Preview

Управление

Расширенный поиск

Подходы к разработке стратегии формирования регионального научно-образовательного кластера в условиях пространственного развития территорий

https://doi.org/10.26425/2309-3633-2020-8-3-16-23

Полный текст:

Аннотация

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов необходимо осуществлять выбор основных приоритетов при формировании стратегии развития и успешного функционирования экономических систем. В этой связи важен поиск новых  источников инновационного развития, который может быть обеспечен путем формирования различных форм кластерной интеграции на уровне субъектов федерации, обеспечивающих взаимодействие между расположенными на одной  территории учебными заведениями, предпринимательскими структурами, а также  государственными структурами, осуществляющими научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность. Для эффективного функционирования кластера важно
сформировать взаимный интерес всех заинтересованных участников. Это позволяет эффективно использовать организационные возможности в интересах развития территорий и формировать стратегию их развития.
В статье рассмотрены походы к разработке стратегии формирования регионального научно-образовательного кластера как новой формы пространственной организации экономики на региональном уровне, заключающиеся в учете стратегических направлений развития региона и его территорий на основе принципов системного и процессного взаимодействия. Показана роль кластерной интеграции учреждений науки и образования в решении стратегических задач социально-экономического развития регионов. Уточнена и раскрыта взаимосвязь стратегической направленности развития  региональных научно-образовательных кластерных структур с приоритетами регионального стратегического развития. Установлена последовательность формирования стратегии регионального научно-образовательного кластера, включающая аналитический, функционально-содержательный и оценочный этапы. Университетский комплекс, выступающий «ядром» создания научно-образовательного кластера
в условиях региональной экономики, может рассматриваться в качестве наиболее  перспективной формы оптимизации деятельности и развития высшего учебного  заведения. В связи с этим данная задача приобретает особую актуальность в рамках реализации концепции интеграции триады производства (бизнеса), науки и образования. 
Предложены основные элементы системы управления стратегическим развитием  регионального научно-образовательного кластера, содержащей компоненты  содержательной и инструментальной подсистемы.

Об авторах

Н. В. Андреева
ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Россия

д-р экон. наук, профессор

600000, ул. Горького, 87, г. Владимир, Российская Федерация



А. В. Герасимов
ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Россия

инженер управления мониторинга и оценки качества

600000, ул. Горького, 87, г. Владимир, Российская Федерация



Список литературы

1. Андреева Н.В. (2017). Кластерный подход при взаимодействии образовательного учреждения с предпринимательскими и властными структурами региона (на примере Ивановской области) // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. № 3 (369). С. 60–64.

2. Асаул А.Н. (2012). Кластерная форма организации экономики как альтернатива отраслевой // Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 165. С. 311–335.

3. Бурматова О.П., Куриляк Е.Ю. (2017). Кластерный подход как одна из современных технологий управления региональным развитием // Вестник КемГУ. Серия: Политические, социологические и экономические науки. № 4. С. 29–34.

4. Давыдова Н.Н., Фоменко С. Л. (2015). Кластерная интеграция образовательных организаций: подходы к организации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 6. С. 22–27.

5. Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. (2008). Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории // Наука. Инновации. Образование. № 7. С. 9–39.

6. Кривых С.В., Кирпичникова А.В. (2015). Кластерный подход в профессиональном образовании: монография. СПб.: ИНОВ. 140 с.

7. Лапыгин Д.Ю. (2015). Интеграция образования и науки как фактор стратегического развития региона // Регионология. № 1. С. 107–113.

8. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. (2016). Региональная кластерная политика: концептуальное, методическое и инструментальное обеспечение: монография. М.: Русайнс. 165 с.

9. Щепакин К.М., Жукова Н.В. (2013). Формирование образовательных кластеров региона // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. № 3 (1). С. 208–218.

10. Шибаева Т.А. (2018). Оценка кластерно-сетевых структур региональной экономики // Фундаментальные исследования. № 3. С. 84–89.

11. Humphrey J., Schmitz H. (2000). Governance and upgrading: linking industrial cluster and global value chain research // IDS Working Paper No. 120. Brighton, UK: IDS.

12. Lundvall B.A. (1985). Product innovation and user–producer interaction // Industrial Development Research Series No. 31. Aalborg: Aalborg University Press. Режим доступа: http://vbn.aau.dk/ files/7556474/user-producer.pdf (дата обращения: 16.07.2020).


Для цитирования:


Андреева Н.В., Герасимов А.В. Подходы к разработке стратегии формирования регионального научно-образовательного кластера в условиях пространственного развития территорий. Управление. 2020;8(3):16-23. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2020-8-3-16-23

For citation:


Andreeva N.V., Gerasimov A.V. Strategy formation development approaches of the regional scientific and educational cluster in the context of spatial development of territories. Upravlenie. 2020;8(3):16-23. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2309-3633-2020-8-3-16-23

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)
ISSN 2713-1645 (Online)