Top.Mail.Ru
Preview

Управление

Расширенный поиск

Методология совершенствования оценки экономической эффективности развития транспортной инфраструктуры

https://doi.org/10.26425/2309-3633-2024-12-3-26-35

Аннотация

Транспортная инфраструктура, в особенности инфраструктура железных дорог, играет ключевую роль в развитии экономики, обеспечивая эффективное перемещение товаров и людей. При этом она характеризуется высокой капиталоемкостью, длительными сроками эксплуатации и получением социально-экономических эффектов. Поэтому существует необходимость в совершенствовании методологии оценки экономической эффективности создания и развития объектов транспортной инфраструктуры. Традиционный подход к оценке основан на дисконтировании денежных потоков. При его применении значительные капитальные вложения сопоставляются с обесцениваемыми в результате дисконтирования эффектами последующих лет, в которые и происходит выход инфраструктурного объекта на заданную расчетную загрузку. К тому же не учитывается тот факт, что транспортная инфраструктура приносит пользу и представляет ценность не только для текущего поколения, но и для будущего. При этом она как экономическое благо не может рассматриваться в качестве единовременно потребляемого товара: эту услугу по перевозке невозможно накапливать. Для более точной и всесторонней оценки эффективности на примере железнодорожного транспорта предлагается рассматривать результаты долгосрочного функционирования транспортной инфраструктуры при полной (расчетной) загрузке не в будущем, а в настоящем (настоящем продолженном) времени. Показателями проводимой экономической оценки являются изначально вложенный и скорректированный вложенный капитал, годовой эффект, коэффициент эффективности и ценность объекта транспортной инфраструктуры. Результаты исследования направлены на адекватную оценку эффективности реализации проектов в изучаемой сфере. В дальнейшем методика может быть дополнена определением рисков необеспечения нормальной загрузки инфраструктуры в течение всего расчетного периода, а также оценкой снижения доходности или завышения себестоимости перевозок.

Об авторах

Д. А. Мачерет
Акционерное общество «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»; Российский университет транспорта
Россия

Мачерет Дмитрий Александрович, Д-р экон. наук, первый зам. председателя Объединенного ученого совета открытого акционерного общества «Российские железные дороги»; проф. каф. экономики транспортной инфраструктуры и управления строительным бизнесом

129626, 3-я Мытищинская ул., 10c3, г. Москва

127055, Образцова ул., 9с2, г. Москва



А. Д. Разуваев
Российский университет транспорта
Россия

127055, Образцова ул., 9с2, г. Москва



Список литературы

1. Бeм-Баверк О. фон. Капитал и процент. Позитивная теория капитала. Том 2. Пер. с англ. Челябинск: Социум; 2010. 916 с.

2. Галабурда В.Г., Соколов Ю.И., Лавров И.М., Белозёров В.Л., Терёшина Н.П., Бубнова Г.В. и др. Управление маркетинговой деятельностью на транспорте: монография. М.: Российский университет транспорта (Московский институт инженеров транспорта); 2018. 300 с.

3. Герасимов М.М. Дисконтирование затрат в проектах железнодорожного строительства. Экономика железных дорог. 2017;12:48–58.

4. Герасимов М.М. Несовершенство метода дисконтирования затрат для обоснования строительства проектов транспортной инфраструктуры. Финансовые аспекты структурных преобразований экономики. 2023;9:46–53.

5. Дасковский В.Б., Киселёв В.Б. Новый подход к экономическому обоснованию инвестиций. М.: Канон+; 2016. 400 с.

6. Капелюшников Р.И. Поведенческая экономика и «новый» патернализм. Часть I. Вопросы экономики. 2013;9:66–90. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2013-9-66-90

7. Квицинский А.С. Проблема соизмерения разновременных капитальных затрат. Труды Московского института инженеров железнодорожного транспорта. 1981;686:10–17.

8. Лапидус Б.М., Мишарин А.С., Махутов Н.А., Фомин В.М., Зайцев А.А., Мачерет Д.А. О научной платформе стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2050 года. Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2017;2:1–20.

9. Ледней А.Ю. Методы оценки экономической эффективности инфраструктурных проектов на транспорте. Экономика железных дорог. 2019;9:14–24.

10. Ледней А.Ю. Разработка методических подходов к оценке экономической эффективности развития транспортной инфраструктуры с учетом объемов и неравномерности перевозок. Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. М.: Российский университет транспорта (Московский институт инженеров транспорта); 2020. 176 с.

11. Мацуль Е.Г. Инструментарий стоимостной оценки бизнеса: современная характеристика и перспективы развития. Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. 2022;2(262):40–48.

12. Мачерет Д.А. Об экономических проблемах развития транспортной инфраструктуры. Мир транспорта. 2011;3(36(9):76–83.

13. Мачерет Д.А., Ледней А.Ю. Ценность транспортной инфраструктуры: сущность и формирование. Экономика железных дорог. 2017;9:13–20.

14. Мачерет Д.А., Разуваев А.Д. Научные проблемы оценки экономической эффективности инвестиций в проекты транспортной инфраструктуры с длительным жизненным циклом. Бюллетень ученого совета АО «ИЭРТ». 2020;5:31–44.

15. Мачерет Д.А., Валеев Н.А. Методологические основы оценки экономической эффективности транспортных систем. Экономика железных дорог. 2022;5:46–57.

16. Мизес Л. фон. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. Пер. с англ. Челябинск: Социум»; 2023. 1024 с.

17. Разуваев А.Д. Экономическая оценка создания, эволюции и стратегического развития транспортной инфраструктуры (на примере железнодорожного транспорта): монография. М.: Прометей; 2021. 286 с.

18. Ротбард М.Н. Временное предпочтение. В кн.: Экономическая теория. Пер. с англ. Ю. Автономова. М.: Инфра-М; 2004. С. 827–833.

19. Серов В.М., Тихонов Ю.П. Развитие методологии оценки экономической эффективности инвестиционных проектов. Журнал экономической теории. 2021;3(18):433–447. https://doi.org/10.31063/2073-6517/2021.18-3.8

20. Серов В.М., Тихонов Ю.П. О сравнительной оценке экономической эффективности инвестиционных вложений в производственный капитал. Вестник университета. 2023;5:131–140. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5131-140

21. Силкина Н.Г., Черникова А.А., Карпов Э.А., Федин А.В., Кобзева А.Г. Дисконтирование денежных потоков в инвестиционных проектах: монография. Старый Оскол: Тонкие наукоемкие технологии; 2014. 200 с.

22. Тихонов Ю.П. О проблеме учета фактора времени в теории оценки экономической эффективности инвестиционных проектов. Вестник университета. 2015;12:140–145.

23. Тихонов Ю.П. Эволюция концепции дисконтирования денежных потоков: от «Книги абака» Леонардо Пизанского до «Теории процента» Ирвинга Фишера. Журнал экономической теории. 2017;1:141–154.

24. Fisher I. The theory of interest. New York: Macmillan; 1930. 566 p.

25. Wisniewski J., Schut D. (eds.) A global vision for railway development. Paris: International Union of Railways; 2019. 52 p.


Рецензия

Для цитирования:


Мачерет Д.А., Разуваев А.Д. Методология совершенствования оценки экономической эффективности развития транспортной инфраструктуры. Управление. 2024;12(3):26-35. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2024-12-3-26-35

For citation:


Macheret D.A., Razuvaev A.D. Methodology for improving the assessment of the economic efficiency of transport infrastructure development. UPRAVLENIE / MANAGEMENT (Russia). 2024;12(3):26-35. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2309-3633-2024-12-3-26-35

Просмотров: 313


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)
ISSN 2713-1645 (Online)