Preview

Управление

Расширенный поиск

Государственная политика в области развития вузовской науки: стадии жизненного цикла

Полный текст:

Аннотация

Предметом исследования выступает политика Российской Федерации по управлению научным потенциалом высшей школы. Целью настоящей статьи является выявление и характеристика тенденций современной государственной политики в указанной сфере. В качестве базового метода исследования используется системно-динамический подход к изучению политики, предполагающий выделение пространственного, временного и технологического ее компонентов. При этом основное внимание в рамках настоящей статьи автор уделяет временному компоненту государственной политики по управлению научным потенциалом высшей школы, раскрываемому через характеристику различных стадий ее жизненного цикла. Первичные данные получены в результате заочного экспертного анкетирования, а также фокус-группового интервью.Основной теоретический результат проведенного исследования заключается в обосновании категории «жизненный цикл государственной политики», охватывающий такие главные стадии, как ее формирование, реализация и оценка. Доказано, что каждой из стадий соответствует определенный тип оценки научного потенциала высшей школы: факторная, результативная и итоговая. В статье приводится оригинальный подход к исследованию жизненного цикла государственной политики по управлению научным потенциалом высшей школы, обосновывается взаимосвязь его стадий и стадий жизненного цикла самого научного потенциала высшей школы.Основным эмпирическим результатом исследования является выявление основных рисков в рассматриваемых процессах и анализ особенностей влияния различных общественных и политических организаций на их формирование. Практическая значимость полученных результатов обусловлена возможностью их использования при разработке концепции государственной политики по развитию университетской науки.

Об авторе

Д. Ю. Знаменский
Государственный университет управления
Россия


Список литературы

1. Блинова Н.В., Гаганова Е.В. Оценка рисков при разработке государственных программ и политики: российская практика // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 20. - С. 52-54.

2. Герасимов А.В., Жигаева К.В. Государственная власть и гражданское общество в современной России: проблемы взаимодействия: монография. - М.: МГГЭУ, 2014. - 177 с.

3. Гимазова Ю.В. От «фабрик мысли» к «центрам публичной политики»: международный опыт и перспективы России // Вестник университета. - 2012. - № 4. - С. 10-14.

4. Емелин Н.М. Государственная научно-техническая политика РФ. - М.: Интерфизика, 2006. - 57 с.

5. Знаменский Д.Ю. Системно-динамический подход к исследованию процесса формирования и реализации государственной политики // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 12. - С. 104-106.

6. Зотов В.Б., Блинова Н.В., Бронников И.А. Управление рисками на основе информационно-коммуникационных технологий // Муниципальная академия. - 2016. - № 1. - С. 34-42.

7. Кальяк А.М., Петренко М.С., Нечаева Ж.В., Щербакова Е.С. Становление и развитие научных школ в монопрофильном вузе // Высшее образование в России. - 2015. - № 2. - С. 97-105.

8. Левашов В.К., Афанасьев В.А., Новоженина О.П., Шушпанова И.С. Современное состояние гражданского общества в России. XL этап социологического мониторинга, июнь 2014 г. - М.: ИСПИ РАН, 2014. - 63 с.

9. Лобанов В.В. Основы государственной политики: формирование, реализация, оценка: учебное пособие. - Кн. 2. - М., ГУУ, 2011. - 200 с.

10. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления. Учебник. М.: Изд-во Юрайт. - 2015. - 701 с.

11. Перегудов С.П. Политическая система России в мировом контексте: институты и механизмы взаимодействия. М.: РОССПЭН. - 2011. - 430 с.

12. Путин 3.0: общество и власть в новейшей истории России: монография / по ред. Е.Б. Шестопал. - М.: АРГА- МАК-МЕДИА. - 2015. - 420 с.

13. Соколов В.В., Малик Е.Н. Государственная и публичная политика: учебное пособие для магистратуры. - Орел, Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. - 238 с.

14. Стратегическое программно-целевое управление: монография / А.М. Елохов, Т.А. Елохова; Зап.-Урал. Ин-т экономики и права. - Пермь, 2015. - 376 с.

15. Сунгуров А.Ю. Как возникают политические инновации: «фабрики мысли» и другие институты-медиаторы / А.Ю. Сунгуров. - М.: Политическая энциклопедия, 2015. - 382 с.

16. Сычев А.В. Методы и подходы к формированию индикаторов инновационной деятельности университетов // Проблемы экономики и юридической практики. - 2012. - № 4. - С. 147-150.

17. Сычев, А. В., Знаменский, Д. Ю. Научный потенциал негосударственного вуза: системный подход к исследованию // «Науковедение»: интернет-журнал. - 2013. - № 4 (17). - С. 10-13.

18. Сычев А.В. Первичная оценка научного потенциала негосударственного вуза: варианты подходов // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 4 (23). - С. 17.

19. Шабров О.Ф. Эффективность государственного управления в условиях постмодерна // Власть. - 2010. - № 5. - С. 4-9.

20. A history of the university in Europe: In 4 vol. / Ed. by H. de Ridder-Symoens, W. Regg et al. Vol. 1-2. - Cambridge.- 1992-1996. - 894 p.

21. Brooks S. Public policy in Canada. An Introduction. - Toronto: Oxford University Press, 1998. - 296 p.

22. Dye T. Understanding Public Policy. - Englewood Cliffs, N.Y.: Prentice-Hall. - 1978. - 186 p.

23. Easton D. Categories for the Systems Analysis of Politics // Varieties of Political Theory / ed. by D. Easton. Prentice- Hall. - Englewood Cliffs, N.J. - 1966. - 468 p.

24. Fullon, D. The German university // D. Fullon. Colorado - 1980. - 178 p.

25. Jenkins-Smith Hank C. and Sabatier Paul A. The Study of the Public Policy Process // Paul A. Sabatier and Hank C. Jenkins-Smith, eds. Policy Change and Learning: An Advocacy Coalition Approach. - Boulder: Westview Press, 1993. - 290 p.

26. Kolltveit K., Askim J. Decentralisation as substantial and institutional policy change: scrutinising the regionalisation of science policy in Norway // Science and Public Policy. - Vol. 44, I. 4, 1 August 2017. - Pp. 546-555. - https://doi. org/10.1093/scipol/scw083

27. Hayter C.S., Feeney M.K. Determinants of external patenting behavior among university scientists // Science and Public Policy. - Vol. 44, I. 1, 1 February 2017. - Pp. 11-120. - https://doi.org/10.1093/scipol/scw037

28. Hoppe R. Scientific advice and public policy: expert advisers’ and policymakers’ discourses on boundary work // Poiesis and Praxis. - 2009. - I. 6 (3-4). - P. 235-263.

29. Hoppe Rob, Wesselink Anna, Cairns Rose. Lost in the problem: the role of boundary organizations in the governance of climate change // Wiley Interdisciplinary Reviews: Climate Change. July / August. -2013. - Vol. 4. I. 4. - P. 283-300.

30. Iskandarova M. From the idea of scale to the idea of agency: An actor-network theory perspective on policy development for renewable energy // Science and Public Policy. - Vol. 44. I. 4, 1 August 2017. - Pp. 476-485, https://doi.org/10.1093/ scipol/scw075


Для цитирования:


Знаменский Д.Ю. Государственная политика в области развития вузовской науки: стадии жизненного цикла. Управление. 2018;6(1):55-62.

For citation:


Znamenskiy D.Y. Public policy in universities’ science development: stages of lifecircle. Upravlenie. 2018;6(1):55-62. (In Russ.)

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2309-3633 (Print)