and Methods. No. 9 (1). Pp. 72–88. http://doi.org/10.1017/psrm.2019.17

29. Klink J. (2008). Recent perspectives on metropolitan organization, functions, and governance // Rojas E., Cuadrado-Roura J.R., Güell J.M.F. (Eds.). Governing the Metropolis: Principles and Cases. Washington, DC, InterAmerican Development Bank, Cambridge, Mass., David Rockefeller Center for Latin American Studies, Harvard University, Pp. 77–136.

30. Ladd H.F. (1992). Population growth, density and the costs of providing public services // Urban Studies. No. 29 (2). Pp. 273–295. http://doi.org/10.1080/00420989220080321

31. Lee С. (2020). Impacts of multi-scale urban form on PM 2.5 concentrations using continuous surface estimates with highresolution in U.S. metropolitan areas // Landscape and Urban Planning. V. 204. http://doi.org/10.1016/j.landurbplan.2020.103935

32. Lefèvre C. (2008). Democratic governability of metropolitan areas: international experiences and lessons for Latin American cities // Rojas E., Cuadrado-Roura J.R., Güell J.M.F. (Eds.). Governing the Metropolis: Principles and Cases. Washington, DC, Inter-American Development Bank, Cambridge, Mass., David Rockefeller Center for Latin American Studies, Harvard University, Pр. 137–192.

33. Lin W., Sun Y., Nijhuis S., Wang Z. (2020). Scenario-based flood risk assessment for urbanizing deltas using future land-use simulation (FLUS): Guangzhou metropolitan area as a case study // Science of The Total Environment. V. 739. http://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2020.139899

34. Matějová L., Plaček M., Krápek M., Půček M., Ochrana F. (2014). Economies of scale – empirical evidence from the Czech Republic // Procedia Economics and Finance. V. 12. Pp. 403–411. http://doi.org/10.1016/S2212-5671(14)00361-X

35. Medeiros E., Ferreira R., Boijmans P. (Eds.) (2021). Boosting cross-border regions through better cross-border transport services. The European case // Case Studies on Transport Policy. V. 9. No. 1. Pp. 291–301. http://doi.org/10.1016/j.cstp.2021.01.006

36. Mouratidis K. (2019). Compact city, urban sprawl, and subjective well-being // Cities. V. 92. Pp. 261–272. http://doi.org/10.1016/j.cities.2019.04.013

37. Nelson A. C., Foster K. A. (1999). Metropolitan governance structure and income growth // Journal of Urban Affairs. V. 21. No. 3. Pp. 309–324. http://doi.org/10.1111/0735-2166.00019

38. Pearson J. (2016). Metropolitan governance: A framework for capacity assessment. Guidance notes and toolbox. Published by Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH. Pp. 68. Режим доступа: https://unhabitat.org/sites/default/files/download-manager-files/giz2018-0191enmetropolitan-governance-framework-capacity-assessment.pdf (дата обращения: 24.03.2021).

39. Romero C., Monzon A. (2018). Evolution of the efficiency of metropolitan public transport areas during the financial crisis and recovery in Spain // Transportation Research Procedia. V. 33. Pp. 115–122. http://doi.org/10.1016/j.trpro.2018.10.083

40. Slack E., Côté A. (2014). Comparative urban governance / Future of cities: working paper Foresight, Government Office for Science. Режим доступа: http://munkschool.utoronto.ca/imfg/uploads/296/14_810_urban_governance.pdf (дата обра-щения: 24.03.2021).

41. Storto C. (2013). Evaluating technical efficiency of Italian major municipalities: A data envelopment analysis model // Procedia – Social and Behavioral Sciences. V. 81. Pp. 346–350. http://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.440

42. Studzieniecki T., Palmowski T., Korneevets V. (2016). The system of cross-border tourism in the Polish-Russian borderland // Procedia Economics and Finance. V. 39. Pp. 545–552.http://doi.org/10.1016/S2212-5671(16)30298-2

43. Tavares A.F. (2018). Municipal amalgamations and their effects: a literature review // Miscellanea Geographica. No. 22 (1). Pp. 5–15. http://doi.org/10.2478/mgrsd-2018-0005

44. Tiebout C.M. (1956). A pure theory of local expenditures // Journal of Political Economy. No. 64. Pp. 416–424. http://doi.org/10.1086/257839

45. Williams G. (1999). Institutional capacity and metropolitan governance: the Greater Toronto Area // Cities. V. 16. No. 3. Pp. 171–180. http://doi.org/10.1016/S0264-2751(99)00014-1

46. Worthington A., Dollery B. (2000). An empirical survey of frontier efficiency measurement techniques in local government // Local Government Studies. No. 26 (2). Pp. 23–52. http://doi.org/10.1080/03003930008433988

47. Yaro R.D., Ronderos L.N. (2011). International metropolitan governance: Typology, case studies and recommendations. Developed for the Colombia urbanization review // The World Bank Group, Regional Plan Association. 51 p.


Для цитирования:


Павлов Ю.В., Хмелева Г.А. Свойства моделей управления городской агломерацией. Управление. 2021;9(2):57-75. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2021-9-2-57-75

For citation:


Pavlov Yu.V., Khmeleva G.A. Features of metropolitan area governance models. Upravlenie. 2021;9(2):57-75. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2309-3633-2021-9-2-57-75

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)
ISSN 2713-1645 (Online)