Журнал издается с 2013 года.
Миссия журнала состоит в представлении последних результатов оригинальных исследований в области управления государством, отраслевыми комплексами, экономикой и политическими процессами с акцентом на международную проблематику. Освещаются вопросы вызовов и угроз в управленческих процессах, происходящих в мире.
Целевую аудиторию журнала составляют экономисты-исследователи, ведущие практики, изучающие на теоретическом, эмпирическом и практическом уровнях отраслевые проблемы управления народным хозяйством, государством, экономикой в целом, а также изучающие влияние политики на процессы менеджмента. Журнал адресован также руководителям федеральных и региональных органов власти, отвечающим за разработку стратегии развития отраслевого хозяйства, ТОП-менеджерам и аналитикам крупных предприятий и корпораций, преподавателям и студентам ВУЗов.
Журнал включен в Перечень ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, рекомендованный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по следующим направлениям:
- 5.2.1. - Экономическая теория (экономические науки),
- 5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике (экономические науки),
- 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (экономические науки),
- 5.2.4. - Финансы (экономические науки),
- 5.2.5. - Мировая экономика (экономические науки),
- 5.2.6. Менеджмент (экономические науки),
- 5.5.1. История и теория политики (политические науки),
- 5.5.2. - Политические институты, процессы, технологии (политические науки),
- 5.5.3. Государственное управление и отраслевые политики (политические науки),
- 5.5.4. - Международные отношения (политические науки).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации от 11 декабря 2012 г. ПИ № ФС77-52135.
В запись о регистрации внесены изменения, регистрационный номер ПИ № ФС 77-76216 от 12 июля 2019 г.
На сайте «Объединенного каталога «Пресса России» можно оформить подписку на 2023 год на печатную версию журнала «Управление» по подписному индексу 79129, а также подписаться через интернет-магазин «Пресса по подписке».
Текущий выпуск
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Правительством Российской Федерации реализуются комплексные меры по противодействию санкциям, стабилизации экономики, восстановлению экономической безопасности и достижению технологического суверенитета. Рассматриваются законопроекты по закрытию лакун, предпринимаются меры по поддержке отечественных предприятий в сфере приоритетных направлений развития экономики. Повсеместное финансирование обширного ряда проектов невозможно, поэтому автором настоящего исследования признается целесообразным рассмотрение расстановки приоритетов в соответствии с определенными критериями, такими как размер отрасли, участие в цепочках создания ценности, эффективность и работоспособность отрасли на текущий момент. Для рассматриваемой отрасли микроэлектроники важно учесть состояние показателей межотраслевых балансов для формирования заказов и сохранения экономического равновесия, так как ее произведенные продукты потребляются практически во всех отраслях экономики в связи с проникновением цифровизации на разных уровнях. Цель данной статьи заключается в выявлении тенденций мировой экономики, анализе и прогнозировании действий основных участников, анализе отечественной отрасли микроэлектроники, а также рационализаторских предложениях на основе собранных данных. Предложения заключаются в создании условий взаимодействия институтов инновационного развития с группами образовательных учреждений с целью реализации совместных проектов по созданию инноваций. Методологической основой для построения модели послужили современные работы в исследуемой области. В статье рассмотрены основные причины и проблемы, препятствующие выходу отраслей экономики из критического состояния в рамках достижения технологического суверенитета, проанализировано текущее состояние отрасли микроэлектроники в сложившейся геополитической обстановке, предложены внешние и внутренние пути расшития «узких мест» в виде мер по стимулированию создания сквозных технологий.
Современный этап цифровой трансформации промышленного производства заключается в развитии и интеграции технологий искусственного интеллекта. Стратегическая значимость интеллектуализации российской промышленности требует синхронного вовлечения всех отраслей промышленности в этот процесс в целях обеспечения эффективного и пропорционального развития экономики страны. В связи с этим целью настоящего исследования является разработка предложений по согласованному и сбалансированному стратегированию в области интеллектуального развития промышленности страны. Предмет исследования – связь процессов цифровизации и использования интеллектуальных технологий с реализацией стратегий развития всех отраслей промышленности и национальной программой «Цифровая экономика». Гипотеза исследования исходит из проблемы низкой эффективности реализации действующих стратегий отраслевого развития и процессов цифровизации производства, причинно-следственным итогом которых являются несогласованность, несбалансированность и несовпадение их разработки во времени в силу отсутствия единых взглядов, единых стандартов и единого пространства информационно коммуникационного взаимодействия. Задачи исследования: изучение статистических материалов и практических разработок в области цифровизации промышленности; анализ действующих стратегий развития промышленных отраслей до 2035 г.; анализ процессов цифровизации промышленности на основе отчетов по внедрению концепции Индустрия 4.0, различных цифровых платформ диспетчеризации производства, прогнозной аналитики и т.п.; разработка концепции интеллектуального развития промышленности и механизма интеграции всех участников процессов цифровой трансформации, в том числе и государства. Авторами предложены концепция 3С для разработки стратегии интеллектуализации промышленности и механизм интеграции субъектов стратегического процесса в едином пространстве информационно-коммуникационного взаимодействия для целей системной увязки стратегий отраслевого развития на базе сквозных технологий и искусственного интеллекта.
Трансформация международных отношений, вызванных геополитическими процессами, существенно влияет на тенденции развития во внешнеторговой деятельности, глобальную перестройку каналов товародвижения, изменения условий валютного, таможенного регулирования, кредитования и инвестирования. Обеспечение в Евроазиатском регионе стабильности, безопасности и процветания отвечает интересам многих государств, прежде всего Российской Федерации и Китая, а также их ближайших партнеров. Реализация проекта по строительству и модернизации Евроазиатской транспортной системы не только позволит нейтрализовать риски в условиях международных вызовов, но и поспособствует созданию новой экосистемы, обладающей большим потенциалом в новых реалиях. Согласование и совместная координация действий в соответствии с поступательной реализацией интеграционного процесса по созданию региональной экосистемы в международном формате будут способствовать созданию взаимовыгодного партнерства, развитию устойчивых долгосрочных связей по реализации торговых, научно-производственных, логистических проектов. Построение международной архитектуры стратегического партнерства в формате региональных и отраслевых взаимодействий – это реальный и потенциально успешный подход повышения эффективности региональной экономической кооперации. Актуальность исследования также подтверждается положениями проекта по развитию транспортно-логистического и экономического сотрудничества до 2030 г. по приоритетным стратегическим направлениям, прежде всего в финансовой, в промышленно-технологической и транспортно-логистической областях. Научная новизна исследования заключается во всестороннем и комплексном изучении роли и потенциала региональной кооперации и интеграции экономических процессов Китая и Российской Федерации в новой экосистеме «Большое евразийское партнерство», развитии между государствами региона взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической и гуманитарной областях. Научная новизна исследования заключается в обосновании построения и реализации совместного транспортно-логистического проекта на условиях интеграции между Китаем и Российской Федерацией, что предопределит создание новой экосистемы «Большое евразийское партнерство» с долгосрочным взаимовыгодным многосторонним сотрудничеством на международном уровне в экономической, политической и гуманитарной областях.
УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Бюджетно-налоговая политика призвана обеспечить устойчивое развитие российской экономики на основе модернизации, повысить уровень жизни населения путем снижения социального неравенства, адаптировать бюджетную систему к современным реалиям. Санкции, введенные странами Европейского союза и Соединенными Штатами Америки против Российской Федерации (далее – РФ), влияют не только на сферу производства, но и на экономику в целом. Снижение цен на нефть, девальвация рубля, отток иностранного капитала в конечном итоге ведут к дефициту бюджета. В этих условиях бюджетно-налоговая политика остается одним из важнейших инструментов проводимой государством экономической политики. Приоритетным направлением становится повышение эффективности налоговой системы. В задачи исследования входит установление эффективности бюджетно-налоговой системы в формировании доходов бюджетов различных уровней, в том числе административных центров (столиц республик, областных центров). В статье использованы анализ и синтез, обобщение, группировка, динамика, сравнение, табличный метод, данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ. Установлено, что существующая бюджетно-налоговая политика не обеспечивает региональные и местные бюджеты необходимыми финансовыми ресурсами, в них преобладают межбюджетные трансферты, покрывающие лишь их дефицит, не обеспечивающие рост экономики. Все это предопределяет необходимость перераспределения налоговых доходов в пользу региональных и местных бюджетов, что ослабит долю межбюджетных трансфертов в указанных бюджетах.
В статье поднимаются вопросы развития актуального инструмента финансового регулирования и надзора – стресс тестирования. Органы регулирования используют разные виды тестирования для оценки возможных проблем, а также моделирования ответной реакции поднадзорных институтов на изменение параметров систем. В настоящее время вопросы обеспечения финансовой стабильности стоят достаточно остро, и поиск эффективных аналитических инструментов – важная управленческая задача, на решение которой направлено настоящее исследование. Цель статьи – обосновать преимущества и ограничения данного инструмента и определить направления по его совершенствованию. Проанализирована эволюция инструмента, и исследованы микропруденциальные, макропруденциальные и кризисные стресс-тесты. Работа базируется на данных Международного валютного фонда, а также Центрального банка Российской Федерации, использованы методы анализа нормативных документов и сравнительного экономического анализа. Систематизированы типы стресс-тестов и основные этапы стресс-тестирования. Авторы, учитывая трансграничный характер деятельности финансовых институтов, делают вывод о желательной трансформации инструментов надзора и рекомендуют в качестве основных направлений совершенствования включение в стресс-тестирование небанковских финансовых организаций, а также сетевых взаимодействий между финансовыми институтами.
Среднедушевые доходы населения являются одним из важных показателей, отражающих уровень жизни в стране. Актуальным становятся определение причин дифференциации уровня доходов на душу населения и на одно домохозяйство и выявление причин, на нее влияющих. В работе рассмотрены доходы населения по автономным областям Испании за 2008–2021 гг. как на душу населения, так и на одно домохозяйство. Проведен сравнительный анализ доходов с учетом и без учета вмененной арендной платы, то есть определены доля расходов на аренду жилья в доходах населения и тенденция по ее изменению за последние 13 лет. По результатам исследования выявлены более высокие показатели уровня жизни в отдельных промышленно развитых регионах Севера страны, такие как Наварра и Страна Басков, а также в регионах, где расположены крупные мегаполисы. Это автономная область Мадрид с населением 6,7 млн чел. (непосредственно Мадрид – около 5 млн чел.) и Каталония с населением 7,7 млн чел. с административным центром в Барселоне (4,5 млн чел.). Выявлен также медленный рост расходов граждан на аренду жилья. В связи с ростом индивидуализации населения и сокращением количества человек в семье уменьшается количество человек в одном домохозяйстве в среднем по стране. Анализ изменения численности населения Испании показывает, что демографическая ситуация остается позитивно стабильной. В целом наблюдается рост населения, однако происходит депопуляция во внутренних регионах страны, таких как Экстремадура, Кастилия-Ла Манча, Кастилия и Леон, Арагон. Кроме уровня жизни, на миграционные процессы оказывают и другие факторы, такие как климат, близость к побережью, туристическая привлекательность.
Внедрение инноваций является одной из главных экономических целей, поскольку это главный фактор обеспечения выполнения задач импортозамещения, расширения экономической экспансии на внешних рынках, повышения конкурентоспособности отечественной экономики в целом. Исходя из этого, является актуальной задача исследования инновационных процессов в отечественном экономическом поле. Особое внимание при этом стоит уделить сектору малого и среднего предпринимательства, поскольку небольшие организации умеют более гибко реагировать на требования рынка и имеют меньшую инертность при решении задач по быстрой настройке производства под новые правила. Малый размер предприятия определяет необходимость высокой эффективности инновационных расходов в отличие от более крупных и самодостаточных экономических формаций. Целесообразно проведение сравнительного анализа результативности научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в секторе малое и среднее предпринимательство с данными по экономике в целом для определения приоритетного вектора государственной поддержки. В ходе исследования с применением математико-статистических методов, анализа и синтеза сделан вывод о применимости метода определения результативности инновационных процессов через отношение объема выпуска инновационной продукции к величине расходов на инновации. Такая методика расчета позволила установить, что наибольшую эффективность малое и среднее предпринимательство демонстрирует в ряде направлений, важных с точки зрения обеспечения технологического суверенитета страны и импортозамещения.
Статья посвящена изучению предприятий зернопродуктового подкомплекса, занимающихся производством и реализацией зерна как для внутреннего потребления, так и на экспорт. Автор исследует кластерный подход как основу развития механизма экспорта зерна, ключевым элементом которого является принцип объединения функций сбыта, хранения и отгрузки продукции в транспортно-логистической части кластера. Достижение синергетического эффекта при этом обусловлено взаимовыгодным сотрудничеством субъектов на инвестиционно-инновационной основе. В работе обобщены основные этапы организации экспорта сельскохозяйственной продукции, по каждому из которых представлен перечень проводимых процедур и состав используемых документов. На основе проведенных исследований представлен современный механизм экспорта продукции (зерновых) сельскохозяйственными предприятиями с выделением субъектов по стадиям жизненного цикла экспорта в зависимости от способа его осуществления (напрямую, через посредника, в качестве участника кластера). На примере экспортно-ориентированного предприятия Саратовской области показана эффективность кластеризации, заключающаяся в минимизации трансакционных издержек за счет сокращения прочих реализационных расходов. Результаты работы могут быть использованы при разработке программ и предложений по укреплению интеграционных связей между субъектами агропромышленного комплекса.
Цель работы – построение моделей экономического поведения субъектов на рынке земель сельскохозяйственного назначения. Формирование в аграрной сфере рационального землепользования свидетельствует о влиянии институциональных факторов – мотивов и интересов собственников земель, которые позволяют обеспечить распределение земель, включенных в рыночный оборот, между наиболее эффективными пользователями. Предложена структурная схема мотивов поведения субъектов рынка земель сельскохозяйственного назначения. Мотивы продавцов на рынке земель заключаются в оптимизации доходов, что достигается повышением привлекательности участка. Покупатели руководствуются мотивами владения, пользования и распоряжения землей путем приобретения земельного участка. Продавцами и покупателями земельных участков являются физические и юридические лица. В продаже земли участвуют сельскохозяйственные организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства и граждане (сельское население). Покупателями на рынке выступают: собственник, землепользователь, землевладелец и арендатор. Систематизированы функции продавцов и покупателей, которые учитывают цель и действие акторов. Представлены и разработаны деструктивная и рациональная модели экономического поведения субъектов на рынке земель сельскохозяйственного назначения. Применение деструктивной модели связано с негативными последствиями, характеризующимися выводом земель из хозяйственного оборота, изменением целевого назначения и переводом земель в другую категорию. Рациональная модель включает нахождение оптимальной альтернативы в условиях набора ограничений и предусматривает высокий уровень интеллекта и знаний человека для принятия правильных решений. Факторами данной модели служат координация институтов земельной собственности и создание правовой базы. Для нее характерно жесткое административно-правовое регулирование, что способствует искоренению теневизации в земельных отношениях. Область применения разработанной рациональной модели экономического поведения субъектов рынка земель сельскохозяйственного назначения – научные организации, органы управления агропромышленным комплексом на региональном и муниципальном уровнях, сельхозтоваропроизводители.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ
В статье рассматриваются особенности стратегического планирования в наукоемких дочерних обществах вертикально интегрированных нефтегазовых компаний (далее – ВИНК). На основе проведенного анализа предлагается совершенствование подхода к стратегическому планированию за счет включения в него принципов и механизмов партисипации. В современных условиях стратегическое развитие ВИНК тесно связано с получением качественных результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, отвечающих на вызовы, которые стоят на пути успешного развития нефтегазового комплекса. Получение таких результатов возможно при грамотном стратегическом планировании деятельности наукоемких дочерних обществ, производящих основные научные результаты для ВИНК. Использование принципов партисипаторного подхода к управлению промышленным предприятием на этапах стратегического планирования может стать одним из вариантов повышения качества стратегического планирования. Рассмотрен существующий подход к стратегическому планированию в наукоемких дочерних обществах ВИНК, проанализированы его преимущества и недостатки. Рекомендовано устранить выявленные недостатки и тем самым усовершенствовать подход за счет адаптации к особенностям ВИНК интерактивного стратегического планирования и дополнения его механизмами партисипации. Предложены новые принципы и определены направления развития инструментов стратегического планирования в наукоемких дочерних обществах ВИНК.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ
В статье рассмотрен процесс обеспечения информационной безопасности с позиции оценки затрат и выгод, что позволяет понять экономические аспекты технико-экономического обоснования мероприятий в области защиты информации бизнеса. В практике российского бизнеса вопросы обеспечения информационной безопасности сфокусированы на соблюдении нормативных требований законодательства. Это приводит к тому, что хозяйствующие субъекты пренебрегают процедурой комплексной оценки эффективности мероприятий, которые должны учитывать затраты и выгоды реализации правового, организационного и технического обеспечения защиты информации. Вместе с этим для соответствия новым условиям технологического развития общества требуются пересмотр концепции защиты информации хозяйствующих субъектов и закрепление в политике информационной безопасности деятельности подходов к оценке риска на основе стоимости активов. Исследование содержит описание подхода «затраты/выгоды» по составным компонентам процесса обеспечения информационной безопасности бизнеса. Для понимания экономических аспектов обеспечения защиты информации представленное исследование фокусирует свое внимание на хозяйствующих субъектах рыночного типа хозяйствования (предприятие в своей деятельности получает прибыль). Определен состав компонентов процесса обеспечения информационной безопасности. На примере риск-менеджмента подробно рассмотрены затраты и выгоды информационной безопасности.
ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ
В современных экономических и политических условиях первостепенной задачей является стремление к технологической независимости и самодостаточности экономики с максимальной опорой в развитии на собственные ресурсы, при этом не исключая экономической экспансии за счет повышения конкурентоспособности экономики на мировом рынке. Ключевым конкурентным фактором является инновационность продукции и услуг, а также степень внедрения наиболее передовых производственных технологий, которые в сумме оказывают решающее влияние на эффективность экономики как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Повсеместное развитие тенденций глобализации, цифровизации, современных средств связи и коммуникации, важность территориального фактора замещаются факторами технологического, научного и инновационного развития. В связи с этим является актуальной задача исследования данных процессов и поиска факторов, влияющих на качественный рост эффективности процессов и произведенной продукции. В настоящем исследовании с использованием математико-статистических методов установлено, что решающее значение для эффективности экономики в национальном масштабе является величина расходов на научно-исследовательские и опытно-констукторские работы. Данный показатель оказывает прямое воздействие на инновационные процессы как в стране в целом, так и в отдельных регионах. Однако одним из существенных препятствий в развитии и обеспечении устойчивости региональных экономик является гиперконцентрация научных расходов в нескольких регионах страны, что оказывает негативное влияние на эффективность регионального развития.
Рынок человеческих ресурсов является производным от ключевого рынка товаров и услуг, рост которого обеспечивает экономическое развитие страны. Однако именно эффективные человеческие ресурсы позволяют рационально использовать природный потенциал, обеспечивать воспроизводство капитала и создание новых технологий. Изменения на рынке труда способны коренным образом трансформировать социально-экономическую экосистему и повлиять на уровень политической стабильности в стране. Так, в 2010-е гг. дисбаланс на рынке человеческих ресурсов Великобритании спровоцировал политическую нестабильность, что вынудило правительство выйти из Европейского союза. Цель исследовательской работы – выявить влияние рынка труда на политические решения на примере Соединенного Королевства, определить причины неравновесия на рынке человеческих ресурсов, выделить этапы создания Европейского союза и стадии выхода из него Великобритании, представить результаты брексита на уровне экономики и рынка труда. Статья опирается на историко логический и сравнительный методы исследования, сопоставление динамики макроэкономических индикаторов на основе системного подхода. Статистические данные Всемирного банка и Национальной статистической службы Великобритании позволяют подтвердить взаимное влияние рынка труда и политики правительства страны.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что на протяжении последних 30 лет государственная культурная политика Российской Федерации была ориентирована на укрепление демократических культурных ценностей, однако в последние годы ситуация начала сильно меняться. Правящая элита страны объявила о переориентации государственной культурной политики, которая теперь должна основываться исключительно на традиционных ценностях. Цель данного исследования заключается в выявлении особенностей трансформации системы общекультурных и политических ценностей Российской Федерации, происходящих в настоящее время. Задачи статьи заключаются в выявлении актуальных общекультурных и политических ценностей, подпадающих под категорию «традиционных», установлении ценностных ориентаций, наиболее значимых для россиян в настоящее время, а также в определении степени риска ценностного раскола в российском обществе. Исследование проводилось с применением таких методов, как классический анализ документов, социальный опрос, метод сравнительного анализа, метод систематизации, метод визуализации. Результаты проведенного исследования показывают, что ценности, принятые в качестве традиционных, и ценности, выделенные респондентами в качестве значимых, совпадают по таким позициям, как справедливость, права человека, свобода, патриотизм, нравственность, коллективизм, взаимопомощь. Непосредственная угроза деградации ценностей российского общества не выявлена. Риски, связанные с возможным расколом общества, являются умеренными. Результаты социологического исследования позволяют сделать вывод о том, что в российском социуме возникла поляризация политических взглядов одной части общества, однако все больше увеличивается уровень аполитичности другой.
В статье говорится о развитии политической активности крестьянства в России первой трети XX в. Раскрываются причины и суть Крестьянского союза в революционных событиях 1905–1907 гг. и 1917 г., Гражданской войны и в период проведения новой экономической политики. Выделяются периоды политической активности крестьянства, обусловленные трансформацией государственной политики в деревне. Начиная с 1905 г., власть пыталась вовлечь крестьянство в политическую повестку. Однако политизацию невозможно было контролировать в условиях революции. Политической активностью крестьянства пользовались оппозиционные силы, эсеры и большевики, предложившие понятную для крестьянской социальной психологии программу. Третьеиюньская монархия приостановила деятельность Крестьянского союза. В феврале 1917 г. работа съезда продолжилась под контролем эсеров. В августе 1917 г. Крестьянский съезд принял эсеровские программные документы. Призывы создать союз в Гражданскую войну проходили на фоне разочарования крестьян политикой «военного коммунизма». В 1921 г. идея создания Крестьянского союза возродилась. Противоречивость большевистской политики, концепция «смычки» города и деревни, нарастание «чрезвычайщины» и кризисы новой экономической политики на фоне предоставления крестьянам относительной экономической свободы привели к росту требований крестьян в защиту своих экономических прав и создания организаций, напоминавших профсоюзы в городе. Институционально эти требования не были оформлены. Движение охватило все слои деревни. Всплеск требований Объединенного государственного политического управления датирован 1927–1928 гг. Он обусловлен переходом к коллективизации. Сделан вывод о том, что, несмотря на отсутствие концепции Крестьянского союза, разнообразие требований, различное понимание объединения в сельском обществе, движение за его создание свидетельствовали о возросшей социально-политической активности населения. Когда государственная политика обозначила сворачивание принципов новой экономической политики, количество голосов в поддержку союза возросло. Был очевиден рост социально-политической напряженности в селах. Партия начала проводить политику социального раскола в деревне, чтобы не допустить радикализацию настроений.
ISSN 2713-1645 (Online)