Top.Mail.Ru
Preview

Управление

Расширенный поиск

Дизайн-мышление в управлении динамикой групповой интеллектуальной работы

https://doi.org/10.26425/2309-3633-2020-8-3-53-61

Аннотация

В статье дано обоснование применения дизайн-мышления для формирования мягких навыков специалистов. Сегодня понятие Π-образной компетенции приобретает новый смысл: современному специалисту нужны профессиональные компетенции и мягкие навыки, особенно эмпатия и готовность к сотрудничеству. Цель данной работы  заключается в том, чтобы показать роль подхода дизайн-мышления в становлении у  специалистов мягких навыков.
Подход дизайн-мышления сегодня развивается в трех основных направлениях: методика  исследования и улучшения клиентского опыта (сервис-дизайн), основа  командообразования и роста корпоративной культуры (как часть employee experience management), а также нейро-дизайн. Портфель инструментов, включенных в четко описанную структуру дизайнерского решения проблемы, помогает направить  творческую группу на эффективное использование своих когнитивных способностей, что  в конечном итоге позволяет найти прорывное инновационное решение.
На основе собственного опыта обучения дизайн-мышлению студентов университета и  слушателей бизнеспрограмм автором предложены к обсуждению правила проведения дизайн-семинаров. Выделены и описаны в кейсах основные направления применения дизайн-мышления: создание инновационного продукта, востребованного потребителем;  улучшение процессов организации и командообразования, личностный рост и развитие креативности. Показаны особенности проведения дизайн-семинаров, даны описания некоторых популярных техник дизайн-мышления (карта эмпатии, CJM, HMW, CBF, World café), а также представлено авторское дополнение к карте пути пользователя – модель PEdPL. Дана оценка влияния на результаты групповой работы различных техник дизайн- мышления. Построена кривая эмоций и работоспособности группы во время проведения дизайн-сессии в формате тренинга. Приведены рекомендации управления динамикой групповой работы с помощью техник дизайн-мышления и приемов коучинга.

Об авторе

Е. В. Васильева
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия

д-р экон. наук, профессор

125993 (ГСП-3), Ленинградский проспект, 49, г. Москва, Российская Федерация



Список литературы

1. Аллин О.Н., Сальникова Н.И. (2005). Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. М.: Генезис. 248 с.

2. Васильева Е.В. (2019). Дизайн-мышление: немного о подходе и много об инструментах развития креативного мышления, изучения клиентских запросов и создания идей: монография. М.: Русайнс. 204 c.

3. Васильева Е.В., Зобнина М.Р. (2020). Маркетинг и управление продуктом на цифровых рынках. Генерация и проверка идей через CustDev, дизайн-мышление и расчеты юнит-экономики. М.: Кнорус. 724 с.

4. Курпатов А.В. (2018). Чертоги разума. М.: Курпатов А.В. 330 c.

5. Роулинг С. (2018). Я хочу больше идей. Более 100 техник упражнений для развития творческого мышления. М.: Манн, Иванов и Фербер. 280 с.

6. Чуркина М.А., Жадько Н.В. (2006). Тренинг для тренеров на 100 %: Секреты интенсивного обучения. М.: Альпина Бизнес Букс. 246 с.

7. Brown T. (2009). Change by design: How design thinking transforms organizations and inspires innovation. NY: HarperCollins Business, 272 р.

8. Clark T., Osterwalder A., Pigneur Y. (2012). Business model you: A one-page method for reinventing your career. NY: John Wiley & Sons. 256 р.

9. Iliffe-Wood M. (2014). Coaching presence: building consciousness and awareness in coaching interventions. London: Kogan Page, 208 р.

10. Kelley T., Kelley D. (2013). Creative confidence unleashing the creative potential within us all. NY: Barnes & Noble. 288 p.

11. Laloux F. (2014). Reinventing organizations. A guide to creating organizations inspired by the next stage of human consciousness. Miami: Nelson Parker. 451 р.

12. Leonard-Barton D. (1996). Wellsprings of knowledge: building and sustaining the sources of innovation. Boston: Harvard Business School Press. 334 р.

13. Levrik M., Link P., Leifer L. (2018). The design thinking playbook: Mindful digital transformation of teams, products, services, businesses and ecosystems. NY: Wiley. 352 p.

14. Liedtka J., Ogilvie T. (2011). Designing for growth: A design thinking toolkit for managers. Columbia: Columbia University Press. 240 р.

15. Rawling S. (2016). Be creative – now! The 2-in-1 manager: speed read – instant tips; big picture – lasting results. London: Pearson Education. 290 р.

16. Sanchez A. V., Ruiz M. P. et al. (2008). Competence-based learning. A proposal for the assessment of generic competences. Madrid: University of Deusto. 335 р.

17. Silig T. (2009). What I wish I knew when I was 20. A crash course on making your place in the world. NY: HarperCollins Publishers. 208 р.

18. Solso R.L. (2001). Cognitive psychology. London: Allyn and Bacon. 592 р.

19. Starr J. (2003). The coaching manual: the definitive guide to the process principles and skills of personal coaching. London: Pearson Education. 368 р.

20. Wilkinson М. (2004). The secrets of facilitation: The smart guide to getting results with groups. CA: Jossey-Bass. 515 р


Рецензия

Для цитирования:


Васильева Е.В. Дизайн-мышление в управлении динамикой групповой интеллектуальной работы. Управление. 2020;8(3):53-61. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2020-8-3-53-61

For citation:


Vasilieva E.V. Design thinking in managing the dynamics of group intellectual work. UPRAVLENIE / MANAGEMENT (Russia). 2020;8(3):53-61. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2309-3633-2020-8-3-53-61

Просмотров: 776


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)
ISSN 2713-1645 (Online)