Образовательная миграция из Таджикистана в Россию: тенденции и последствия
https://doi.org/10.26425/2309-3633-2022-10-3-58-66
Аннотация
В статье рассматриваются масштабы эмиграции из Таджикистана в Россию, распределение таджикских мигрантов на территории России, важность развития образовательной миграции для Таджикистана. А также тенденции образовательной эмиграции из Таджикистана в Россию и перспективы образовательной миграции из Таджикистана. Автором предложены практические рекомендации для Таджикистана по сохранению и возврату в страну высококвалифицированных специалистов. Таджикистан как страна с молодой возвратной структурой населения в последние годы становится значимым участником в различных потоках миграции. Мигрантов из Таджикистана можно разделить на две группы по уровню образования: первая – это молодежь со средним или с неполным средним образованием, крайне редко – с профессиональным. Вторая группа – это люди среднего и старшего возраста, квалифицированные рабочие и специалисты со средним специальным и высшим образованием. Традиционно таджикистанская молодежь выезжала на обучение в Россию и Казахстан. Половина выпускников вузов Таджикистана пытаются продолжить обучение и/или найти работу за рубежом, используя «Интернет». Многие видят образовательную миграцию как один из каналов эмиграции. Этот процесс сопровождается получением гражданами Таджикистана еще одного образования или переквалификацией, признанием таджикистанских дипломов, прохождением соответствующих курсов в странах приема. Подталкивающим фактором миграции из Таджикистана в Россию, прежде всего, выступала социально-экономическая ситуация в Таджикистане и возможность зарабатывать и улучшать условия жизни как внутри страны, так и за рубежом. Главными причинами, по которым мигранты не хотят возвращаться в Таджикистан, является не только низкая заработная плата на родине, но и большие возможности за рубежом, которые имеют не только экономическое, но и политическое, и социальное измерение (свобода политических взглядов, возможность самовыражения, реализация способностей). Таджикистан в результате этой волны миграции теряет не только молодежь, но и яркий потенциал. Требуется политика привлечения высококвалифицированных специалистов в страну, что невозможно без реальных изменений в социально-экономической и политической сфере. Цель статьи – выявить тенденции и перспективы развития образовательной миграции из Таджикистана в Россию, а также последствия образовательной эмиграции для Таджикистана.
Об авторе
А. Х. РахмоновРоссия
Рахмонов Абубакр Хасанович, канд. экон. наук, ст. науч. сотр.
119333, Фотиевой ул., 6к1, г. Москва
Список литературы
1. Abdusamatov B.B., Bayanova L.N. (2018), “Interaction between Russia and Tajikistan in the field of education”, Bulletin of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, no. 2(46), pp. 125–130.
2. Bakhriev B.Kh. (2018), “Soft power and public diplomacy: opportunities for independent Tajikistan”, Bulletin of the Tomsk State University, no. 436, pp. 97–105. https://doi.org/10.17223/15617793/436/11
3. Bobokhonov R.S. (2011), “The Civil war in Tajikistan 1992–1997: causes, course, consequences, and lessons”, Social Sciences and modernity, no. 4. pp. 74–83.
4. Dustmann C., Glitz A. (2011), “Migration and Education”, Handbook of the Economics of Education, vol. 4, pp. 329–429.
5. Kasymova S.R. (2017), Educational migration of young people of Tajikistan: problems and prospects. Research report, Center for Gender Education, Dushanbe, Tajikistan, 40 p.
6. Khalid A., Jeffrey S.B., Ira B. (2019), Education, immigration, and migration, Emerald Publishing, Bingley, UK, 303 p.
7. Liu Qi. (2021), “Difficulties of de-russification in Tajikistan in the field of education”, Medicine. Sociology. Philosophy. Applied research, no. 4. pp. 83–88.
8. Pirnazarova P.A. (2013), “Relations between the Republic of Tajikistan and the Russian Federation in the field of education, science, and culture: 1991-2011”: Abstr. Diss. ... Cand. Sci. (Hist.): 07.00.02: Ahmadi Donish Institute of History, Archeology and Ethnography National Academy of Sciences of Tajikistan, Dushanbe, Tajikistan.
9. Rizoen Sh. Sh. (2021), “Foreign education of Tajik youth as a two-way resource of soft power”, Scientific journal Diskurs-Pi, no. 1 (42), pp. 158–175. https://doi.org/10.24412/1817-9568-2021-1-158-175
10. Ryazantsev S.V., Akramov Sh.Yu., Rakhmonov A.Kh., Ponomarev E.S. (2018), “Emigration from Tajikistan to OECD countries: trends, consequences, prospects”, Scientific Review. Series 1. Economics and law, no. 3–4, pp. 22–34. https://doi.org/10.26653/2076-4650-2018-3-4-03
11. Zwarthoed D., Culp J. (2018), “Introduction: education and migration”, Journal of Global Ethics, vol. 14, no. 1, pp. 5–10. http://dx.doi.org/10.1080/17449626.2018.1498800
Рецензия
Для цитирования:
Рахмонов А.Х. Образовательная миграция из Таджикистана в Россию: тенденции и последствия. Управление. 2022;10(3):58-66. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2022-10-3-58-66
For citation:
Rakhmonov A.Kh. Educational migration from Tajikistan to Russia: trends and consequences. UPRAVLENIE / MANAGEMENT (Russia). 2022;10(3):58-66. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2022-10-3-58-66