Preview

Управление

Расширенный поиск

Психологические аспекты управления эффективным стратегическим партнерством

https://doi.org/10.26425/2309-3633-2020-1-114-123

Полный текст:

Аннотация

Стратегические партнерства, которые формировались с конца прошлого века как эффективные бизнесэлементы интеграции экономического мира, сегодня являются наиболее перспективной формой развития бизнеса. Они позволяют преодолевать негативные аспекты форсированного роста и укрупнения, оставляют партнерам простор для выбора оптимальных решений, ориентированы в будущее, увеличивают стабильность компаний-партнеров в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг. Сегодня подобные партнерства превратились в важнейшее орудие конкурентной борьбы, открывая возможности для выхода на новые рынки. По структуре стратегическое партнерство может совмещать многочисленные организационные формы, включая совместные предприятия, лицензионные соглашения, долгосрочные контракты на поставку и закупку продукции, программы совместных разработок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, взаимное предоставление реализационных сетей. Управление стратегическим партнерством - очень сложная, специфическая деятельность и сфера корпоративного менеджмента, в которой крайне важно соблюдать баланс между интересами альянса в целом, интересами своей компании и компании-партнера, учитывая также интересы акционеров, стратегических инвесторов и других заинтересованных сторон.

В статье рассмотрены конкретные примеры стратегических альянсов, динамика их развития, причины их успеха или неудач. Продемонстрировано, что серьезным препятствием эффективного сотрудничества корпораций выступают не экономические, а психологические причины. Предложено понятие психологического синдрома стратегического партнерства, раскрыто его содержание и структура, включающая индивидуальные, организационные и культурные компоненты. Кратко обозначены пути преодоления указанного синдрома, включая создание и обучение команды стратегического партнерства. Для подробного описания и оценки эффективности предлагаемой психотехнологии организационного развития потребуется отдельная статья, которую мы планируем представить в одном из ближайших номеров.

Об авторах

В. И. Добросоцкий
ФГАОУ ВО Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Добросоцкий Виктор Иванович - доктор экономических наук.

Москва



А. Н. Занковский
ФГБУ Российская академия наук
Россия

Занковский Анатолий Николаевич - доктор психологических наук.

Москва



Список литературы

1. Анохина, M. E., Середина, H. С. Конкурентоспособность регионального АПК. М.: Интеллект-Центр, 2011. 231 с.

2. Большаков, А. В. Управление процессами формирования стратегических альянсов: Теоретический аспект // Вестник университета. 2007. № 3 (29). С. 227—235.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982—1983. Т. 5: Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. 1983. 368 с.

4. Гейтс. Б. Бизнес со скоростью мысли: Как добиться успеха в информационную эру. М.: Эксмо, 2006. 254 с.

5. Добросоцкий, В. И. Государственное регулирование экономики. М.: МГИмО-Университет, 2017. 414 с.

6. Матвиенко, Д. Ю. Стратегические альянсы в конкурентном взаимодействии компаний // Современная конкуренция. 2010. № 6 (24). С. 18—26.

7. Шайн, Э. Г. Организационная культура и лидерство. М.: Дело, 2000. 272 с.

8. Appiah-Adu, K., Bawumia, M. Key Determinants of National Development: Historical Perspective and Implication for Developing Economies. London: Routledege, 2016. 420 p.

9. Coase, R. H. The Nature of the Firm // The Firm, the Market and the Law. Chicago; London: University of Chicago Press, 1988. P. 33—56.

10. De Meuse, K. P., Dai, G., Hollenbeck, G. S. Learning agility: A construct whose time has come // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 2010. No. 62 (2). P. 119-130.

11. De Man, A. P. Alliances: An executive guide to designing successful strategic partnerships. Chiechester: Wiley & Sons Ltd. 2013. 236 p.

12. Gavetti, G. The new psychology of strategic leadership // Harvard Business Review, July-August, 2011. P. 118-125.

13. Goldman, E.F. Leadership practices that encourages strategic thinking // Journal ofStrategy Managament, 2012. Vol. 5 No. 1, pp. 25-40.

14. Goldman, E. F., Scott, A. R. Follman, J. Organizational practices to develop strategic thinking // Journal of Strategy and Management. 2015. Vol. 8. No. 2. P. 155-175.

15. Kaiser, R. B., Craig, S. B., Overfield, D. V., Yarborough, P. Differences in managerial jobs at the bottom, middle, and top: A review of empirical research // The Psychologist-Manager Journal. 2011. No. 14. P. 76-91.

16. Kale, P., Singh, H. Building firm capabilities through learning: the role of the alliance learning process in alliance capability and firm-level alliance success // Strategic Management Journal. 2007. No. 28 (10). P. 981-1000.

17. Kilmann, R., Saxton, M. J., Serpa, R. Issues in Understanding and Changing Culture // California Management Review. 1986. No. 28 (2). P. 87-94.

18. Laldwell, C. et al. Leadership, Trustworthiness, and Ethical Stewardship // Journal of Business Ethics. 2010. No. 96. P. 497-512.

19. Leung, K., White, S. Exploring dark corners: An agenda for organizational behavior research in alliance contexts // Handbook of strategic alliances / O. Shenkar, J. J. Reuer (Eds.). Thousand Oaks: Sage, 2006. P. 199—218.

20. Porter, M. Competitive advantage. New York: Free Press, 1985. 557 p.

21. Posner, R. A. Economic Analysis of Law. Boston; Mass.; Toronto: Little, Brown and Co., 1977. 2nd ed. 415 p.

22. Richter, A. International Strategic Alliances and CrossBorder Mergers & Acquisitions. Research paper, 2009. 80 p.

23. Tjemkes, B., Vos, P., Burgers K. Strategic Alliance Management. London: Routledge, 2017. 424 p.

24. Williamson, O. E. The Economic Institutions of Capitalism: Firms, Markets, Relational Contracting. New York: The Free Press, 1985. 450 p.

25. Zankovsky, A. N., Heiden von der, Ch. Leadership with Synercube: A dynamic leadership culture for excellence. Berlin; Heidelberg: Springer Berlin-Heidelberg, 2015. 241 p.


Для цитирования:


Добросоцкий В.И., Занковский А.Н. Психологические аспекты управления эффективным стратегическим партнерством. Управление. 2020;8(1):114-123. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2020-1-114-123

For citation:


Dobrosotskij V.I., Zankovskii A.N. Psychological aspects of effective strategic partnership management. Upravlenie. 2020;8(1):114-123. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2309-3633-2020-1-114-123

Просмотров: 42


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)
ISSN 2713-1645 (Online)