Top.Mail.Ru
Preview

Управление

Расширенный поиск

Маркетинг высоких технологий: проблемы и возможности для Российской Федерации

https://doi.org/10.26425/2309-3633-2023-11-2-124-136

Аннотация

Цель исследования – поиск ориентиров холистического маркетинга в решении задач высокотехнологичного развития экономики Российской Федерации. Рассматриваются проблемы и возможности маркетинга высокотехнологичных решений в российских реалиях периода геополитического кризиса мировой экономики, санкционного давления и разрыва глобальных инновационных связей. Анализируются результаты статистических и экспертных оценок российских и зарубежных исследователей. Представлены подходы к определению высоких технологий; их особенности как объекта маркетинга (сложность, высокая неопределенность результатов), а также спроса и конкуренции; высокие риски инвестиций всех видов ресурсов. Инновационность, способность генерировать и коммерциализировать высокотехнологичные инновации, пересекающие границы отраслей, культур и рынков регионов мира, определяется как важное условие устойчивости, конкурентоспособности и потенциала развития экономики в текущих условиях. Предложено определение маркетинга высоких технологий в концепции холистического маркетинга. Высокий уровень развития человеческого капитала в России определяется как предпосылка использования креативных решений в маркетинге высокотехнологичных инноваций. Представлены рекомендации маркетинг-решений развертывания жизненного цикла высокотехнологичного продукта по рыночным сегментам разной степени зрелости, обозначены методы и модели, используемые в маркетинге высоких технологий. Подчеркивается необходимость просвещения, информирования, обучения широкой и профессиональной общественности. Высокие технологии предлагается рассматривать как часть инновационных систем в контексте социально-экономических институтов. Отмечается, что холистическая концепция маркетинга высоких технологий как элемента национальных технологических и глобальных инновационных систем предполагает решения институционального и инфраструктурного уровня.

Об авторе

И. В. Алешина
Государственный университет управления
Россия

Алешина Ирина Викторовна, канд. экон. наук, доц. каф. маркетинга

109542, Рязанский пр-т, 99, г. Москва, Россия



Список литературы

1. Алешина И.В. (2022a). Глобализация как фактор эволюции концепций маркетинга // Управление. Т. 10, № 1. С. 85–100. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2022-10-1-85-100

2. Аузан А.А., Бахтигараева А.И., Брызгалин В.А. (2022). Развитие креативной экономики России в контексте современных вызовов // Журнал Новой экономической ассоциации. № 2 (54). cc. 213–220. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2022-54-2-12

3. Аузан А.А., Комиссаров А.Г., Бахтигараева А.И. (2019). Социокультурные ограничения коммерциализации инноваций // Экономическая политика. Т. 14. № 4. С. 76–95. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2019-4-76-95

4. Ершов М.В. (2022). Российская экономика в условиях новых санкционных вызовов // Вопросы экономики. № 12. С. 5–23. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-12-5-23

5. Колганов А.И., Кульков В.М., Хубиев К.А., Титова Н.И. (2022). Российская экономика: системный взгляд // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. № 3. С. 3–21. https://doi.org/10.38050/01300105202231

6. Мамедьяров З.А. (2022). Развитие науки и технологий: посткризисные оценки // Мировая экономика и международные отношения. Т. 66, № 5. С. 14–22. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-5-14-22

7. Невзорова Т.А., Кучеров В.Г. (2022). Концепция технологической инновационной системы: основные положения и возможности // Вопросы экономики. № 5. С. 99–120. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-5-99-120

8. Смолин О.Н. (2022). Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры // Научные труды ВЭО России. Т. 235, № 3. С. 140–157. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2022-235-3-140-157

9. Alyoshina I.V. (2022b). Marketing in Russia in an age of digital globalization // Proceedings of the International Scientific Conference “Smart nations: Global trends in the digital economy”. V. 2. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 398. Springer, Cham. Pp. 189–197. https://doi.org/10.1007/978-3-030-94870-2_25

10. Galindo-Rueda F, Verger F. (2016). OECD taxonomy of economic activities based on R&D intensity // OECD Science, technology and industry working papers. V. 4. 24 p. https://doi.org/10.1787/5jlv73sqqp8r-en

11. Kotler P., Keller K. (2012). Marketing Management. 14-th ed. US: Prentice Hall. 812p.

12. Mohr J., Sengupta S., Slater S. (2010). Marketing of high-technology products and innovations. 3rd ed. Prentice Hall. 538 p.

13. Moore G. (2005). Inside the Tornado: Strategies for Developing, Leveraging, and Surviving Hypergrowith Markets. Harper Business. 272 p.

14. Moore G. (2014). Crossing the Chasm. 3rd ed.: Marketing and Selling Disruptive Products to Mainstream Customers. Collins Business Essentials. 274 p.

15. Petrescu M., Lauer B. (2017). Qualitative marketing research: The state of journal publications // The Qualitative Report. V. 9, no. 22. P. 2248–2287. https://doi.org/10.46743/2160-3715/2017.2481

16. Taferner B.A. (2017). Next generation of Innovation Models? An Introduction of the Innovation Process Model Big Picture © Towards the Different Generations of Models // Review of Innovations and Competitiveness. V. 3, no. 3. Pp. 47–60.


Рецензия

Для цитирования:


Алешина И.В. Маркетинг высоких технологий: проблемы и возможности для Российской Федерации. Управление. 2023;11(2):124-136. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2023-11-2-124-136

For citation:


Alyoshina I.V. High-tech marketing: Challenges and opportunities for the Russian Federation. UPRAVLENIE / MANAGEMENT (Russia). 2023;11(2):124-136. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2309-3633-2023-11-2-124-136

Просмотров: 424


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)
ISSN 2713-1645 (Online)