Top.Mail.Ru
Preview

Управление

Расширенный поиск

Научно-образовательная политика Российской Федерации в  странах Еразийского экономического союза: основные инструменты и  противодействующие акторы

https://doi.org/10.26425/2309-3633-2024-12-4-96-108

Аннотация

В данном исследовании авторами рассмотрены основные научно-образовательные инструменты Российской Федерации (далее – РФ, Россия), нацеленные на сохранение лидерства в рамках региональной системы Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), а также основные внерегиональные акторы, их акты гуманитарного влияния и внутрисистемные факторы развития взаимоотношений России и стран объединения в научно-образовательной сфере взаимодействия. Объектом предлагаемой работы является интеграционное пространство ЕАЭС, предметом – внешнеполитические аспекты государственной политики РФ в научно-образовательной сфере в контексте ее суверенитизации и трансформации подходов к взаимодействию со странами ЕАЭС с 2022 г. Методологическую основу исследования составляют системный, исторический методы, институциональный подход, контент-анализ. Авторами дана характеристика научно-образовательной политике России в странах ЕАЭС как комплексу мер гуманитарного влияния и выделены базовые институционализированные инструменты мягкой силы. Выявлены ключевые внерегиональные акторы – Соединенные Штаты Америки, Китайская Народная Республика, Турция и Польша, чьи гуманитарные проекты направлены на противодействие инициативам РФ в рассматриваемом регионе, охарактеризованы основания их политики и базовые инструменты. Авторами проведен анализ нормативно-правовой основы функционирования международного сотрудничества в гуманитарной сфере в рамках ЕАЭС. На базе историко-политического рассмотрения выявлены позитивные и негативные внутренние факторы развития данной сферы взаимодействия. Сделан вывод о нацеленности научно-образовательной политики России в предлагаемом регионе на преодоление разграничения международных и конституционно-правовых основ сотрудничества для защиты национальных интересов страны в условиях внешнеполитической конфронтации.

Об авторах

Н. А. Омельченко
Государственный университет управления
Россия

Омельченко Николай Алексеевич, д-р ист. наук, зав. каф. государственного управления и политических технологий

109542, Рязанский пр-кт, 99, г. Москва



В. В. Денисенко
Государственный университет управления
Россия

Денисенко Виктор Васильевич, аспирант

109542, Рязанский пр-кт, 99, г. Москва



Список литературы

1. Аватков В.А. Тюркский мир и тюркские организации. Мировая политика. 2018;2:11–25. http://doi.org/10.25136/2409-8671.2018.2.26047

2. Бабич С.Н., Гегелашвили Н.А., Нгуен М.М., Петрова И.А., Рогов С.М., Рогова Н.В. и др. Политика США в СНГ. Россия и Америка в XXI веке. 2015;3.

3. Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М., Зорина О.А., Кузнецова В.И., Озерова О.К. и др. Индикаторы образования: 2024: статистический сборник. М.: Институт статистических исследований и экономики знаний «Высшей школой экономики»; 2024. 416 с.

4. Валеев Р.М., Кадырова Л.И. Казахстанско-китайские культурные связи. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. 2014;3:117–122.

5. Великая А.А. Гуманитарное присутствие США в Центральной Азии: вовлечь регион в сферу своего влияния. Международная жизнь. 2019;9:90–101.

6. Данилов В.Д. Проблемы культурно-гуманитарного сотрудничества КНР со странами Центральной Азии (на примере Киргизии). Современная научная мысль. 2020;2:112–119.

7. Довгополов В.Ю. Исторические факторы развития национализма в постсоветской России. Альманах «Казачество». 2017;28:19–25.

8. Кирчанов М.В. Политические и интеллектуальные мифологемы современного туркменского национализма. Центральная Азия и Кавказ. 2010;1(13):59–71.

9. Коновалова К.А. Государства постсоветского пространства как объекты воздействия внешней «мягкой силы»: пример Республики Беларусь. Мировая политика. 2018;2. http://doi.org/10.25136/2409-8671.2018.2.19446

10. Кудаяров К.А. Политика Турции в образовательной сфере Киргизии. Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2015;2(2):82–90.

11. Маккиндер Х.Дж. Географическая ось истории. Полис. Политические исследования. 1995;4:162–169.

12. Манахов С.В., Зуев В.М. Основные направления формирования единого образовательного пространства Евразийского экономического союза. Вестник НГУЭУ. 2016;2:40–48.

13. Панов В.Г. (ред.). Ежегодник Большой советской энциклопедии. Выпуск 34. М.: Советская энциклопедия; 1990. 560 с.

14. Сарафчук И.А. Концепция «Новый шелковый путь» и политика США в «Большой Центральной Азии». Международная жизнь. 2013;7:43–53.

15. Смаилов А. (ред.). Национальный состав населения Республики Казахстан: итоги переписи населения 1999 г. в Республике Казахстан: статистический справочник. Том 1. Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике; 2000. 202 с.

16. Эсенаманова Н. Исламские ориентиры Кыргызстана: роль зарубежных религиозных течений. Центральная Азия и Кавказ. 2015;3–4(18):213–227.

17. Cohen A. U.S. policy in the Caucasus and Central Asia: building а New Silk Road to economic prosperity. The Heritage Foundation, 1997;1132.

18. Starr S.F., Cornell S.E. Putin’s great strategy. The Eurasian Union and its discontents. Stockholm: Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies Program; 2014. 203 p.


Рецензия

Для цитирования:


Омельченко Н.А., Денисенко В.В. Научно-образовательная политика Российской Федерации в  странах Еразийского экономического союза: основные инструменты и  противодействующие акторы. Управление. 2024;12(4):96-108. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2024-12-4-96-108

For citation:


Omelchenko N.A., Denisenko V.V. Russia’s scientific and educational policy in  the Eurasian Economic Union countries: major tools and counteracting actors. UPRAVLENIE / MANAGEMENT (Russia). 2024;12(4):96-108. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2309-3633-2024-12-4-96-108

Просмотров: 132


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)
ISSN 2713-1645 (Online)